РУГЕ Арнольд

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РУГЕ Арнольд

немецкий философ и политический деятель (Берген, остров Рюген, 1802 — Брайтон, 1880). Совместно с Марксом основал «Немецко-французский ежегодник» (1843). «Старый и Новый Рационализм» (1841) содержит философскую критику Гегеля, ошибка которого, по Руге, была в том, что он выводил историю из системы, вместо того ... чтобы, наоборот, выводить систему из истории. Эта критика предвосхищает аналогичную критику Гегеля Марксом.

Источник: Философский словарь

Руге, Арнольд
1802 - 1880) - немецкий писатель и политический деятель. В 1837 г. принял участие в основании радикального журнала "Hallische Jahrbucher fur Kunst und Wissenschaft". Журнал был скоро закрыт, и Руге переехал в Дрезден, где стал издавать "Deutshe Jahrbucher", но правительственные преследования заставили его бежать и отсюда, и он переселился за-границу. Во время революции 1848 г. Руге вернулся на родину и основал сперва в Лейпциге, а затем в Берлине демократическую газету "Die Reform". Выбранный депутатом во франкфуртский парламент, он занял место среди крайних левых. В 1849 г. Руге был выслан из Берлина и в том же году принял участие в волнениях в Саксонии, после чего был вынужден бежать в Лондон. В Лондоне вместе с Ледрю-Ролленом, Маццини и др. основал Европейский Центральный Комитет. (См. прим. 129.) Руге был одним из видных членов I Интернационала и другом Маркса, с которым вел большую, ныне опубликованную переписку. В последний период своей жизни Руге значительно поправел и перед австро-прусской войной помещал в немецких газетах одобрительные статьи о политике Бисмарка. /Т. 8/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

РУГЕ Арнольд
13 сентября 1802, Берген- 31 декабря 1880, Брайтон, Англия) — немецкий философ, публицист, политический деятель, издатель. С 1832 — приват-доцент университета в Галле, с 1838 — издатель влиятельных философских журналов. Принимал участие в революции 1848, был депутатом франкфуртского Национального собрания, в 1850—60-х гг. — политический эмигрант. Демократ, республиканец, противник коммунизма, Руге сыграл значительную роль в развитии младогегельянства как общественно-политического движения в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В издаваемых им журналах («Die Reform», «Hallesche Jahrbucher fur deutsche Kunst und Literatur»), в работах самого Руге нашли отражение антиклерикальные и непосредственно республиканско-демократические требования (общенационального представительства в рейхстаге, свободы печати, изгнания церкви из системы образования и т. д.). Одним из первых среди гегельянцев отказался от гегелевской интерпретации конкретных исторических феноменов как воплощений логических категорий. В начале 40-х гг. перешел на позиции фейербаховского антропологического гуманизма; в 1842—43 пытался осуществить проект совместной издательской работы с К. Марксом, закончившийся неудачно.
Соч.; Samtliche Wirke, 2 Aufl., Bd. 1-10. Mannheim, 1846-48; Aus fruherer Zeit, Bd. 1-4. В., 1862-67; Reden uber die Religion, 1868; Die Junghegelianer (D. F. Strauss, Bruno Bauer, Amold Ruge), Ausgewahlte Texte. B., 1963.
Лит.: Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. Киев, 1983. А. Б. Баллаев

