самая крупная из правосл. автокеф. церквей. Возникла после принятия христианства на Руси (988) и в течение длит. времени находилась в зависимости от константиноп. патриарха. Лишь в середине 15 в. обрела фактич. самостоятельность. В 1589 в России было учреждено патриаршество, просуществовавшее до 1721, когда для руководства церковью был образован Синод во главе с обер-прокурором. Будучи гос. церковью Рос. империи, Р. п. ц. на протяжении всей своей истории защищала устои правящих классов, царского самодержавия. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она выступала против революц. движений, любых проявлений свободомыслия, препятствовала развитию науч. знания, культурному прогрессу. После крушения самодержавного строя на поместном соборе 1917 было восстановлено патриаршество. Главой церкви стал Тихон (Белавин), к-рый предал анафеме Сов. власть. Р. п. ц. заняла откровенно враждебные позиции по отношению к революции. Лишь в кон. 20-х гг. она изменила политич. ориентацию, заявив о своем лояльном отношении к сов. строю. В наст. вр. Р. п. ц. является наиболее значительным по числу приверженцев религ. объединением в СССР. В ее ведении находятся 76 епархий и 4 экзархата. 3 экзархата и 2 благочиния имеются за рубежом, объединяя находящиеся там приходы. Приходы Р. п. ц. в США и Канаде входят в отд. округ. Управляется Р. п. ц. Синодом во главе с патриархом. Она готовит кадры духовенства в 3 духовных семинариях и 2 академиях, осуществляет издательскую деятельность, выпуская богослужебную лит-ру, а также «Журнал Моск. патриархии». Издаются Библия, ежегодные календари, богосл. труды. В ведении Р. п. ц. 18 монастырей (2 из них находятся за границей). Денежные ее доходы складываются из добровольных пожертвований, платы за требы и сумм, полученных от продажи свечей и предметов культа. Р. п. ц. пользуется равными правами с др. религ. объединениями. Конституционные гарантии свободы совести создают ей все возможности для удовлетворения религ. потребностей верующих.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Источник: Атеистический словарь
Русская православная церковь
самая крупная автокефальная правосл. церковь. Православие введено на Руси в 10 в. В первые века своего существования Р. п. ц. подчинялась константинопольскому патриарху. В 1448 г. была объявлена автокефальной (самостоятельной). Став идеологом феодализма и крупнейшим собственником, Р. п. ц. освящала именем бога власть господствующих классов. Рус. князья придавали большое значение укреплению церк. орг-ции, ликвидации раздробленности внутри церкви, стремясь подчинить ее великокняжеской власти. С этой целью в 1589 г. была учреждена Московская патриархия. В централизации духовного управления были заинтересованы и церковь и гос-во: церковь стремилась утвердить приоритет духовной власти над светской, а гос-во старалось сделать церковь государственной. Борьба между ними закончилась полным подчинением Р. п. ц. самодержавию. При Петре I патриаршество было ликвидировано, учрежден святейший правительственный синод, к-рому переданы функции управления и т. д. Церковь верой и правдой служила самодержавию, активно боролась против освободительного движения рабочего класса и социалистических идей. Поместный собор 1917 – 1918 гг. избрал патриархом митрополита Тихона. Объединившееся вокруг него контрреволюционное духовенство выступило против Советской власти. Укрепление Советской власти, поддержка народом мероприятий Советского гос-ва вынудили Р. п. ц. изменить свою политическую ориентацию, отказаться от антисоветской деятельности, а в годы Великой Отечественной войны осудить фашистскую агрессию. В устройстве и управлении Р. п. ц. руководствуется каноническими постановлениями вселенских и поместных соборов. Во главе ее стоит патриарх, при нем имеется свящ. синод. В административном отношении церковь делится на епархии, благочинные округа и приходы. Подготовка кадров священнослужителей осуществляется в духовных учебных заведениях. Московская патриархия издает журнал, календари, богослужебные книги и т. д. В условиях социалистической действительности Р. п. ц. изменила свое отношение к Советскому гос-ву, а также внесла коррективы в вероучение и догматику. Однако эти изменения не меняют ее реакц. сущности.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
самая крупная из ныне существующих автокефальных помести, правосл. церквей. Образовалась в конце 10 в. формальным началом считается обращение в христ-во жителей столицы Киев. Руси, совершенное визант. духовенством по распоряжению князя Владимира Святославича в 988 (см. «Крещение Руси»). Получила автокефалию в 1448, а патриаршество - в 1589. С 1721 по 1917 возглавлялась «Святейшим правительствующим синодом», ас 1917 и по наст. вр. патриархом. В послереволюц. годы РПЦ пережила острый и продолжительный кризис: она лишилась прихожан из числа эксплуататор. классов и сословий, из нее ушли также многие верующие трудящиеся, порвавшие с религией под воздействием революц. преобразований, социалистич. строительства н культурной революции. Неблагоприятными для РПЦ были н многочисленные расколы 20 - 30-х гг., ослабившие ее позиции в социалистич. об-ве (см. Обновленчество, Григорьевщина) В наст. вр. РПЦ имеет 8,5 тыс. приходов, существующих на добровольные пожертвования верующих, доходы от треб, продажи свечей и прочих культовых предметов. Приходы объединены в благочинные округа (благочиния), а последние в 76 епархий, возглавляемых епископами, архиепископами и митрополитами. Все 18 епархий, находящихся в УССР, объединены в Украин. экзархат, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким. Более 120 приходов РПЦ находятся за рубежом, составляя 3 благочиния (Финляндское, Венгерское и Мексиканское) и 3 экзархата (Западноевропейский, Среднеевропейский и Латиноамериканский); приходы РПЦ в США и Канаде находятся под особым управлением иерарха Моск. патриархии. Имеется 20 монастырей, два из них находятся за рубежом: мужской Пантелеймоновский - на Афоне и женский Горненский в окрестностях Иерусалима. Кадры священнослужителей готовят 3 духовные семинарии (в Загорске, Ленинграде и Одессе) и 2 духовные академии: Московская в Загорске и Ленинградская, в последней имеется ф т иностр. студентов и регентский класс. РПЦ выпускает 10 периодических изданий, церк. календари, Библию, разнообразную богослужеб. лит-ру, а также труды наиболее крупных богословов. Является активным членом Христианской мирной конференции, Конференции европейских церквей и Всемирного совета церквей. Ведет большую миротворч. деятельность, в частности провела всемирные конференции «Религ. деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (1977) и «Религ. деятели за спасение свящ. дара жизни от ядерной катастрофы» (1982).
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
самая большая церковь в православии. Начала складываться в XI в., вскоре после насаждения христианства на Киевской Руси (см. Крещение Руси) и вплоть до Великой Окт. социалистич. революции была господств. гос. церковью в России. Она обожествляла княжескую, а впоследствии царскую власть, именем бога освящала феод.-крепостнич. строй с его жестокой эксплуатацией трудящихся. Наряду с этим в период раннего феодализма деятельность церкви способствовала укреплению связей между отдельными обособл. княжествами, содействовала созданию централизов. русского гос-ва, сопровождалась распространением грамотности на Руси (гл. о. среди духовенства) и нек-рым развитием живописи, архитектуры. Однако с развитием феодализма и усилением централизов. власти в гос-ве церковь все враждебнее относилась к нар.-освободит. движению, к науке, культуре и просвещению масс.
Р. п. ц. не только защищала интересы господств. классов, но и сама владела огромными богатствами, была крупнейшим эксплуататором трудящихся. Многочисл. монастыри на Руси представляли собой крупные феод. хоз-ва, существовавшие за счет труда крепостных крестьян. Вместе с тем они были рассадниками реакц. религ.-монархич. идеологии и очагами борьбы с рев. движением в стране. В первые века своего существования (в частности, под «татарским игом») Р. п. ц. подчинялась Константинов патриарху, к-рый ставил во главе нее своих митрополитов. Возвышение Москвы и взаимовыгодный союз с моcк. князьями, а также ослабление Византии, стоявшей накануне полного завоевания турками, позволили Р. п. ц. выйти в 1448 из подчинения константиноп. патриарху и стать самостоятельной (автокефальной). В 1589 ее главе был присвоен титул «патриарха московского и всея Руси». Среди правосл. патриархов он занял пятое место, после константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского. Это место остается за ним и в наст. вр.
