РОЗОВ Михаил Александрович

Найдено 1 определение
РОЗОВ Михаил Александрович
(р. 13.5.1930) — спец. в обл. теории познания и филос. науки; д. филос. н., проф. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1955), асп. того же ф-та (1958). С 1958 работал на кафедре филос. СО АН СССР, в Ин-те автоматики и электрометрии СО АН СССР, зав. сектором методологии социологии Ин-та экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, на кафедре филос. Новосибирского гос. ун-та. С 1981 — ст. н. с. кафедры филос. естеств. ф-тов МГУ; в 1987-89 — зав. той же кафедрой. С 1989 — вед. н. с. ИФ РАН, с 2004 - проф. ГУ-ВШЭ. Канд. дисс. — «Научная абстракция и ее виды» (1964). Докт. дисс. — «Научное знание и механизмы социальной памяти» (1990). Науч. интересы Р. связаны, прежде всего, с проблемами филос. науки и теории знания. В его трудах исследуется способ бытия семиотических объектов, включая объекты математики, механизмы новаций в развитии науки, методол. проблемы анализа систем с рефлексией, к числу к-рых Р. относит и науку, применение боровского принципа дополнительности в гуманит. познании, в частности, в историко-науч. иссл., представления о симметрии при анализе связей науч. дисциплин. Все эти проблемы Р. стремится рассмотреть с единой т. зр. в рамках развиваемой им концепции соц. эстафет. Под эстафетой понимается передача какой-либо деятельности или формы поведения от человека к человеку или от поколения к поколению путем воспроизведения непосредственных образцов. Предполагается, что здесь мы имеем дело с исходным механизмом соц. памяти, на базе к-рого развиваются более сложные формы, включая науч. знание. Применительно к филос. науки концепция соц. эстафет — попытка синтезировать и развить идеи М. Полани и Т. Куна. Наука в рамках этой концепции выступает как множество взаимодействующих друг с другом «программ», частично вербализованных, но в гл. своей части заданных на уровне образцов. В числе этих программ Р. выделяет иссл. и коллекторские программы. Первые — это методы получения знаний, вторые задают формы их фиксации и систематизации. Именно коллекторские программы определяют, с его т. зр., границы науч. дисциплин. И соц. эстафеты, и возникающие на их основе более сложные образования (типа науки или знания) представляют собой, согласно Р., волноподобные объекты, ибо они постоянно обновляют себя по материалу. Так, напр., повторяющиеся производственные акты осуществляются на базе все новых и новых объектов, орудий и т. д. Явления такого волноподобного типа Р. называет куматоидами. Можно сказать, что Р., вслед за франц. социологом Г. Тардом, продолжает внедрение волновых представлений в сферу гуманит. познания.
Соч.: Знание и механизмы социальной памяти // На пути к теории научного знания. М., 1984; Методологические особенности гуманитарного познания // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986; К методологии анализа рефлектирующих систем // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987; Понятие исследовательской программы // Исследовательские программы в современной науке. Новосибирск, 1987; Принцип дополнительности в гуманитарных науках // Н. Бор и наука XX века. Киев, 1988; Процессы и механизмы интеграции в развитии науки // Интегративные процессы в современном мире и социальный прогресс. М., 1989; Прошлое как ценность// Путь. 1992. № 1; Презентизм и антикваризм — две картины истории // Вопросы истории естествознания и техники. 1994. № 3; Явление дополнительности в гуманитарных науках // Теория познания. Т. 4. Познание социальной реальности. М., 1995; Явление рефлексивной симметрии при анализе деятельности // Там же.; Классификация и теория как системы знания // На пути к теории классификации. Новосибирск. 1995; Философия науки и техники. (В соавт.). М., 1996; История науки на распутье. (В соавт.) // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 1; Рефлектирующие системы, ценности и цели // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996; Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания // Теория социальных эстафет: История, идеи, перспективы. Новосибирск, 1997; Знание как объект исследования. Воспоминания о работе новосибирского семинара (1963-1980) // ВФ. 1998. № 1; О судьбах эпистемологии и философии науки // Философия, наука, цивилизация. М., 1999; О границах рациональности // Рациональность на перепутье. Кн. 1. М., 1999; Наука и литература: два мира или один? Опыт эпистемологических сопоставлений // Альтернативные миры знания. СПб., 2000; О соотношении естественнонаучного и гуманитарного познания (проблема методологического изоморфизма) // Наука глазами гуманитария. М., 2005; Теория социальных эстафет и проблем эпистемологии. Смоленск, 2006; The mode of existence of mathematical object // Philosophia Mathematica. Second series. 1989. Vol. 4. № 2.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009