Россия и цивилизация

Найдено 1 определение
Россия и цивилизация
одна из важнейших проблем культурологии. Вопрос об отношении России к цивилизациям Запада и Востока стал предметом теоретического осознания в XIX в. Г. Гегель, не видя будущности в культурно-историческом развитии России, вычеркнул ее из списка «исторических народов». П. Чаадаев, признавая своеобразие цивилизованного развития России, видел его в том, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого», «мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах». В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала будущее России с ее самоидентификацией в русле европейской социокультурной традиции, другая - с развитием самобытно-культурной ее самодостаточности. К. Леонтьев разработал концепцию восточно-христианской (византийской) культурной «прописки» России. Н. Данилевский, наиболее перспективным считал противостоящий западной культуре «славянский тип» цивилизации, полнее всего выраженный в русском народе. А. Той-нби рассматривал Российскую цивилизацию в качестве «дочерней» зоны православной Византии. Существует также евразийская концепция цивилизационного развития России, представители которой, отрицая как восточный, так и западный характер российской культуры, вместе с тем ее специфику усматривали во взаимном влиянии на нее западных и восточных элементов, полагая, что именно в России сошлись и Запад, и Восток. Евразийцы (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, Г. Вернадский, Н. Алексеев, Л. Карсавин) отделяли Россию не только от Запада, но и от славянского мира, настаивая на исключительности ее цивилизации, обусловленной спецификой «месторазвития» русского народа. Своеобразие русского (российского) национального самосознания они усматривали, во-первых, в том, что громадные пространства России, расположившейся в двух частях света, накладывали отпечаток на своеобразие ее культурного мира. Во-вторых, евразийцы подчеркивали особое влияние на него «туранского» (тюрско-татарского) фактора. Важное место в евразийской концепции цивили-зационного развития России отводилось идеокра-тическому государству как верховному хозяину, обладающему исключительной властью и сохраняющему тесную связь с народными массами. Своеобразие Российской цивилизации виделось и в том, что национальным субстратом ее государственности выступала единая многонациональная евразийская нация. В настоящее время также существуют различные цивилизационные типологизации исторического процесса конвергентного и дивергентного характера. Так, некоторые отечественные исследователи отстаивают тезис о существовании двух типов цивилизаций - западной и восточной, в ходе взаимодействия которых происходит «вестернизация» Востока на основе модернизации. К определяющим чертам восточных обществ они относят «неразделенность собственности и административной власти»; «экономическое и политическое господство — часто деспотическое — бюрократии»; подчинение общества государству», отсутствие «гарантий частной собственности и прав граждан». Для западной цивилизации, наоборот, характерны гарантии частной собственности и гражданских прав как стимул? к инновациям и творческой активности; гармония общества и государства; дифференциация власти и собственности (Е. Гайдар). В такой цивилизационной трактовке Россия выглядит обществом восточного типа. А. Ахиезер также различает два типа цивилизаций — традиционную и либеральную. «Традиционной цивилизации присуще господство статичного типа воспроизводства, который нацелен на поддержание общества, всей системы социальных отношений, личности в соответствии с некоторым идеализирующим прошлое представлением». В либеральной цивилизации «господствующее положение занимает интенсивное воспроизводство, которое характеризуется стремлением воспроизводить общество, культуру, постоянно углубляя ее содержание, повышая социальную эффективность, жизнедеятельность» . Россия, считает Ахиезер, в своем историческом развитии вышла за рамки традиционной цивилизации, встала на путь массового, хотя и примитивного утилитаризма. Но тем не менее не сумела преодолеть границу либеральной цивилизации. Это означает, что Россия занимает промежуточное положение между двумя цивилизациями, что позволяет говорить о существовании особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Л. Семенникова выделяет три типа цивилизации: «непрогрессивную форму существования», «циклическое» и «прогрессивное» развитие. К непрогрессивному типу она отнесла «народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой». К циклическому типу развития — восточные цивилизации. Прогрессивный тип представлен западной цивилизацией, начиная, с античности до наших дней. Оценивая место России в кругу этих цивилизаций, Л. Семенникова отмечает, что она не вписывается полностью ни в западный, ни в восточный тип развития. Россия, не являясь самостоятельной цивилизацией, представляет собой «цивилизационно неоднородное общество». Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия, геополитически расположенная между двумя мощными центрами цивилизационного влияния " Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту. Поэтому Семенникова, вслед за В. Ключевским, Н. Бердяевым, Г. Федотовым, подчеркивает - в российском обществе неизбежно сказывается как западное, так и восточное влияние, Россия представляет собой как бы постоянно «дрейфующее общество» в океане современных цивилизационных миров. Наряду с такими концепциями Российской цивилизации в настоящее время существуют и ярко выраженные ее дивергентные варианты. Так, О. -Платонов считает, что русская цивилизация принадлежит к числу древнейших цивилизаций. Ее- базовые ценности сложились задолго до принятия христианства, в 1 тыс до н. э. Опираясь на эти ценности, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории государство, гармонично объединившее многие другие народы. Такие главные черты русской цивилизации, как преобладание духовно-нравственных основ над материальными, культ добротолюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллективистских форм демократии, воплотившихся в общине и артели, способствовали складыванию в России также самобытного хозяйственного механизма, функционирующего по своим внутренним, только ему присущим законам и самодостаточного для обеспечения населения страны всем необходимым, почти полностью независимым от Других стран. В целом надо отметить, что изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наиболее часто выделяемым признакам российской цивилизации относятся: а) самодержавная форма государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; б) коллективистская ментальность; в) незначительный объем экономической свободы; г) подчинение общества государству (или дуализм общества и государственной власти).