Укрепление единого церк. управления сопровождалось централизацией правосл. культа. Если в период феод. раздробленности русских земель каждое княжество имело свои «святыни» (иконы, (святых» и т. п.), то с ликвидацией удельных княжеств особо чтимые местные «святыни» переносились в Москву и объявлялись общегосударственными. В XV в. было вместе с тем канонизировано более 30 новых общегос. «святых». Установление патриаршества и централизация церк. управления и культа, сопутствовавшие консолидации Моск. гос-ва, усилили позиции Р. п. ц. в гос-ве, а также ее роль орудия духовного закабаления нар. масс в интересах господств. классов царской России. Поддерживая и укрепляя церковь, самодержавие, однако, допускало ее деятельность только под своим безусл. контролем. Поэтому оно решительно пресекло во второй пол. XVII в. попытку патр. Никона добиться независимости церкви от светской власти. К этому времени относится и одно из крупных событий в истории Моск. гос-ва - церк. раскол, охвативший значит. слои населения. Поводом к расколу послужило предпринятое по указанию Никона исправление богослужебных книг и нек-рых обрядов по греч. образцам, а подлинной причиной - серьезные социальные сдвиги в русском обществе (выдвижение дворянства - опоры царизма) и усиление крепостнич. гнета. Раскольники-старообрядцы (см. Старообрядчество) отказались признать реформу Никона, откололись от господств. церкви и образовали свою, старообрядческую, за что преследовались офиц. церковью и царским правительством.
В 1721 церк. руководство, находившееся в оппозиции к реформам Петра I, было реорганизовано. Вместо патриарха во главе церкви был поставлен синод, руководимый гос. чиновником - обер-прокурором синода. Реформа Петра I окончательно превратила церковь в часть гос. аппарата и поставила ее целиком на службу самодерж.-крепостнич. режиму. Высшая власть в церкви перешла к царю, к-рый был объявлен верховным хранителем и защитником догматов правосл. церкви и блюстителем «церк. благочиния». Защищая интересы самодержавия, помещиков и капиталистов, Р. п. ц. оправдывала жестокую эксплуатацию нар. масс, помогала царизму угнетать народы окраин России, сеяла нац. рознь между ними, применяла насильств. крещение «инородцев», боролась с рев. рабочим и нац.-освободит. движениями трудящихся. Р. п. ц. на протяжении мн. веков боролась против развития и распространения научных знаний, культуры и просвещения в России, насаждала культ икон, «мощей», «ев, мест», знахарство и т. п. В XIVXVIII вв. церковь, преследуя ереси, выражавшие под религ. оболочкой протест против самодерж.-крепостнич. и духовного гнета и произвола, практиковала сожжение «еретиков» и «богохульников» на кострах, заживо гноила их в монаст. тюрьмах, душила просвещение. Позже она преследовала и травила ученых, добивалась уничтожения «богопротивных» книг. В церк. уч. заведениях, в церк. изданиях и в проповедях велось «обличение» социализма, «опровергались» теории и выводы передовой науки.
Р. п. ц., в лице правящей верхушки и большей части приходского духовенства, враждебно встретила Великую Окт. социалистич. революцию. Поместный собор 1917—1918, на к-ром сторонники свергнутого самодержавия были в подавляющем большинстве, направлял церковь на путь контррев. деятельности. Собор восстановил патриаршество и избрал патриархом моcк. митрополита Тихона (Белавина), известного враждебным отношением к революции и Сов. власти. Церковники выступили против проведения в жизнь декрета СНК «Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви». В годы гражд. войны значит. часть духовенства во главе с иерархами Р. п. ц. участвовала в контррев. заговорах, создавала спец. отряды для борьбы против Сов. республики (см. Полки Иисуса). В 1922 патриарх Тихон организовал борьбу против изъятия, по декрету СНК, церк. богатств (золотой и серебр. утвари), на к-рые Сов. власть приобретала продовольствие для голодающих Поволжья.
Позже мн. церковники выступали против коллективизации с. хоз-ва и индустриализации страны. За эту антисов. деятельность (не за отправление религ. культа, как клеветали церковники) нек-рые из них привлекались к судебной ответственности. С упрочением Сов. власти, пользующейся поддержкой всего народа, церковники вынуждены были пересмотреть свое отношение к Сов. гос-ву, чтобы не лишиться всякой опоры среди верующих. В 1922 среди духовенства Р. п. ц. возникло т. н. обновленческое движение, к-рое ставило задачу приспособить деятельность церкви к условиям нового обществ, строя. Обновленцы выступали против реакц.-монархич. политики церк. руководства, призывали лояльно относиться к Сов. власти, проповедовали идеи «христианского социализма».
Под давлением верующих церк. руководство вынуждено было изменить свои позиции. В 1923 патриарх Тихон заявил о своем отказе от антисов. деятельности, а в завещании, опубликованном в 1925, осудил всякую агитацию против нового гос. строя. Преемник Тихона митр. Сергий (местоблюститель патриаршего престола) вместе с членами синода опубликовал в 1927 декларацию, в к-рой призвал духовенство и верующих признать Сов. власть «не за страх, а за совесть. Победа социализма в СССР сыграла решающую роль в окончат, переходе Р. п. ц. на позиции лояльного отношения к Сов. обществ, и гос. строю. Изменение позиций офиц. церк. руководства привело к постепенной самоликвидации обновленчества.
Во время Великой Отечеств, войны 1941—1945, отражая настроения верующих, Р. п. ц. занимала патриотич. позиции, проводила сбор средств на нужды фронта и тыла. Вместе с тем весьма мн. представители правосл. духовенства на временно оккупированной врагом территории сотрудничали с фашистами. В 1943 при Совете Министров СССР был создан Совет по делам Р. п. ц., к-рый наблюдает за выполнением сов. законодательства о религ. культах как церковниками, так и местными органами власти.
В наст. вр. Р. п. ц. поддерживает внешнюю и внутр. политику Сов. гос-ва, участвует в борьбе за мир. В 1961 она вступила во Всемирный совет церквей. Во главе церкви ныне находится патр. Алексий, при нем состоит синод, в к-рый постоянными членами входят митрополиты крутицкий (московский), ленинградский и киевский, управляющий делами патриархии и руководитель отдела внешних церк. сношений. Кроме того, попеременно в синоде заседают и местные архиереи, в порядке очередности. Р. п. ц. делится на епархии (церк. округа), границы к-рых, как правило, совпадают с границами областей, краев или республик. Во главе епархий стоят архиереи (митрополиты, архиепископы и епископы), назначаемые патриархом. Епархии делятся на «благочиннические округа» (благочиния) во главе с благочинными (ст. священниками), назначаемыми архиереем. Р. и. ц. имеет во мн. странах (США, Франции, Австрии, ФРГ, ГДР и др.) приходы, духовные миссии, благочиния и экзархаты, подчиняющиеся в церк. отношении моcк. патриарху. Низшей церк. орг-цией является приходская община верующих (приход). Ей предоставлено право из своей среды избирать церк. совет для ведения хоз.-финанс. дел общины и ревизионную комиссию. Роль священника должна ограничиваться чисто религ. деятельностью - совершением богослужений и обрядов.
