РОЗМИНИ-СЕРБАТИ Антонио

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ Антонио

25. 3.1797, Роверето - 1.7.1855, Стреза), итал. философ и теолог, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за воссоединение Италии (Рисорджименто); его соч. «Пять язв святой церки» («Delle cinque piaghe della santo Chiesa», 1848, переизд. 1966), содержавшее программу либер. конституц. реформ, было занесено в 1849 в папский «Индекс запрещенных книг». В фи­лософии Р.-С. принадлежит одна из наиболее влия­тельных в католицизме (наряду с неотомизмом) попыток освоить проблематику новой европ. философии - осо­бенно нем. классич. идеализма и прежде всего Канта - с позиций платонизма и августинианства. Кантовские априорные формы познания сводятся Р.-С. к данной от бога врожденной идее потенциального бытия бога («Но­вый опыт о происхождении идей»-«Nuovo saggio sull origine delle idee», v. 1-4,1830). В 20 в. идеи Р.-С. яви­лись одним из истоков т. н. христ. спиритуализма - идеалистич. филос. течения, особенно влиятельного в Италии (?. Ф. Шакка и др.).

Источник: Советский философский словарь

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ Антонио
итальянский священник, политик и философ; р. 25. 3. 1797 (Роверето) — ум. 1. 7. 1855 (Стреза). Представитель умеренной онтологии, находился под влиянием Канта. Формальный элемент, который мы обнаруживаем в суждении, проистекает, по мнению Розмини-Сербати, не из чувственного опыта и не из деятельности нашего духа, а из врожденной нам идеи бытия. Все частные и общие идеи представляют собой определения и ограничения одной и той же неисчерпаемой идеи бытия, осуществляемые с помощью чувственного опыта и духовной деятельности. В целом онтология Розмини-Сербати основывается на различении (но не на разделении) трех форм бытия: бытие идеально, поскольку способно стать объектом; бытие реально, поскольку обладает свойством стать силой, активным восприятием (чувством), индивидом и, следовательно, субъектом; бытие морально, поскольку может стать актом, гармонично связывающим субъекта с объектом, и благодатной силой, способствующей достижению субъектом совершенства через приобщение его к благим целям бытия. Троичность форм бытия — ключевой пункт философии и морали Розмини-Сербати. Как дипломат он выступал за национальное единство Италии. В 1828 им было основано объединение «Проповедник любви», его церковно-политические реформаторские устремления приводили его к различным конфликтам с церковью, в 1887 40 его тезисов были подвергнуты церковному осуждению. Осн. соч.: Nuovo saggio suirorigine delle idee, 4 vol., 1830; Principi della scienza morale, 1831; Antropologia servizio della scienza morale, 1838; Filosofía della politica, 1839; Filosofía del diritto, 1841—1845; Teodicea, 1845; Psichologia, 1850; Lógica, 1854; Teosofía, 1859—1874; Antropologia sopranaturale, 1884; Die Politik ais philosophisches Problem, 1963. Собр. соч.: Opere, 48 vol., 1934—1976.
Библиография: C. Caviglione. Bibliografía, 1925; C. Bergamaschi. Bibliografía. Rosminiana, 1968.
Paoli. Della vita di R.-S., Torino, 1880; G. ¿entile. R. e Gioberti. Pisa, 1899; M. Casotti. La pedagogía di A. R., Milano, 1937; M. F. Sciacca. La filosofía morale di A. R., Milano, 1938; M. F. Sciacca. Interpretazione Rosminiana. Milano, 1958; C. Giacon. L’oggettivitá in A. R., Milano, 1960; Radice. Annali di A. R., Milano, 1967 ff.; M. Sancipriano.
II pensiero politico di Haller et A. R., Milano, 1968; F. Pfurtscheller. Von der Einheit des Bewußtseins zur Einheit desSeins — Zur Grundlegung der Ontologie bei R.-S., 1977; E. Berti. La metafísica di Platone e Aristotele nell’interpretazione di A. R., 1978; K.-H. Menke. Vernunft und Offenbarung, 1980.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ Антонио

(25 марта 1797 – 1 июля 1855) – итал. религ. мыслитель. Оставаясь в рамках католич. традиции в ее августинианском варианте, Р.-С. стремился в известной мере сблизить теорию и практику католицизма с требованиями умеренного либерализма своего времени. С этих позиций Р.-С. выдвинул проект антифеод. реформы церкви с целью устранения анахронистич. сторон католицизма и удержания ее авторитета. Т.о., он отстаивал идею бурж. переориентации церкви, превращения ее из феод. силы в буржуазную. В философии Р.-С. пытался сблизить платоновско-августинианскую линию с элементами кантовского априоризма. Не отрицая традиц. томистских "5 путей" "доказательства" бытия бога, он придавал осн. значение "пути" к богу от субъекта, от присущих будто бы ему априорных идей, гл. обр. идеи бытия, к-рая и является исходным пунктом познания. Она родственна августинианскому "озарению", идущему от божеств. разума. Познание есть синтез этой идеи бытия и данных чувств. опыта. Бытие имеет три неразрывных модуса или формы – идеальный (постигаемый разумом), реальный (постигаемый чувств. опытом) и моральный. Идеальное – вечно, бесконечно, необходимо и как таковое в силу конечности и ограниченности человеч. разума требует адекватного субъекта, т.е. бога, являющегося истинной, абсолютной, совершенной реальностью, универсально-конкретным бытием, высшим синтезом бытия. Идеи Р.-С. пользуются большим авторитетом в совр. католицизме. Розминианские тенденции сильны в совр. религ. мысли и служат одним из источников весьма влиятельных ныне "обновленческих" устремлений в идеологии и практике католич. церкви. Филос. воззрения Р.-С. оказали влияние на совр. христ. спиритуализм, особенно в его итал. варианте. Соч.: Ореrе, v. 1–14, Napoli, 1842–45; Opere, v. 1–27, Roma, 1934–55 (издание продолжается). Лит.: История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 486–90; ?rini P., Introduzione alla metafisica di ?. Rosmini, Domodossola, 1953; Franchi ?., Saggio sul sistema ontologico di A. Rosmini, Mil., 1953; Milano Universit? cattolica del sacro Cuore. Facolt? di lettere e filosofia. A. Rosmini nel centenario della morte. Saggi vari, Mil., [1955]; Congresso internazionale di filosofia A. Rosmini. Stresa-Rovereto, 1955. Atti del Congresso, [v.] 1–2, Firenze, [1957]; Garioni Bertolotti G., A. Rosmini, Torino, [1957]; Benvenuti S., Saggi critici sulla filosofia di A. Rosmini, Trento, 1957; Leetham C. R. H., Rosmini: priest, philosopher, patriot, L.–N. Y., [1957]; Rasсhini M., Il principio dialettico nella filosofia di A. Rosmini, Mil., 1961; Caviglione G., Bibliografia delle opere di A. Rosmini, Torino, 1925. С. Эфиров. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.