РОМАНТИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ФИЛОСОФСКИЙ РОМАНТИЗМ
экзальтированное чувство природы, нашедшее отражение в немецкой литературе (Клопшток, Гердер, Гете и особенно Новалис и Шлегель), а свое философское выражение (между 1790 и 1800 гг.) в учении Шеллинга, в «Предназначении человека» Фихте, в религиозной философии Шлейермахера. Основные характеристики философского романтизма — описание «ностальгии» как истинной установки человеческого сознания, теория природы как посредника между человеком и божеством, открытие фольклора как источника народного вдохновения, восстановление религиозного сознания.

Источник: Философский словарь

РОМАНТИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ
теоретическое осмысление и освоение сложнейшего феномена западноевропейской культуры - романтизма и осознание типологических особенностей рус. романтизма. Р. возник как литературное, философско-эстетическое движение, охватывающее широкие области духовной жизни (литература, философия, экономика, история, право). В 1820-е гг. XIX в. были ознаменованы широким распространением в России философии Шеллинга (см. Шеллинг в России), к этому же времени относится становление и формирование, осн. принципов рус. Р. Глубокую характеристику Р. дал поэт Григорьев, называвший себя последним романтиком в эпоху, когда Р. как философско-эстетическое движение уже исчерпал себя. "Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы выработавшийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой морального развития... имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его воспринятию, - и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных" (Литературная критика. М., 1967. С. 233-234). Типологическими, особенностями как западноевропейского, так и рус. Р. были три посылки: национализм, индивидуализм и универсализм. Исторически зарождение Р. было связано со становлением самосознания нем. нации. Р. дал собственное прочтение античности и средневековья, черпая из глубин истории не только темы и сюжеты, но и особенности национальной души. Индивидуализм как, конструктивный принцип романтического миросозерцания сформировался из противостояния эстетике классицизма с его идеей всеобщности 1 и культу разума эпохи Просвещения. Именно
в Р. индивид стал осознавать себя самостоятельной и уникальной личностью, противостоящей миру, а не являющейся его слепой и бездушной частицей. В принципе универсализма воплотилась метафизика Р., восходящая к философским основаниям платонизма и шеллингианства. Это не значит, что все вышеперечисленные принципы были осознаны представителями рус. Р. или содержались в полном объеме в их теоретических рассуждениях. Как правило, внимание рус. романтиков было сосредоточено на одном из принципов. Вследствие этого в рус. Р. можно выделить с известной долей условности национализм М. Н. Загоскина, индивидуализм А. А. Бестужева-Марлинского, универсализм Одоевского, Наибольшее влияние на рус. Р. оказали идеи нем. романтиков, активно пропагандировавшиеся в рус. романтических журн. "Мнемозина", "Московский вестник", "Атеней". Философско-эстетические позиции нем. Р. разделяли такие романтики, как Жуковский, Галич, И. Н. Средний-Камашев, И. Я. Кронеберг, Веневитинов, Одоевский. Популяризацией идей фр. Р. занимался "Московский телеграф" Полевого, горячего сторонника и последователя философских идей В. Кузена. Философия рус. Р. как по форме, так и по содержанию развивалась в рамках философской эстетики. Онтологические проблемы не получили в Р. широкой проработки, зато гносеологическая проблематика, в связи с осмыслением процесса художественного творчества, занимала в соч. рус. романтиков достаточно большое место. Тот факт, что в основании философской эстетики рус. Р. лежала философия тождества и философия откровения Шеллинга, а также философские принципы Р., обусловил его интерес к проблеме интеллектуальной интуиции, к иррационалистическому обоснованию природы художественного процесса и природы творчества гения, к символизму художественных форм (принцип фрагментарности мира и жизни), к концепции "искусства для искусства". Все эти проблемы романтической эстетики рассматривались сквозь призму отмеченных выше специфических для Р. исходных посылок. В дальнейшем рус. Р. акцентировал осн. внимание на нации как на исходном принципе философствования, что проявилось, в частности, в философских концепциях славянофилов и почвенников.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
451.80 кб

Философская система романтизма Фридриха Шлегеля

Епанчинцев В. В.
Рассматриваются философские искания теоретика иенского романтизма Фридриха Шлегеля. Проводится анализ собственной философской системы Шлегеля, ее истоков и оснований.
Читать PDF
348.03 кб

Диалог с Западом в русском литературно-философском романтизме

Липич Т. И., Липич В. В.
В данной статье рассматривается становление русского литературно-философского романтизма сквозь призму диалога России и Запада в первой половине XIX века.
Читать PDF
118.81 кб

Эстетика Д. П. Ознобишина в контексте русской философской мысли эпохи романтизма

Матвеенко Анатолий Сергеевич
Статья посвящена изучению художественного и мировоззренческого своеобразия творчества малоизученного русского романтика Д.П. Ознобишина.
Читать PDF
1.73 мб

Христианско-философское миропонимание немецкого романтизма в творчестве Гельдерлина и Вакенродера

Стрельникова Л. Ю.
Особенность немецкого романтизма определяется выработкой новой ненормативной эстетики, нового вектора познания как самопознания, формирования типа самобытного гения, ставшего героем Нового времени.
Читать PDF
634.21 кб

МАЙМИН Е.А. О РУССКОМ РОМАНТИЗМЕ. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ. ЛЕВ ТОЛСТОЙ: ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ. ВОСПОМИНАН

Холиков Алексей Александрович
Читать PDF
353.83 кб

Учебно-методические материалы к лекции «Проблематика философской концепции романтизма (йенский кружо

Шадрин Алексей Анатольевич
Анализируются философские основания немецкого романтизма конца XVIII начала XIX в., представленные в нововременных концепциях И. Фихте и Ф. Шеллинга.