Нередко, однако, духовенство, в нарушение установл. порядка, оттесняет верующих от хоз-.финанс. дел общины. Р. п. ц. имеет свои уч. заведения - семинарии и академии, к-рые содержатся за счет церкви и готовят кадры духовенства и богословов. В этих уч. заведениях преподаются церк. предметы, Конституция Сов. Союза, иностр. и древние языки. В СССР имеется неск. правосл. монастырей (мужских и женских), существующих за счет поступлений от верующих и доходов от монаст. хоз-ва. Р. п. ц. издает ежемес. «Журнал Моск. патриархии», церк. календари, молитвенники, богослуж. книги и т. п. Представители Р. п. ц. в своих публичных выступлениях избегают ныне прямых выпадов против науки, являющейся в руках сов. народа могучим орудием строительства коммунизма. Чтобы сгладить явную несовместимость научного и религ. мировоззрений, правосл. богословы утверждают, будто бы христ. вера и наука могут жить, не исключая и не отвергая одна другую, будто это «бог умудрил» сов. ученых и инженеров направить человека в космос, овладеть энергией атомного ядра и занять ведущее положение во мн. др. отраслях науки. Вместе с тем они, как правило, предпочитают уклоняться от рассмотрения этих проблем, заявляя, что их «религ. истина» имеет не земную, а «божеств.» природу. Однако ни лояльное отношение Р. п. ц. к Сов. гос-ву, ни ее внешне терпимое отношение к науке и культуре не меняют и не могут изменить антинаучного существа идеологии совр. православия, как и каждой религии. Вопреки данным науки, Р. п. ц. и поныне внушает людям представления о боге, «творце» мира и «спасителе» людей, насаждает слепую веру в мнимую реальность разл. «чудес», предсказывает «страшный суд» и «воскресение» всех мертвых, отстаивает библ. предания, какими бы фантастическими они пи были. В своих проповедях и на страницах богосл. изданий правосл. духовенство и в наши дни доказывает, будто бог сотворил мир «для человека, по любви к нему», будто «промысл божий» управляет жизнью всего мира, всех народов и каждого человека.
Чтобы избежать опасных для религии столкновений разума с верой, Р. п. ц. на первый план выдвигает внешний культ, пышность и торжественность богослужений, воздействуя преимущественно на чувства верующих. Вызвано это тем, что в наст. вр. в результате возросшего культурного уровня сов. народа несостоятельность осн. положений всякого религ. учения становится все более очевидной даже для мн. верующих и религиозность осн. части верующих выражается уже только в приверженности к традиционным, веками насаждавшимся обрядам и обычаям, в посещении храмов, поклонении иконам, в произнесении молитв. Это и стремится использовать правосл. духовенство как важное средство удержания верующих в лоне церкви. Для привлечения посетителей в церковь оно не жалеет средств на пышные облачения священнослужителей, на оформление храмов, создание хоров и т. д.
Центр. место в проповеднич. деятельности Р. п. ц. занимает пропаганда морали религиозной. Верующим внушают, будто именно религия является надежной опорой высокой нравственности. В вопросах морали церковь легче, чем в области учения об окружающем мире, уходит из-под огня научной критики. Приспосабливаясь к обстановке, церковники пытаются даже доказывать, будто бы нравств. понятия и социальные идеалы христианства близки идеям коммунизма, а социалистич. преобразования в пашей стране будто бы являются во многом лишь практич. осуществлением еванг. заветов. На самом деле все учение совр. православия, как и всякой др. религии, в корне враждебно духу коммунизма, и, в частности, социальные принципы христианства и принципы христ. нравственности решительно враждебны принципам коммунистич. общества, отвлекают верующих от активного участия в строительстве коммунистического общества и направляют их стремления к «блаженству» в несуществующем «загробном мире». Вместе с тем в Р. п. ц. наблюдается стремление сгладить противоположность между моральными поучениями христианства и принципами коммунистич. нравственности, по-иному истолковать ряд библ. предписаний, пришедших в слишком явное противоречие с социалистич. действительностью. В этих целях церковники уже не подчеркивают библ. положений о труде, усиленно говорят о «богоугодности» труда, обходят многочисл. библ. поучения, унижающие достоинство женщины, и утверждают, будто бы именно христианство впервые установило равенство между мужчиной и женщиной, и т. д. Однако и в этих случаях Р. и. ц. учит видеть в труде лишь средство «служения господу» и личного «спасения», а женщину объявляет виновницей будто бы случившегося «грехопадения» людей и требует от нее покорности мужчине.
Т. о., и в наши дни Р. п. ц. является рассадником антинаучных представлений и предрассудков, невежеств. суеверий и реакц. обычаев, проповедует взгляды, несовместимые с коммунистич. идеологией. Как и всякая др. религ. орг-ция, она мешает людям активно участвовать в жизни нашего общества. Успехи строительства социализма и коммунизма в нашей стране, распространение образования и научного, марксистско-ленинского мировоззрения среди населения последовательно ведут к сокращению числа религ. людей и к уменьшению влияния религ. орг-ций, в частности и Р. п. ц., в массах.
Р. п. ц. не только защищала интересы господств. классов, но и сама владела огромными богатствами, была крупнейшим эксплуататором трудящихся. Многочисл. монастыри на Руси представляли собой крупные феод. хоз-ва, существовавшие за счет труда крепостных крестьян. Вместе с тем они были рассадниками реакц. религ.-монархич. идеологии и очагами борьбы с рев. движением в стране. В первые века своего существования (в частности, под «татарским игом») Р. п. ц. подчинялась Константинов патриарху, к-рый ставил во главе нее своих митрополитов. Возвышение Москвы и взаимовыгодный союз с моcк. князьями, а также ослабление Византии, стоявшей накануне полного завоевания турками, позволили Р. п. ц. выйти в 1448 из подчинения константиноп. патриарху и стать самостоятельной (автокефальной). В 1589 ее главе был присвоен титул «патриарха московского и всея Руси». Среди правосл. патриархов он занял пятое место, после константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского. Это место остается за ним и в наст. вр.
Укрепление единого церк. управления сопровождалось централизацией правосл. культа. Если в период феод. раздробленности русских земель каждое княжество имело свои «святыни» (иконы, (святых» и т. п.), то с ликвидацией удельных княжеств особо чтимые местные «святыни» переносились в Москву и объявлялись общегосударственными. В XV в. было вместе с тем канонизировано более 30 новых общегос. «святых». Установление патриаршества и централизация церк. управления и культа, сопутствовавшие консолидации Моск. гос-ва, усилили позиции Р. п. ц. в гос-ве, а также ее роль орудия духовного закабаления нар. масс в интересах господств. классов царской России. Поддерживая и укрепляя церковь, самодержавие, однако, допускало ее деятельность только под своим безусл. контролем. Поэтому оно решительно пресекло во второй пол. XVII в. попытку патр. Никона добиться независимости церкви от светской власти. К этому времени относится и одно из крупных событий в истории Моск. гос-ва - церк. раскол, охвативший значит. слои населения. Поводом к расколу послужило предпринятое по указанию Никона исправление богослужебных книг и нек-рых обрядов по греч. образцам, а подлинной причиной - серьезные социальные сдвиги в русском обществе (выдвижение дворянства - опоры царизма) и усиление крепостнич. гнета. Раскольники-старообрядцы (см. Старообрядчество) отказались признать реформу Никона, откололись от господств. церкви и образовали свою, старообрядческую, за что преследовались офиц. церковью и царским правительством.
