РУАЙЕ-КОЛЛАР Пьер Поль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

РУАЙЕ-КОЛЛАР Пьер Поль
(1763, Сомпюи, Шампань, – 1845, Шатовье) – представитель спиритуализма. Получил религиозное воспитание в духе янсенизма; впоследствии стал адвокатом и принял участие в политической жизни: в 1789–1792 был членом Парижской коммуны, в 1797 – Совета пятисот, в период Реставрации он – государственный советник, председатель комиссии по народному образованию, председатель палаты депутатов. В 1811–1814 Р.-К. – профессор философии в Сорбонне. На его взгляды оказало влияние учение представителя Шотландской школы Т. Рида. Согласно Р.- К., принципы новоевропейской философии (начиная с Р. Декарта) последовательно приводили к скептицизму: попытки различных мыслителей доказать существование внешнего мира закончились неудачей. Особенно резко он критикует сенсуализмЭ.Б. Кондильяка, трактуя его философскую систему как противоречивую. По мнению Р.-К., философы Нового времени неверно истолковывали процесс приобретения знаний. Следуя Риду, он различает ощущения и восприятия. Ощущение – испытываемая «внутренняя модификация», сама по себе не дающая возможности выйти за пределы субъекта. Восприятие, непосредственно следующее за ощущением, позволяет связать его с внешним объектом. Оно констатирует наличие внешнего предмета, причем делает это безо всякого сравнения идей. Восприятие, не тождественное ощущению, выступает важным условием научного познания. Р.-К. признавал наличие первоначальных принципов человеческого ума, не являющихся обобщением опыта. Подобные принципы невозможно опровергнуть, они суть «законы человеческой природы». Использование этих принципов позволяет утверждать реальность бестелесной души, материальной субстанции и Бога.
Соч.: Fragments philosophiques. P., 1913. Лит.: Spuller, E. Royer-Collard. P., 1895. A.A. Кротов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

РУАЙЕ-КОЛЛАР Пьер Поль

(21 июня 1763 – 4 сент. 1845) – франц. философ, эклектик спиритуалистич. направления, умеренный либерал – "роялист буржуазной породы", как называл его франц. историк Филипп (см. А. Phillippe, Royer-Collard. Sa vie publique, sa vie priv?e, sa famille, P., 1857). В философии Р.-К. соединял противоположные филос. учения, но гл. источниками его филос. концепции были идеи Мен де Бирана и Рида. Для Р.-К. внешний мир реален, об этом свидетельствует повседневный опыт человека. Однако, вслед за Ридом, убеждение в существовании этой реальности Р.-К. основывал на вере, что и составляло теоретич. основу его спиритуализма, его критики сенсуализма. Р.-К. подчеркивал активность души или разума, к-рый не менее, чем ощущения, является, по его мнению, источником наших знаний: "...существование универсума, универсального времени, внешней причинности, все эти труднопостижимые тайны скрыты в еще более глубокой тайне жизни интеллектуальной..." (цит. по кн.: Rеid Th., Oeuvres compl?tes..., t. 4, P., 1828, p. 433; Соч. Р.-К. опубликовано в приложении к 3-му и 4-му тт. этого издания). Примыкая к Лейбницу, Р.-К. понимал "я" как некую духовную сущность. Рассматривая взаимоотношение субъекта и объекта, Р.-К. утверждал, что уже первое ощущение "...которое мы испытываем, раскрывает нам единство двух фактов – действительную реальность того, что ощущается и действительное существование того, что ощущает" (там же, р. 434). Существование и мышление одновременны, одно не существует без другого. Таким образом, Р.-К. отрицал объективное содержание ощущений, знания, приходил к идеалистич. выводу, не только переводя в спиритуалистич. план, но, в сущности, отрицая свое признание реальности внешнего мира. Идеалистич. эклектич. учение Р.-К. продолжил Кузен, оно давало пищу для различных субъективно-идеалистич. течений и во 2-й пол. 19 в. Соч.: Les fragments philosophiques..., par A. Schimberg., P., 1913. Лит.: История философии, т. 3, [M.], 1943, с 399–400; История философии, т. 2, М., 1957, с. 193; Barante A. de, La vie politique de M. Royer-Collard, ses discours et ses ?crits, 2 ?d., v. 1–2, P., 1863; Baudrillart H., Publicistes modernes, P., 1863; Royer-Collard, в кн.: Dictionnaire des sciences philosophiques, sous la dir. de Ad. Franck, P., 1885; Spu11er E., Royer-Collard, P., 1895; Antonescu G., Royer-Collard als Philosoph, Borna–Lpz., 1904 (Diss.); Nesmes-Desmarets R. de, Les doctrines politiques de Royer-Collard, [Montpellier], 1908 (Diss.); Jovy E., De Royer-Collard ? Racine, Vitry-le-Fran?ois, 1917. Г. Зельманова. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.