Источник: Человек и общество. Культурология



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
160.54 кб

Россия как цивилизация

Шаповалов Виктор Федорович
Читать PDF
430.63 кб

Цивилизационное акмэ России

Володихин Дмитрий Михайлович
Все размышления, содержащиеся в этой статье, не имеют отношения к точной науке. Скорее, их можно назвать историософскими.
Читать PDF
456.63 кб

Цивилизационные судьбы России

Рашковский Евгений Борисович
Читать PDF
95.93 кб

Миграция, цивилизация, Россия

Метелёв Игорь Сергеевич
В статье рассматриваются универсальные взаимозависимости миграционного опыта и цивилизационного развития, тенденции формирования современного российского социума.
Читать PDF
74.72 кб

Глобальная цивилизация и Россия

Астахов Евгений Михайлович
Современная глобализация выдвигает ряд вопросов. Что такое «глобальная цивилизация»?Это объективный процесс или попытка одной, например евроатлантической, цивилизации навязать свои стандарты другим цивилизациям? XXI в.
Читать PDF
215.43 кб

РОССИЯ В МНОГООБРАЗИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Липкин А.И.
Читать PDF
169.86 кб

К вопросу о российской цивилизации

Каньшин Александр Николаевич
Читать PDF
83.06 кб

Россия как маргинальная цивилизация

Мухамеджанова Н. М.
В статье исследуется проблема цивилизационной идентичности России. Своеобразие российской цивилизации определяется автором через категории «маргинальная цивилизация», «цивилизационная маргинальность».
Читать PDF
105.76 кб

Цивилизационная идентификация России

Самусенко Игорь Михайлович
В статье рассматривается многообразие подходов к пониманию сущности Российской цивилизации, приводится их классификация.
Читать PDF
394.22 кб

Российская цивилизация и "Русский мир"

Горлова Ирина Ивановна, Гриценко Василий Петрович
Авторы рассматривают современный цивилизационный статус проекта «Русский Мир». Используется потенциал традиционной русской философии. Уделяется внимание нравственно-идеологическим основаниям российской цивилизации.
Читать PDF
190.60 кб

Тип цивилизации в постсоветской России

Рассказов Леонид Павлович
Читать PDF
378.49 кб

Веховцы о цивилизационном выборе России

Мальченков Станислав Александрович
Статья посвящена взглядам отечественных философов - авторов сборника «Вехи» на проблему цивилизационного выбора России между Западом и Востоком.
Читать PDF
290.15 кб

Цивилизация и Россия. Споры продолжаются

Громыко Алексей
Читать PDF
164.11 кб

Ценностные основы российской цивилизации

Фролов Игорь Владимирович
Анализируется проблема цивилизационного статуса России. Рассмотрены основные позиции, связанные с отрицанием российской цивилизации. Позиция автора состоит в признании реальности российской цивилизации.
Читать PDF
92.24 кб

Цивилизационные сценарии развития России

Харин А. Н.
В современном мире важную роль играет цивилизационный фактор. В связи с этим перед Россией стоит задача формирования цивилизационной идентичности.

Похожие термины:

  • Периодизация истории цивилизации в России

    Существуют различные точки зрения но поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по нас
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ В РОССИИ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ

    зрелая фаза теоретического цивилизационного самосознания в России, начиная со второй половины XIX в. Цивилизационно-исторические теории этой эпохи (прежде всего, Н. Я. Данилевского, С. М. Соловьева и