В 1721 церк. руководство, находившееся в оппозиции к реформам Петра I, было реорганизовано. Вместо патриарха во главе церкви был поставлен синод, руководимый гос. чиновником - обер-прокурором синода. Реформа Петра I окончательно превратила церковь в часть гос. аппарата и поставила ее целиком на службу самодерж.-крепостнич. режиму. Высшая власть в церкви перешла к царю, к-рый был объявлен верховным хранителем и защитником догматов правосл. церкви и блюстителем «церк. благочиния». Защищая интересы самодержавия, помещиков и капиталистов, Р. п. ц. оправдывала жестокую эксплуатацию нар. масс, помогала царизму угнетать народы окраин России, сеяла нац. рознь между ними, применяла насильств. крещение «инородцев», боролась с рев. рабочим и нац.-освободит. движениями трудящихся. Р. п. ц. на протяжении мн. веков боролась против развития и распространения научных знаний, культуры и просвещения в России, насаждала культ икон, «мощей», «ев, мест», знахарство и т. п. В XIVXVIII вв. церковь, преследуя ереси, выражавшие под религ. оболочкой протест против самодерж.-крепостнич. и духовного гнета и произвола, практиковала сожжение «еретиков» и «богохульников» на кострах, заживо гноила их в монаст. тюрьмах, душила просвещение. Позже она преследовала и травила ученых, добивалась уничтожения «богопротивных» книг. В церк. уч. заведениях, в церк. изданиях и в проповедях велось «обличение» социализма, «опровергались» теории и выводы передовой науки.
Р. п. ц., в лице правящей верхушки и большей части приходского духовенства, враждебно встретила Великую Окт. социалистич. революцию. Поместный собор 1917—1918, на к-ром сторонники свергнутого самодержавия были в подавляющем большинстве, направлял церковь на путь контррев. деятельности. Собор восстановил патриаршество и избрал патриархом моcк. митрополита Тихона (Белавина), известного враждебным отношением к революции и Сов. власти. Церковники выступили против проведения в жизнь декрета СНК «Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви». В годы гражд. войны значит. часть духовенства во главе с иерархами Р. п. ц. участвовала в контррев. заговорах, создавала спец. отряды для борьбы против Сов. республики (см. Полки Иисуса). В 1922 патриарх Тихон организовал борьбу против изъятия, по декрету СНК, церк. богатств (золотой и серебр. утвари), на к-рые Сов. власть приобретала продовольствие для голодающих Поволжья.
Позже мн. церковники выступали против коллективизации с. хоз-ва и индустриализации страны. За эту антисов. деятельность (не за отправление религ. культа, как клеветали церковники) нек-рые из них привлекались к судебной ответственности. С упрочением Сов. власти, пользующейся поддержкой всего народа, церковники вынуждены были пересмотреть свое отношение к Сов. гос-ву, чтобы не лишиться всякой опоры среди верующих. В 1922 среди духовенства Р. п. ц. возникло т. н. обновленческое движение, к-рое ставило задачу приспособить деятельность церкви к условиям нового обществ, строя. Обновленцы выступали против реакц.-монархич. политики церк. руководства, призывали лояльно относиться к Сов. власти, проповедовали идеи «христианского социализма».
Под давлением верующих церк. руководство вынуждено было изменить свои позиции. В 1923 патриарх Тихон заявил о своем отказе от антисов. деятельности, а в завещании, опубликованном в 1925, осудил всякую агитацию против нового гос. строя. Преемник Тихона митр. Сергий (местоблюститель патриаршего престола) вместе с членами синода опубликовал в 1927 декларацию, в к-рой призвал духовенство и верующих признать Сов. власть «не за страх, а за совесть. Победа социализма в СССР сыграла решающую роль в окончат, переходе Р. п. ц. на позиции лояльного отношения к Сов. обществ, и гос. строю. Изменение позиций офиц. церк. руководства привело к постепенной самоликвидации обновленчества.
Во время Великой Отечеств, войны 1941—1945, отражая настроения верующих, Р. п. ц. занимала патриотич. позиции, проводила сбор средств на нужды фронта и тыла. Вместе с тем весьма мн. представители правосл. духовенства на временно оккупированной врагом территории сотрудничали с фашистами. В 1943 при Совете Министров СССР был создан Совет по делам Р. п. ц., к-рый наблюдает за выполнением сов. законодательства о религ. культах как церковниками, так и местными органами власти.
В наст. вр. Р. п. ц. поддерживает внешнюю и внутр. политику Сов. гос-ва, участвует в борьбе за мир. В 1961 она вступила во Всемирный совет церквей. Во главе церкви ныне находится патр. Алексий, при нем состоит синод, в к-рый постоянными членами входят митрополиты крутицкий (московский), ленинградский и киевский, управляющий делами патриархии и руководитель отдела внешних церк. сношений. Кроме того, попеременно в синоде заседают и местные архиереи, в порядке очередности. Р. п. ц. делится на епархии (церк. округа), границы к-рых, как правило, совпадают с границами областей, краев или республик. Во главе епархий стоят архиереи (митрополиты, архиепископы и епископы), назначаемые патриархом. Епархии делятся на «благочиннические округа» (благочиния) во главе с благочинными (ст. священниками), назначаемыми архиереем. Р. и. ц. имеет во мн. странах (США, Франции, Австрии, ФРГ, ГДР и др.) приходы, духовные миссии, благочиния и экзархаты, подчиняющиеся в церк. отношении моcк. патриарху. Низшей церк. орг-цией является приходская община верующих (приход). Ей предоставлено право из своей среды избирать церк. совет для ведения хоз.-финанс. дел общины и ревизионную комиссию. Роль священника должна ограничиваться чисто религ. деятельностью - совершением богослужений и обрядов.
Нередко, однако, духовенство, в нарушение установл. порядка, оттесняет верующих от хоз-.финанс. дел общины. Р. п. ц. имеет свои уч. заведения - семинарии и академии, к-рые содержатся за счет церкви и готовят кадры духовенства и богословов. В этих уч. заведениях преподаются церк. предметы, Конституция Сов. Союза, иностр. и древние языки. В СССР имеется неск. правосл. монастырей (мужских и женских), существующих за счет поступлений от верующих и доходов от монаст. хоз-ва. Р. п. ц. издает ежемес. «Журнал Моск. патриархии», церк. календари, молитвенники, богослуж. книги и т. п. Представители Р. п. ц. в своих публичных выступлениях избегают ныне прямых выпадов против науки, являющейся в руках сов. народа могучим орудием строительства коммунизма. Чтобы сгладить явную несовместимость научного и религ. мировоззрений, правосл. богословы утверждают, будто бы христ. вера и наука могут жить, не исключая и не отвергая одна другую, будто это «бог умудрил» сов. ученых и инженеров направить человека в космос, овладеть энергией атомного ядра и занять ведущее положение во мн. др. отраслях науки. Вместе с тем они, как правило, предпочитают уклоняться от рассмотрения этих проблем, заявляя, что их «религ. истина» имеет не земную, а «божеств.» природу. Однако ни лояльное отношение Р. п. ц. к Сов. гос-ву, ни ее внешне терпимое отношение к науке и культуре не меняют и не могут изменить антинаучного существа идеологии совр. православия, как и каждой религии. Вопреки данным науки, Р. п. ц. и поныне внушает людям представления о боге, «творце» мира и «спасителе» людей, насаждает слепую веру в мнимую реальность разл. «чудес», предсказывает «страшный суд» и «воскресение» всех мертвых, отстаивает библ. предания, какими бы фантастическими они пи были. В своих проповедях и на страницах богосл. изданий правосл. духовенство и в наши дни доказывает, будто бог сотворил мир «для человека, по любви к нему», будто «промысл божий» управляет жизнью всего мира, всех народов и каждого человека.
Чтобы избежать опасных для религии столкновений разума с верой, Р. п. ц. на первый план выдвигает внешний культ, пышность и торжественность богослужений, воздействуя преимущественно на чувства верующих. Вызвано это тем, что в наст. вр. в результате возросшего культурного уровня сов. народа несостоятельность осн. положений всякого религ. учения становится все более очевидной даже для мн. верующих и религиозность осн. части верующих выражается уже только в приверженности к традиционным, веками насаждавшимся обрядам и обычаям, в посещении храмов, поклонении иконам, в произнесении молитв. Это и стремится использовать правосл. духовенство как важное средство удержания верующих в лоне церкви. Для привлечения посетителей в церковь оно не жалеет средств на пышные облачения священнослужителей, на оформление храмов, создание хоров и т. д.