Источник: Новая философская энциклопедия

РУГЕ Арнольд

(13 сент. 1802 – 31 дек. 1880) – нем. философ-младогегельянец, политич. деятель, публицист, писатель. За участие в буршеншафтах, требовавших политич. свобод и единства Германии, арестован в 1824 и до 1830 находился в заключении в Кольберге. В 1831 Галльский ун-т присудил ему докторскую степень за работу "Эстетика Платона" ("Die Platonische Aesthetik", Halle, 1832); с 1832 – приват-доцент филологии и древней философии в этом ун-те. В 1838–43 Р. – глава младогегельянства (см. Гегельянство). Вместе со своим другом Т. Эхтермейером (1805–44) основал журн. "Hallische Jahrb?cher f?r deutsche Wissenschaft und Kunst" ("Галльский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства"), начавший выходить в Галле 1 янв. 1838 (с 1 июля 1841 – в Дрездене под названием "Deutsche Jahrb?cher f?r Wissenschaft und Kunst"). Провозгласив девизом журнала соединение философии с практич. задачами дня, Р. вскоре превратил журнал в трибуну нем. бурж. радикализма. Кульминац. пунктом идейного развития Р. явилась его ст. "Самокритика либерализма" ("Selbstkritik des Liberalismus", опубл. в журн. "Deutsche Jahrb?cher f?r Wissenschaft und Kunst", 1843, 2. Jan.), в к-рой он пришел к требованию претворить либерализм в демократизм. Однако демократизм Р. был половинчатым, не выходившим за рамки бурж. радикализма. Эта половинчатость обнаруживается и в его филос. кредо, к-рое Р. изложил в ст. "Гегелевская философия права и политика нашего времени" ("Die Hegelsche Rechtsphilosophie und die Politik unserer Zeit"). Здесь Р. одним из первых подверг критике гегелевскую философию права за превращение конкретных историч. явлений в чисто логич. категории. Тем не менее эта критика не выводила Р. за пределы идеализма, ибо для него "конкретное государство является не чем иным, как формой существования духа, в которой последний воплощается исторически" ("Deutsche Jahrb?cher...", No 191, 12. August, S. 762). С идеалистич. позиций поддерживал он и фейербаховский антропологизм. Сотрудничество с Фейербахом. Р. начал еще в 1838, предоставив ему страницы своего журнала. В 1841–42 "Нем. ежегодник" развернул обсуждение "Сущности христианства", поддержав Фейербаха против Штрауса в полемике о "чуде". Одновременно Р. сам написал обширную рецензию на "Сущность христианства", проницательно усмотрев "очень существенное отличие Фейербаха от всей гегельянской, даже от так называемой младогегельянской философии": если младогегельянцы лишь вскрывали непоследовательность Гегеля и выводили необходимые следствия из его философии, то "...позитивное уничтожение существенной части гегелевской философии, а именно философии религии, впервые дал Фейербах в "Сущности христианства" в форме феноменологии христианской религии" ("Anekdote zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik", Z., 1843, Bd 2, S. 17–18). Однако Р., подобно большинству современников, не понял тогда подлинного, материалистич. содержания произведения Фейербаха. Гораздо ближе к выяснению сути дела уже в начале 1842 подошел молодой Маркс в ст. "Лютер как третейский судья между Штраусом и Фейербахом" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 28–29), опубликованной в "Нем. ежегоднике". В связи с публикацией этой и др. статей между Марксом и Р. завязывается в 1842 переписка. Весной 1843, после запрещения "Нем. ежегодника" и редактировавшейся Марксом "Рейнской газеты", Р. и Маркс решили совместно издавать в Париже "Нем.-франц. ежегодник". В это время завершается переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму. Между тем Р. остался на половинчатых позициях бурж. радикализма. Враждебно относясь к пролет. коммунизму, он под псевдонимом "Пруссак" выступил в газете "Vorw?rts" со статьей, принижавшей значение восстания силезских ткачей в июне 1844. Эту позицию Маркс подверг резкой критике в "Критических заметках к статье "Пруссака" „Король прусский и социальная реформа“" (см. тамже, с. 430–48). В результате обнаружившихся идейных разногласий прекратилось издание "Нем.-франц. ежегодника", а вместе с ним закончилась и восходящая фаза идейного развития Р. В дальнейшем Р. был деятелем нем. мелкобурж. демократии, принимал участие в революции 1848, а в 1866 стал национал-либералом. Несмотря на свою вражду к коммунизму, Р. дал высокую оценку первому тому "Капитала", считая, что "Маркс обладает широкой ученостью и блестящим диалектическим талантом" (цит. по кн.: Meринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957, с. 408). Соч.: Neue Vorschule der Aesthetik. Das Komische mit einem komischen Anhange, Halle, 1836; [2 Aufl.], Halle, 1837; Zwei Jahre in Paris, Tl 1–2, Lpz., 1846; S?mtliche Werke, 2 Aufl., Bd 1–10, Mannheim, 1847–48; Politische Bilder aus der Zeit, Tl 1–2, Lpz., 1847–48; Die Gr?ndung der Demokratie in Deutschland, oder der Volksstaat und der social-demokratische Freistaat, Lpz., 1849; Aus fr?herer Zeit, Bd 1–4, В., 1862–67; Der Krieg und die Entwaffnung, В., 1867; Geschichte unserer Zeit, Lpz.–Hdlb., 1881; Briefwechsel und Tagebuchbl?tter aus den Jahren 1825–1880, hrsg. von P. Nerrlich, Bd 1–2, В., 1886; Ausgew?hlte Texte, в кн.: Strauss D. F. [u. a.], Die Junghegelianer, В., 1963. Лит.: Маркс К., [Письма к Руге 1842–1843 гг.], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 240–49, 251–57; его же, Письма из "Deutsch-Franz?sische Jahrb?cher", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 371–81; Маркс К. и Энгельс Ф., Великие мужи эмиграции, там же, т. 8; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1–2, М., 1959–61; Rosenberg ?., ?. Ruge und die "Hallischen Jahrb?cher", "Archiv f?r Kulturgeschichte", 1929, Bd 20, H. 3; Neher W., A. Ruge als Politiker und politischer Schriftsteller, Hdlb., 1933 (Heidelberger Abhandlungen zur mittleren und neueren Geschichte, H. 64). H. Лапин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.