РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Найдено 1 определение
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
в отличие от верующих трудящихся, к-рые не только приняли Великую Октябрьск. социалистич. революцию, но и непосредственно участвовали в ее осуществлении, РПЦ в лице иерархов и осн. массы духовенства отнеслась к Октябрьск. вооружен. восстанию и его последствиям резко отрицательно. С клеветой на революцию выступила вся церк. печать. Помест. собор 1917 обнародовал спец. послание, в к-ром грубо поносились большевики, а установленная ими Сов. власть объявлялась незаконной и потому недостойной церк. благословения. Избранный собором патриарх Тихон сразу же заявил, что революцию церковь осуждает, предрекая ей судьбу Вавилон, башни, разрушенной самими же строителями. В своем послании от 19. I 1918 он анафематствовал Сов. правительство и местные органы Сов. власти, а также всех, кто их поддерживал, и призвал духовенство к активной борьбе против нового обществ. и гос. строя. РПЦ саботировала проведение в жизнь ленинского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Патриарх Тихон осудил заключение Брестского мира, рассчитывая, что продолжение войны обескровит Сов. власть и тем ускорит ее падение. Многие иерархи и священнослужители вступили в открытую политич. и воен. борьбу против Сов. правительства, став на сторону белогвардейцев и интервентов, они помогали бандам Краснова, Деникина, Колчака, Врангеля и др. кандидатов в воен. диктаторы вести вооруженную борьбу против Республики Советов, благословляли их на жестокую расправу с защитниками Сов. власти. Нек-рые церковнослужители (псаломщики, чтецы, старосты и пр.) взяли в руки оружие и воевали против Красной Армии в составе «полков Иисуса», «полков богородицы» и аналогичных соединений. Лишь после окончания гражд. войны и полного изгнания интервентов за пределы страны руководство РПЦ и осн. масса духовенства пересмотрели свое неприязненное отношение к социалистич. революции и стали на путь признания Сов. власти: сначала это сделали обновленцы на соборе 1923, а затем их примеру последовали патриарх Тихон и его последователи, что было зафиксировано в письме Тихона в Верховный суд РСФСР (1923), его завещании (1925) и декларации митрополита Сергия (Страгородского).

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7