Центр. место в проповеднич. деятельности Р. п. ц. занимает пропаганда морали религиозной. Верующим внушают, будто именно религия является надежной опорой высокой нравственности. В вопросах морали церковь легче, чем в области учения об окружающем мире, уходит из-под огня научной критики. Приспосабливаясь к обстановке, церковники пытаются даже доказывать, будто бы нравств. понятия и социальные идеалы христианства близки идеям коммунизма, а социалистич. преобразования в пашей стране будто бы являются во многом лишь практич. осуществлением еванг. заветов. На самом деле все учение совр. православия, как и всякой др. религии, в корне враждебно духу коммунизма, и, в частности, социальные принципы христианства и принципы христ. нравственности решительно враждебны принципам коммунистич. общества, отвлекают верующих от активного участия в строительстве коммунистического общества и направляют их стремления к «блаженству» в несуществующем «загробном мире». Вместе с тем в Р. п. ц. наблюдается стремление сгладить противоположность между моральными поучениями христианства и принципами коммунистич. нравственности, по-иному истолковать ряд библ. предписаний, пришедших в слишком явное противоречие с социалистич. действительностью. В этих целях церковники уже не подчеркивают библ. положений о труде, усиленно говорят о «богоугодности» труда, обходят многочисл. библ. поучения, унижающие достоинство женщины, и утверждают, будто бы именно христианство впервые установило равенство между мужчиной и женщиной, и т. д. Однако и в этих случаях Р. и. ц. учит видеть в труде лишь средство «служения господу» и личного «спасения», а женщину объявляет виновницей будто бы случившегося «грехопадения» людей и требует от нее покорности мужчине.
Т. о., и в наши дни Р. п. ц. является рассадником антинаучных представлений и предрассудков, невежеств. суеверий и реакц. обычаев, проповедует взгляды, несовместимые с коммунистич. идеологией. Как и всякая др. религ. орг-ция, она мешает людям активно участвовать в жизни нашего общества. Успехи строительства социализма и коммунизма в нашей стране, распространение образования и научного, марксистско-ленинского мировоззрения среди населения последовательно ведут к сокращению числа религ. людей и к уменьшению влияния религ. орг-ций, в частности и Р. п. ц., в массах.
Русская Православная церковь (РПЦ)
одна из 15 автокефальных правосл. церквей, занимает 5-е место в диптихе (помяннике) Вселенского (Константинопольского) патриарха, наиболее крупная среди правосл. церквей в мире и среди религ. орг-ций в России. Возникла в кон. 10 в., после офиц. принятия христ-ва Киевской Русью в 988, и до 1448 существовала в кач-ве митрополии Константинопольского патриархата. В течение 11–12 вв. население древнерусского гос-ва было в основном христианизировано. В нач. 13 в. на Руси уже существовало 16 епископских кафедр и до 70 монастырей. В крупных городах при архиерейских домах открывались школы, гл. обр. для подготовки священнослужителей, в монастырях переводились и переписывались богослужебные, церк. — исторические и иные книги, велись летописи. Наряду с собственно религиозной, церковь выполняла и нек-рые государственные, в частн. судебные, функции. Материальную базу церкви в этот период составляли отчисления десятой доли натурального продукта и денежных поступлений киевского и др. князей.
В период феод, раздробленности и монгольского ига (13–15 вв.) церковь сохранила целостность своей структуры; ее авторитетные представители нередко выступали в роли арбитров и миротворцев в княжеских междоусобицах. Епископская кафедра, учрежденная в столице Золотой Орды (1261), служила посредником в отношениях ханства с русской митрополией и с византийским императором. В кон. 13 нач. 14 в., когда на сев. — востоке Руси наметились признаки хозяйственного возрождения и формирования нового ядра русского гос-ва, митрополичья кафедра переносится из Киева сначала во Владимир-на-Клязьме (1299), а затем в Москву (1325).
Сближение Константинопольского патриархата с Ватиканом (заключение Флорентийской унии 1439) в связи с угрозой турецкого завоевания, а затем прекращение существования Византии как правосл. гос-ва (1453) дали РПЦ основание для утверждения своей независимости. В 1448 без согласования с Вселенским патриархом на Российскую митрополичью кафедру был возведен рязанский епископ Иона. Вместе с тем церковь на Руси впадала во все большую зависимость от власти Московского великого князя, укреплению к-рой она сама в немалой степени способствовала. Выражением самосознания Московской Руси как преемницы Византии явилась идея «Москвы третьего Рима», сформулированная в перв. пол. 16 в. монахом псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем. Закономерным результатом укрепления позиции Русского гос-ва на правосл. Востоке явилось учреждение в 1589 Московского патриаршего престола (Московского Патриархата). Период патриаршего управления (1589–1700) отмечен динамичным развитием церкви. К кон. 17 в. в России насчитывалось 24 правосл. епархии, до 15 тыс. храмов, свыше 600 монастырей. Были осуществлены начатые в сер. 16 в. исправление церк. книг, унификация богослужения, реформирование нек-рых элементов культово-обрядовой практики, драматически завершившиеся расколом в церкви (см. Старообрядчество). Об авторитете патриаршей власти в России свидетельствуют роль Патриарха Г ермогена (1606–1612) в организации борьбы против польско-шведской интервенции, а также влияние Патриархов Филарета (1619–1633) и Никона (1652–1658) — «Великих государей» на государственное управление. Однако установление абсолютизма при Петре I, оппозиционность значительной части правосл. иерархии во главе с Патриархом Адрианом (1690–1700) его реформам, знакомство императора с конгрегационалистским принципом устройства прот. церквей в Зап. Европе все это привело к упразднению патриаршества. В 1721 был учрежден Святейший Правительствующий Синод коллегиальный орган управления церковью, работой к-рого руководил обер-прокурор — «око государево». Церковный институт стал фактически частью государственного аппарата с вмененными ему функциями учета гражданского состояния, народного просвещения, информирования властей о ставших духовенству известными через исповедь преступных замыслах против гос-ва, а также с денежным содержанием священнослужителей из государственной казны (с 1842) и назначением царем архиереев на епархии. Манифестом Павла I (1797) император объявлялся главой Русской Православной церкви. Вместе с тем в синодальный период институциональное, имущественное и кадровое положение церкви значительно укрепилось. Ее исключительный статус был защищен законодательством. В течение 19 в. кол-во епархий увеличилось с 37 до 68, приходских храмов — с 27 тыс. до 41 425, белого духовенства с 30 (или 40) тыс. до более 65 тыс. чел., монастырей с 476 до более 900, монахов и послушников — с 11 080 до ок. 95 тыс. К 1914 ежегодная государственная дотация церкви составляла 18 млн руб. Но в то же время авторитет церкви, ее духовнонравственное влияние в об-ве падали, от нее отходила интеллигенция, получили распространение различные формы сектантства.
