РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
часть общемировой культуры, опирающаяся на исторически сложившуюся общность народов, которая получила развитие на пространстве Евразии во II тысячелетии н.э. и породила соответствующие формы цивилизации и государственности. По своему происхождению Р. к. относится к общеславянскому этническому типу, который сформировался и впервые проявил себя между III и IХ вв. к северу от Черного моря. Впоследствии вплоть до ХV в., времени становления Московского государства, две важнейшие географические зоны — «леса на севере и степи, раскинувшиеся ниже их на юге, — развили две доминанты культурной модели, на которой основывается русская цивилизация» (Г.В. Вернадский), — это оседлый и кочевнический типы культуры. В связи с этим получила развитие одна из коренных особенностей Р. к. — ее полиэтничность, что в отдельные периоды истории России приводило к социальной и культурной разобщенности народов и территорий. В этих условиях исторически сложилось так, что важнейшими факторами консолидации российского общества и культуры становились государство и религия. Поэтому такое решающее значение имело глубоко повлиявшее на последующие судьбы России приобщение ее в конце Х в. к восточной ветви христианства. Это привело к всестороннему влиянию на Россию византийской цивилизации и культуры, что, в свою очередь, помогало в большей мере преодолевать катастрофизм и прерывность, свойственные отдельным периодам развития Р. к. В культуре Древней Руси осуществились возможности поддержания тесных связей как с Византией, так и с находившейся в процессе становления западноевропейской культурой. Широко известно предложенное Н.А. Бердяевым деление всей истории российской цивилизации на «пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию». Для отечественной философской мысли существует длительная традиция определять своеобразие Р. к., т.е. мировоззренческие устои, нравственные и эстетические ценности, жизненные нормы, а также многие явления художественного творчества, ее глубочайшей связью с православием. В исторических условиях, когда Россия не пережила во всей полноте европейского типа Возрождения и Реформации, именно православие не только сформировало устои Р. к., ее книжный и проповеднический характер, но давало обоснование национально-государственной идеологии и обеспечило духовное единство народа в период монгольского нашествия, господства Золотой Орды и последующего постепенного собирания земель вокруг Москвы, предпринятого в конце ХIV— ХV в. В результате одной из исходных характеристик Р. к. стало наличие и постоянное взаимоотношение в ее недрах западных и восточно-азиатских компонентов. Этот выбор между западным и восточным типом цивилизации оказался постоянной составляющей культурного развития России, начиная с преобразований Петра I и вплоть до попыток модернизации в постсоветский период конца ХХ в. Состояние западно-восточного культурного выбора оказалось одним из главных источников противоречивости и раздвоенности Р. к., когда попытки европеизации каждый раз сопровождались расслоением между идеалами элитарных верхних слоев общества и народными ценностями и формами жизни, между государством и населением, между различными направлениями философской мысли, между православными и светскими типами культуры. Поэтому «Р. к. характеризуется сменой периодов самоизоляции, во время которой создается равновесная структура с высоким уровнем энтропийности, эпохами бурного культурного развития, повышенной информативности (непредсказуемости) исторического движения» (Ю.М. Лотман). С конца ХVII до нач. ХХ в. российская цивилизация и государственность распространились в пределах Евразии и окончательно определились такие основополагающие особенности Р. к., как ее многонациональность и многоконфессиональность. Наряду с этим быстрое и плодотворное усвоение западной культурной традиции и становление собственной светской Р. к. обеспечило для нее возможность выполнять цивилизаторскую роль по отношению к культурам отдельных народов страны, которые через Р. к. получали доступ к общеевропейским и общемировым культурным процессам и достижениям. Особенностью Р. к. является наличие в ней постоянного потенциала посредничества в культурном обмене между Западом и Востоком. Выдающейся классической эпохой в истории Р. к. принято считать ХIХ столетие — «век мысли и слова, ...внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий» (Н.А. Бердяев). Именно в это время произошло окончательное национальное становление и самоопределение Р. к. в общем западно-восточном потоке истории, выделилась одна из ее отличительных черт — незамкнутость, открытость и отзывчивость на мировые культурные и духовные явления, что проявлялось в российском общественном сознании как «вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов» (Ф.М. Достоевский). Все это вело к обсуждению и оформлению в русской философской и общественной мысли, так называемой «русской идеи» — концепции особого пути России в общемировом культурном процессе. Развитие Р. к. в ХIХ в. ознаменовалось выдающимися достижениями во многих основных областях: философии, науке, искусстве, что сопровождалось формированием интеллигенции как характерного только для России социокультурного и идеологического явления. В духовной и культурной жизни России всегда особая роль принадлежала как творческим личностям, выражающим народные и общенациональные интересы и чаяния, так и людям, проникнутым идеями прогресса, служения народу, просветительства, самопожертвования, отказа от личного благополучия и комфорта во имя торжества духовных и социальных идеалов общества будущего. В связи с этим общими доминантами Р. к. стали преимущественная ориентация на создание и приумножение духовных ценностей, вера в первоочередное значение нравственных, гуманистических и эстетических компонентов социальных преобразований. Для России характерно признание самостоятельной ценности знания, познавательных интересов, и поэтому культуре и искусству придается небывалая для других стран роль в деле формирования мировоззрения и ценностных ориентаций личности. Р. к. отличается полнотой и глубиной переживания и осмысления проблем гуманизма и гуманности в философском, религиозном, эстетическом и социально-политическом аспектах. Р. к. живет задачами преобразования жизни и человека, сочетая в себе трагическое осмысление многих сторон действительности, социальный критицизм с идеалами соборности, проповедничества, духовно-религиозного преображения людей, учительства и мессианизма. Р. к. пережила несколько периодов своего наивысшего развития, и одним из них стал Русский Ренессанс, или Серебряный век, нач. ХХ в. — время синтеза выдающихся достижений во многих сферах духовной культуры и искусства. В этот период окончательно определилось общечеловеческое значение Р. к., «чей вклад в мировую культуру в области литературы, музыки и художественного искусства, театра, балета высоко оцениваются всеми, кто знаком с историей искусства не понаслышке» (Г.В. Вернадский). На фоне трагических событий в истории мировой и отечественной цивилизации ХХ в. богатство, разнообразие и национальная самобытность классической Р. к. может стать залогом дальнейшего поступательного социального и духовного развития России.