(Ordain, Ordination).
Эти англ. слова происходят от лат. слова, к-рое означало " приводить в порядок", "устраивать", а в более поздней латыни " назначать на должность". Некрые наиболее яркие значения этого слова приводятся ниже.
Обращенный Израиль воздаст хвалу миру, крый Господь "устроит" для него (Ис 26:12). Бог "поставил" звезды илуну (Ис 8:4); эти небесные тела были приготовлены Богом как бы на служение. Идея устроения возникает в связи с проповедью Евангелия Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор 9:14). Царь Навуходоносор назначил человека (некоего Ариоха), крый должен был исполнять суровые царские приговоры и решать, кто из провинившихся должен поплатиться жизнью (Дан 2). Ап. Павел говоритТиту, чтобы он "поставил" пресвитеров(Тит 1:5). Господь "поставил" Иеремию пророком над язычниками (Иер 1:5), т.е. отдал его народам на служение. Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме были "постановлены определения", крые должны были соблюдать верные (Деян 16:4). Бог "устроил" место, избрав его специально для своего народа, чтобы он там жил (1Пар 17:9). Иисус "поставил" на служение двенадцать человек (Мк 3:14), отделив их для особого служения и проповеди.
Эти примеры поясняют теологическор значение слов "назначать" ("погвящять в сан") и "посвящение". Эти слова тесно связаны с Божьим избранием и предназначением. Невозможно говорить о Божьем всевластии, не упомянув о Его приуготовлении, назначении, избрании и даже предопределении. Еели нет предвечного замысла, избрания и предназначения Божьего, то Бог уже не выше человека и времени, крые Он сотворил. Тогда это уже не Бог.
Св. Писание говорит о том, что человек тоже может "поставлять" (назначать) чтото или когото. Тварь " поставляет" совсем не так, как Творец бесконечный и всеведущий Бог; возможности человека весьма ограниченны.
Отдельные приходы и конфессии "поставляют", т.е. рукополагаютсвященников. Как правило, этот обряд сопровождается возложением рук. Обычно это обосновывается следующими мотивами:(1) по традиции так выражалось коллективное одобрение; (2) ВЗ говорит о священниках, левитах, пророках и царях, крых отделяли для служения; (3) Христос призвал, поставил и поручил двенадцати апостолам проповедовать без формального посвящения в духовный сан; (4) апостолы избирают Матфия вместо Иуды Искариота.
Католическая и Православная церкви относятся к посвящению в духовный сан как к таинству, установленному Христом и дарующему благодать. Кальвин порицал католический обряд посвящения в духовный сан. Лютеранская и Реформатская церкви подчеркивают, что человек должен быть призван Богом, хотя обе эти церкви рукополагают в служителей церкви. Англиканская и Епископальная церкви придают огромное значение рукоположению; некрые из них верят в апостольскую преемственность. Церкви, входящие в движение Свободных церквей, относятся к посвящению в сан более либерально и осуществляют его после того, как посвящаемый продемонстрировал приверженность учению Церкви и получил одобрение общины.
R. P. l1ghtner (пер. А. К.)
Библиография: C.S. Meyer; ????, 11,125253; Ungers Bible Dictionary, 81112; D.M. Edwards, ISBE, IV, 21992200.
См. также: Предопределение; Степени священства.