В 20 в. положение РПЦ в об-ве и ее внутренняя жизнь подверглись радикальным изменениям. Необходимость преобразований в церк. сфере живо обсуждалась с самого начала века. Дополнительный стимул к этому был дан общественно-политич. ситуацией, возникшей после упразднения самодержавия. Поместный собор 1917–1918 восстановил патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси 5(18) нояб. 1917 был избран митрополит Московский Тихон (Белавин). Собор принял также решения (Определения) о высших органах церковного управления, о восстановлении принципа выборности духовенства и епископата, о повышении роли женщин в церк. жизни и др. На следующем Поместном соборе среди др. предполагалось обсудить вопросы о языке богослужения и о календарной реформе. Однако претворить в жизнь все эти «Определения» не удалось в связи с антицерк. политикой советской власти. Считая церковь (епископат, духовенство, монашество) контрреволюционной промонархической орг-цией, она добивалась разрушения ее институциональных структур и органов управления. РПЦ (как и др. религ. орг-ции) была лишена собственности и прав юридического лица; закрывались храмы и монастыри, духовные учебные заведения и органы церковной печати; духовенство было лишено избирательных прав. Декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви (янв. 1918), кампании по вскрытию мощей (1918–1920) и изъятию церк. ценностей (1922) вызвали негативную реакцию со стороны клира и значительной части мирян. Ответом властей были репрессии, включая расстрелы. Не желавшая искать путей к налаживанию церк. жизни в условиях советского режима часть правосл. иерархии после поражения белых армий эмигрировала (нояб. 1921), положив начало Русской Православной церкви за границей (РПЦЗ), а весной 1922 в противовес «тихоновской» церкви возникает, в значительной степени инспирированное властями, обновленческое движение (см. Обновленчество), выступавшее за сотрудничество с большевиками, за радикальные преобразования канонических норм и традиций церкви. Однако обновленцы не получили широкой поддержки в среде верующих, к-рые в большинстве своем остались в лоне старой церкви.
Митрополит Сергий (Страгородский), ставший в кон. 1925 заместителем местоблюстителя Патриаршего престола и фактическим главой РПЦ, пытался нормализовать отношения с гос-вом. В июле 1927 он выступил с «Посланием к пастырям и пастве» (известным в лит-ре как Декларация Сергия), в к-ром говорилось, что можно быть правосл. христианином и одновременно «сознавать Советский Союз своей гражданской родиной, радости и успехи которой наши радости и успехи, а неудачи наши неудачи». Акция Сергия способствовала реальному улучшению положения церкви, однако вызвала уход части духовенства и мирян, осудивших акцию, в подполье (см. Истинно Православная церковь), а также окончательный разрыв с РПЦЗ. В кон. 1920-х 1930-х гг. на церковь как «скрытую пособницу врагов социалистического строительства» обрушилась новая волна репрессий. В 1931–1937 было арестовано 116 архиереев; из 38,5 тыс. храмов, действовавших в 1928 на территории Российской Федерации, накануне Великой Отечественной войны осталось 1700.
В годы войны подавляющая часть духовенства и верующих заняла патриотическую позицию. РПЦ стремилась вселить в сознание людей уверенность в победе, организовала сбор денежных средств в фонд обороны (к осени 1944 было собрано 150 млн руб.) и теплых вещей для фронтовиков. 4 сент. 1943 произошла встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), на к-рой было заявлено, что «церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства». Уже 8 сент. состоялся Архиерейский собор, избравший Сергия Патриархом. Начали открываться храмы (их общее кол-во в СССР достигло в 1958 13 414), духовные учебные заведения, было возрождено несколько монастырей, образованы Издательский отдел (1945) и Отдел внешних церковных сношений (1946) Московской Патриархии. Линия митрополита Сергия на сотрудничество с советским гос-вом ради сохранения жизнедеятельности церкви в легальных условиях, продолженная его преемниками Патриархами Алексием (1945–1970) и Пименом (Извековым; 1971–1990), оценивается нек-рыми радикальными противниками всяких компромиссов с «безбожной» властью как измена миссии церкви и получила название «сергианство».
С кон. 1950-х гг. со стороны гос-ва возобновились нападки и притеснения РПЦ, как и др. религ. орг-ций. В 1958–1965 кол-во зарегистрированных правосл. обществ сократилось до 7551. Священнослужители были отстранены от участия в финансово-хозяйственных делах приходов.
Период 1965 кон. 1980-х гг. характеризуется стабилизацией положения РПЦ. Хотя кол-во действующих храмов продолжало сокращаться (гл. обр. в сельской местности), но происходило это гораздо медленнее. С кон. 1970-х гг. стало расти число священнослужителей, повышается их общеобразовательный уровень. Укрепляется материальная база церкви. В 1980 был пущен завод по производству церк. утвари, расширяется издательская деятельность. Наблюдается некрое омоложение возраста прихожан, увеличивается среди них доля мужчин.
Первые признаки реального церк. возрождения появились в кон. 1980-х гг. Они были в известной степени обусловлены начавшейся либерализацией политич. режима и пришлись на период празднования 1000-летия крещения Руси. На встрече Генерального секретаря ЦК КПССМ. С. Горбачева с Патриархом Пименом и постоянными членами Священного Синода 29 апр. 1988 было офиц. признано, что верующие «имеют право достойно выражать свои убеждения». Необходимые юридические основания для этого были созданы Законом СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Законом РСФСР «о свободе вероисповеданий», принятыми в 1990. Упорядочению внутрицерк. жизни способствовало принятие Поместным собором 1988 нового Устава об управлении Русской Православной церкви, в соответствии с крым настоятели храмов вновь становились председателями приходских собраний и могли избираться председателями приходских советов (исполнительных органов), восстанавливались, с совещательными функциями, органы епархиального управления (епархиальные собрания и епархиальные советы), определялась периодичность Поместных и Архиерейских соборов соответственно не реже одного раза в 5 лет и в 2 года.
Динамизм жизнедеятельности церкви придало также избрание в июне 1990 новым Патриархом Московским и всея Руси Алексия II (Ридигера). За период 1988–1999 общее кол-во приходов РПЦ увеличилось с 6893 до 19 тыс., монастырей — с 21 до 478, епархий с 67 до 127. Из них на территории России в нач. 1997 8 тыс. приходов, 299 монастырей, 119 епархий. Подготовка кадров свящешюи церковнослужителей в пределах России ведется в 5 духовных академиях, 26 духовных семинариях, 29 духовных (епархиальных) училищах. Для богословской подготовки мирян открыты Свято-Тихоновский богословский ин-т и Православный ун-т. Действует множество воскресных школ для детей и взрослых, создано более 160 правосл. библиотек. В возрождающейся религиозно-просветительской, благотворительной, миссионерской и др. направлениях церк. — общественной деятельности активное участие принимают Союз правосл. братств (см. Православные братства и сестричества) и Всецерковное правосл. молодежное движение. Издательскую деятельность ведут некрые синодальные отделы, монастыри, братства, Всецерковное правосл. молодежное движение, Международный издательский центр правосл. литры. Выходит до 35 епархиальных газет (или рубрик в светских региональных газетах).
Однако в жизни церкви последнего десятилетия 20 в. возник и целый ряд проблем. Возобновление деятельности большого кол-ва приходов еще более обострило дефицит кадров священнослужителей. Необходимость восстановления возвращенных церкви храмов подорвала ее финансовое положение, усугубленное инфляцией. Демократизация и гласность обернулись во внутренней жизни церкви ослаблением дисциплины, усилением противоречий между традиционалистами и сторонниками обновления. Распад СССР и образование суверенных гос-в вызвали центробежные тенденции и в церкви. От Московского Патриархата отделилось значительное кол-во приходов на Украине, в Молдавии и Эстонии. РПЦ стремится иметь доброжелательные отношения с традиционно существующими в стране религ. объединениями. Вместе с тем она выступает против прозелитизма нек-рых христ. церквей, пользующихся поддержкой зарубежных миссионеров. Большую озабоченность иерархии и духовенства вызывает распространение на территории России новых религ. движений, деятельность к-рых, по их убеждению, угрожает духовному и психическому здоровью людей, безопасности об-ва.
Демократические преобразования в стране открыли перед церковью широкие возможности для ее непосредственного и опосредованного влияния на общественно-политич. процессы. В 1989 три высших иерарха: Патриарх Пимен, митрополит Алексий (будущий Патриарх) и митрополит Питирим (Нечаев) были избраны народными депутатами в Верховный Совет СССР от общественных орг-ций. Г од спустя депутатами Верховного Совета РСФСР и местных Советов стали уже 192 священнослужителя. Однако опыт предвыборных кампаний и непосредственного участия в работе органов представительной власти дал основание Архиерейскому собору 1994 сделать вывод о том, что священнослужители должны воздерживаться от участия в выборах любых органов представительной власти, а также о крайней нежелательности их членства в политич. партиях, движениях, союзах, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу. Принципиальное значение имеет заявление собора о «непредпочтительности для церкви какого-либо государственного строя… какихлибо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти». Свою миссию церковь видит в религиозно-нравственном просвещении и воцерковлении людей, в том, чтобы быть силой примиряющей и объединяющей. Вместе с тем она считает своим долгом высказываться по различным проблемам общественной жизни и проектам соц. преобразований, исходя из своих религ. принципов. Кроме того, Архиерейский собор 1994 признал за мирянами право быть членами политич. орг-ций и самим создавать такие орг-ции. Собор счел также возможным участие священнослужителей в отдельных мероприятиях политич. орг-ций и даже церк. сотрудничество с ними в делах, полезных для церкви и об-ва, служащих «созиданию мира и согласия в народе и церковной среде». Идеи и позиции, выраженные Архиерейскими соборами 1994 и 1997, активно используются РПЦ при разработке в наст, вр. своей соц. доктрины (см. Социальное учение Русской Православной церкви).
Высшими органами управления церкви являются Поместный и Архиерейский соборы, Священный синод. Синод состоит из 5 постоянных и 5 временных членов, работает под председательством Патриарха. Конкретными сферами церковной жизни ведают синодальные учреждения: Управление делами Московской Патриархии, Отдел внешних церковных сношений, Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Издательский совет, Учебный комитет, Синодальная комиссия по делам монастырей, Финансово-хозяйственное управление.
В период феод, раздробленности и монгольского ига (13–15 вв.) церковь сохранила целостность своей структуры; ее авторитетные представители нередко выступали в роли арбитров и миротворцев в княжеских междоусобицах. Епископская кафедра, учрежденная в столице Золотой Орды (1261), служила посредником в отношениях ханства с русской митрополией и с византийским императором. В кон. 13 нач. 14 в., когда на сев. — востоке Руси наметились признаки хозяйственного возрождения и формирования нового ядра русского гос-ва, митрополичья кафедра переносится из Киева сначала во Владимир-на-Клязьме (1299), а затем в Москву (1325).
Сближение Константинопольского патриархата с Ватиканом (заключение Флорентийской унии 1439) в связи с угрозой турецкого завоевания, а затем прекращение существования Византии как правосл. гос-ва (1453) дали РПЦ основание для утверждения своей независимости. В 1448 без согласования с Вселенским патриархом на Российскую митрополичью кафедру был возведен рязанский епископ Иона. Вместе с тем церковь на Руси впадала во все большую зависимость от власти Московского великого князя, укреплению к-рой она сама в немалой степени способствовала. Выражением самосознания Московской Руси как преемницы Византии явилась идея «Москвы третьего Рима», сформулированная в перв. пол. 16 в. монахом псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем. Закономерным результатом укрепления позиции Русского гос-ва на правосл. Востоке явилось учреждение в 1589 Московского патриаршего престола (Московского Патриархата). Период патриаршего управления (1589–1700) отмечен динамичным развитием церкви. К кон. 17 в. в России насчитывалось 24 правосл. епархии, до 15 тыс. храмов, свыше 600 монастырей. Были осуществлены начатые в сер. 16 в. исправление церк. книг, унификация богослужения, реформирование нек-рых элементов культово-обрядовой практики, драматически завершившиеся расколом в церкви (см. Старообрядчество). Об авторитете патриаршей власти в России свидетельствуют роль Патриарха Г ермогена (1606–1612) в организации борьбы против польско-шведской интервенции, а также влияние Патриархов Филарета (1619–1633) и Никона (1652–1658) — «Великих государей» на государственное управление. Однако установление абсолютизма при Петре I, оппозиционность значительной части правосл. иерархии во главе с Патриархом Адрианом (1690–1700) его реформам, знакомство императора с конгрегационалистским принципом устройства прот. церквей в Зап. Европе все это привело к упразднению патриаршества. В 1721 был учрежден Святейший Правительствующий Синод коллегиальный орган управления церковью, работой к-рого руководил обер-прокурор — «око государево». Церковный институт стал фактически частью государственного аппарата с вмененными ему функциями учета гражданского состояния, народного просвещения, информирования властей о ставших духовенству известными через исповедь преступных замыслах против гос-ва, а также с денежным содержанием священнослужителей из государственной казны (с 1842) и назначением царем архиереев на епархии. Манифестом Павла I (1797) император объявлялся главой Русской Православной церкви. Вместе с тем в синодальный период институциональное, имущественное и кадровое положение церкви значительно укрепилось. Ее исключительный статус был защищен законодательством. В течение 19 в. кол-во епархий увеличилось с 37 до 68, приходских храмов — с 27 тыс. до 41 425, белого духовенства с 30 (или 40) тыс. до более 65 тыс. чел., монастырей с 476 до более 900, монахов и послушников — с 11 080 до ок. 95 тыс. К 1914 ежегодная государственная дотация церкви составляла 18 млн руб. Но в то же время авторитет церкви, ее духовнонравственное влияние в об-ве падали, от нее отходила интеллигенция, получили распространение различные формы сектантства.
В 20 в. положение РПЦ в об-ве и ее внутренняя жизнь подверглись радикальным изменениям. Необходимость преобразований в церк. сфере живо обсуждалась с самого начала века. Дополнительный стимул к этому был дан общественно-политич. ситуацией, возникшей после упразднения самодержавия. Поместный собор 1917–1918 восстановил патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси 5(18) нояб. 1917 был избран митрополит Московский Тихон (Белавин). Собор принял также решения (Определения) о высших органах церковного управления, о восстановлении принципа выборности духовенства и епископата, о повышении роли женщин в церк. жизни и др. На следующем Поместном соборе среди др. предполагалось обсудить вопросы о языке богослужения и о календарной реформе. Однако претворить в жизнь все эти «Определения» не удалось в связи с антицерк. политикой советской власти. Считая церковь (епископат, духовенство, монашество) контрреволюционной промонархической орг-цией, она добивалась разрушения ее институциональных структур и органов управления. РПЦ (как и др. религ. орг-ции) была лишена собственности и прав юридического лица; закрывались храмы и монастыри, духовные учебные заведения и органы церковной печати; духовенство было лишено избирательных прав. Декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви (янв. 1918), кампании по вскрытию мощей (1918–1920) и изъятию церк. ценностей (1922) вызвали негативную реакцию со стороны клира и значительной части мирян. Ответом властей были репрессии, включая расстрелы. Не желавшая искать путей к налаживанию церк. жизни в условиях советского режима часть правосл. иерархии после поражения белых армий эмигрировала (нояб. 1921), положив начало Русской Православной церкви за границей (РПЦЗ), а весной 1922 в противовес «тихоновской» церкви возникает, в значительной степени инспирированное властями, обновленческое движение (см. Обновленчество), выступавшее за сотрудничество с большевиками, за радикальные преобразования канонических норм и традиций церкви. Однако обновленцы не получили широкой поддержки в среде верующих, к-рые в большинстве своем остались в лоне старой церкви.
Митрополит Сергий (Страгородский), ставший в кон. 1925 заместителем местоблюстителя Патриаршего престола и фактическим главой РПЦ, пытался нормализовать отношения с гос-вом. В июле 1927 он выступил с «Посланием к пастырям и пастве» (известным в лит-ре как Декларация Сергия), в к-ром говорилось, что можно быть правосл. христианином и одновременно «сознавать Советский Союз своей гражданской родиной, радости и успехи которой наши радости и успехи, а неудачи наши неудачи». Акция Сергия способствовала реальному улучшению положения церкви, однако вызвала уход части духовенства и мирян, осудивших акцию, в подполье (см. Истинно Православная церковь), а также окончательный разрыв с РПЦЗ. В кон. 1920-х 1930-х гг. на церковь как «скрытую пособницу врагов социалистического строительства» обрушилась новая волна репрессий. В 1931–1937 было арестовано 116 архиереев; из 38,5 тыс. храмов, действовавших в 1928 на территории Российской Федерации, накануне Великой Отечественной войны осталось 1700.
В годы войны подавляющая часть духовенства и верующих заняла патриотическую позицию. РПЦ стремилась вселить в сознание людей уверенность в победе, организовала сбор денежных средств в фонд обороны (к осени 1944 было собрано 150 млн руб.) и теплых вещей для фронтовиков. 4 сент. 1943 произошла встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), на к-рой было заявлено, что «церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства». Уже 8 сент. состоялся Архиерейский собор, избравший Сергия Патриархом. Начали открываться храмы (их общее кол-во в СССР достигло в 1958 13 414), духовные учебные заведения, было возрождено несколько монастырей, образованы Издательский отдел (1945) и Отдел внешних церковных сношений (1946) Московской Патриархии. Линия митрополита Сергия на сотрудничество с советским гос-вом ради сохранения жизнедеятельности церкви в легальных условиях, продолженная его преемниками Патриархами Алексием (1945–1970) и Пименом (Извековым; 1971–1990), оценивается нек-рыми радикальными противниками всяких компромиссов с «безбожной» властью как измена миссии церкви и получила название «сергианство».
С кон. 1950-х гг. со стороны гос-ва возобновились нападки и притеснения РПЦ, как и др. религ. орг-ций. В 1958–1965 кол-во зарегистрированных правосл. обществ сократилось до 7551. Священнослужители были отстранены от участия в финансово-хозяйственных делах приходов.
Период 1965 кон. 1980-х гг. характеризуется стабилизацией положения РПЦ. Хотя кол-во действующих храмов продолжало сокращаться (гл. обр. в сельской местности), но происходило это гораздо медленнее. С кон. 1970-х гг. стало расти число священнослужителей, повышается их общеобразовательный уровень. Укрепляется материальная база церкви. В 1980 был пущен завод по производству церк. утвари, расширяется издательская деятельность. Наблюдается некрое омоложение возраста прихожан, увеличивается среди них доля мужчин.
Первые признаки реального церк. возрождения появились в кон. 1980-х гг. Они были в известной степени обусловлены начавшейся либерализацией политич. режима и пришлись на период празднования 1000-летия крещения Руси. На встрече Генерального секретаря ЦК КПССМ. С. Горбачева с Патриархом Пименом и постоянными членами Священного Синода 29 апр. 1988 было офиц. признано, что верующие «имеют право достойно выражать свои убеждения». Необходимые юридические основания для этого были созданы Законом СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Законом РСФСР «о свободе вероисповеданий», принятыми в 1990. Упорядочению внутрицерк. жизни способствовало принятие Поместным собором 1988 нового Устава об управлении Русской Православной церкви, в соответствии с крым настоятели храмов вновь становились председателями приходских собраний и могли избираться председателями приходских советов (исполнительных органов), восстанавливались, с совещательными функциями, органы епархиального управления (епархиальные собрания и епархиальные советы), определялась периодичность Поместных и Архиерейских соборов соответственно не реже одного раза в 5 лет и в 2 года.
Динамизм жизнедеятельности церкви придало также избрание в июне 1990 новым Патриархом Московским и всея Руси Алексия II (Ридигера). За период 1988–1999 общее кол-во приходов РПЦ увеличилось с 6893 до 19 тыс., монастырей — с 21 до 478, епархий с 67 до 127. Из них на территории России в нач. 1997 8 тыс. приходов, 299 монастырей, 119 епархий. Подготовка кадров свящешюи церковнослужителей в пределах России ведется в 5 духовных академиях, 26 духовных семинариях, 29 духовных (епархиальных) училищах. Для богословской подготовки мирян открыты Свято-Тихоновский богословский ин-т и Православный ун-т. Действует множество воскресных школ для детей и взрослых, создано более 160 правосл. библиотек. В возрождающейся религиозно-просветительской, благотворительной, миссионерской и др. направлениях церк. — общественной деятельности активное участие принимают Союз правосл. братств (см. Православные братства и сестричества) и Всецерковное правосл. молодежное движение. Издательскую деятельность ведут некрые синодальные отделы, монастыри, братства, Всецерковное правосл. молодежное движение, Международный издательский центр правосл. литры. Выходит до 35 епархиальных газет (или рубрик в светских региональных газетах).
Однако в жизни церкви последнего десятилетия 20 в. возник и целый ряд проблем. Возобновление деятельности большого кол-ва приходов еще более обострило дефицит кадров священнослужителей. Необходимость восстановления возвращенных церкви храмов подорвала ее финансовое положение, усугубленное инфляцией. Демократизация и гласность обернулись во внутренней жизни церкви ослаблением дисциплины, усилением противоречий между традиционалистами и сторонниками обновления. Распад СССР и образование суверенных гос-в вызвали центробежные тенденции и в церкви. От Московского Патриархата отделилось значительное кол-во приходов на Украине, в Молдавии и Эстонии. РПЦ стремится иметь доброжелательные отношения с традиционно существующими в стране религ. объединениями. Вместе с тем она выступает против прозелитизма нек-рых христ. церквей, пользующихся поддержкой зарубежных миссионеров. Большую озабоченность иерархии и духовенства вызывает распространение на территории России новых религ. движений, деятельность к-рых, по их убеждению, угрожает духовному и психическому здоровью людей, безопасности об-ва.
Демократические преобразования в стране открыли перед церковью широкие возможности для ее непосредственного и опосредованного влияния на общественно-политич. процессы. В 1989 три высших иерарха: Патриарх Пимен, митрополит Алексий (будущий Патриарх) и митрополит Питирим (Нечаев) были избраны народными депутатами в Верховный Совет СССР от общественных орг-ций. Г од спустя депутатами Верховного Совета РСФСР и местных Советов стали уже 192 священнослужителя. Однако опыт предвыборных кампаний и непосредственного участия в работе органов представительной власти дал основание Архиерейскому собору 1994 сделать вывод о том, что священнослужители должны воздерживаться от участия в выборах любых органов представительной власти, а также о крайней нежелательности их членства в политич. партиях, движениях, союзах, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу. Принципиальное значение имеет заявление собора о «непредпочтительности для церкви какого-либо государственного строя… какихлибо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти». Свою миссию церковь видит в религиозно-нравственном просвещении и воцерковлении людей, в том, чтобы быть силой примиряющей и объединяющей. Вместе с тем она считает своим долгом высказываться по различным проблемам общественной жизни и проектам соц. преобразований, исходя из своих религ. принципов. Кроме того, Архиерейский собор 1994 признал за мирянами право быть членами политич. орг-ций и самим создавать такие орг-ции. Собор счел также возможным участие священнослужителей в отдельных мероприятиях политич. орг-ций и даже церк. сотрудничество с ними в делах, полезных для церкви и об-ва, служащих «созиданию мира и согласия в народе и церковной среде». Идеи и позиции, выраженные Архиерейскими соборами 1994 и 1997, активно используются РПЦ при разработке в наст, вр. своей соц. доктрины (см. Социальное учение Русской Православной церкви).
Высшими органами управления церкви являются Поместный и Архиерейский соборы, Священный синод. Синод состоит из 5 постоянных и 5 временных членов, работает под председательством Патриарха. Конкретными сферами церковной жизни ведают синодальные учреждения: Управление делами Московской Патриархии, Отдел внешних церковных сношений, Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Издательский совет, Учебный комитет, Синодальная комиссия по делам монастырей, Финансово-хозяйственное управление.
Источник: Религии народов современной России