РОМАНТИКА
Романтика
специфическое общественно-психологическое и эстетическое устремление и настроение, пронизывающее как деятельность людей, так и творчество тех или иных художников, произведения искусства. Необходимость органического включения революционной Р. в художественный метод социалистического реализма Горький видел в том, что источник Р. находится в отражаемой искусством реальной действительности, в героической жизни пролетариата, мужественных борцов за его свободу и счастье, в творческом труде строителей бесклассового об-ва. Наша действительность героична и потому романтична. Революционная Р. представляет собой особую эстетическую форму выявления борьбы между новым и старым в общественном развитии с помощью чувства нового, ясного осознания перспектив и целей развития об-ва. Революционная Р. — художественная форма исторического предвидения, воплощения мечты художника, рожденной самой жизнью и направленной на ее преобразование.
Источник: Философский словарь. 1963
РОМАНТИКА
понятие, возникшее в Англии в сер. 17 в., проникшее через Францию в Германию и обозначавшее сначала романтически приподнятую народную поэзию - в отличие от лат. образовательной поэзии. Позже романтическое определяется как мечтательное, экзальтированное, нереальное; такое определение было направлено гл. о. в адрес Йенского кружка романтиков, объединившегося вокруг братьев Шлегель. Романтикой, кроме того, являются идеалистический универсализм и энциклопедизм, но такое понимание не дает представления о сущности т. н. гейдельбергской романтики (Брентано, Геррес, Гримм). Кроме того, гейдельбергскую романтику относят к позднейшему романтизму и считают упадочническим явлением. С 1770 до смерти Гете господствует идеалистически-пантеистический метод мышления - "нем. движение". Ступени его развития - период "Бури и натиска", классика, романтика. Гейдельбергская романтика является не упадком, а только простым дополнением йенской романтики. Романтические философы - Шеллинг, Фихте, Шлейермахер, Фр. Шлегель, Новалис, Адам Мюллер. Общая их черта - исследование Я и глубин человеческой души. Феномен романтики исчезает, если подойти к нему с точки зрения естествознания.
Источник: Философский энциклопедический словарь
РОМАНТИКА
от фр. romantique — романтик, романтический) — мироощущение или умонастроение, в котором ведущую роль играют лирические и драматические эмоции, мечты, идеалы и душевный подъем. Романтика может быть связана с недовольством реальным и заурядным, с культом исключительного, с тягой к природным стихиям, к борьбе и подвигу, но может воплощаться в идеализации реального, в элегической или идиллической мечтательности. Свое яркое выражение романтика нашла в искусстве романтизма (кон. XVIII — первая пол. XIX в.), которое было основано на устремлении личности к безграничной свободе, духовному совершенству и недостижимому идеалу. Романтизм стал символом взаимопроникновения и синтеза искусств, когда в поэтических фантазиях сплавлялись философия и искусство, описание и исповедь. Кроме того, апология Гения, вера во всемогущество Художника и обращение к интуиции превращали романтический символ, не поддающийся рациональной интерпретации, в таинство, сближаемое с мистическим откровением. Это особенно ярко претворилось в живописи У. Блейка в Англии и Ф. Рунге в Германии. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
РОМАНТИКА
(Romantik) — понятие, возникшее в Англии в середине XVII в., проникшее через Францию в Германию и обозначавшее сначала романтически приподнятую народную поэзию — в отличие от латинской образовательной поэзии. Благодаря Я. Бодмеру («Von den Wunderbaren in der Poesie», 1740) понятие «романтика» впервые приобрело смысл чего-то выдуманного и наполненного фантазией, а в конце XVIII в. стало вообще обозначать чудесное и фантастическое. В обширном, популярном сочинении Р. Гайма («Die romantische Schule», 1928) романтическое определяется как мечтательное, экзальтированное, нереальное; такое определение было направлено главным образом в адрес йенского кружка романтиков, объединившегося вокруг братьев Шлегелей. Романтикой, кроме того, являются идеалистический универсализм и энциклопедизм, но такое понимание не дает представления о сущности так называемой гейдельбергской романтики (Брентано, Гёррес, Гримм). Кроме того, гейдельбергскую романтику относят к позднейшему романтизму и считают упадочным явлением (R. Huch. Die Romantik, Ausbreitung, Blütezeit und Vervall, 1951). Подобные взгляды развивают: Фридрих Мейнеке («Weltbürgertum und Nationalstaat», 1908), который считает романтику попыткой придать гуманистически-идеалистическому универсализму национальный колорит; Оскар Вальцель («Deutsche Romantik», 1923), для которого романтика олицетворяет связь неоплатонизма с немецким духом; согласно же Герману Нолю («Die deutsche Bewegung und die idealistische Systeme» // Logos, IV, 1911), c 1770 до смерти Гёте господствует идеалистически-пантеистический метод мышления — «немецкое движение». Ступени его развития — период «Бури и натиска», классика, романтика. Гейдельбергская романтика является не упадком, а только простым дополнением йенской романтики. Согласно Г. А. Корфу («Geist der Goethezeit», 1923), романтика является романтизированием произведений, созданных поколением эпохи гуманизма. Романтические философы — Шеллинг, Фихте, Шлейермахер, Ф. Шлегель, Новалис, Адам Мюллер. Общая всех их черта — исследование Я и глубин человеческой души (ср. N. Kem. Die Seelenkunde der Romantik, 1937). Феномен романтики исчезает, если подойти к нему с точки зрения вырастающих из естествознания идей развития. Собственно в области философии романтика является прежде всего немецкой проблемой (cp. R. Benz. Die deutsche Romantik, 1937; Lebenswert der Romantik. Dokumente romantischen Denkens und Seins, 1948), которая ставит вопрос: являются ли немцы романтиками по необходимости? Ницше называет немцев «позавчерашними» и «послезавтрашними» («По ту сторону добра и зла»). — Библиография: J. Osbome. Romantik, 1971.
G. Brandes. Hauptströmungen in der Literatur des 19. Jh.s (dän. 1872—1890), dt. Bd. II, 1873; W. Dilthey. Das Erlebnis und die Dichtung, 1906; G. Mehlis. Die dt. R., 1922; F. Strich. Dt. Klassik und R., 1922; H. A. Korff. Der Geist der Goethezeit, I—V, 1923—1957; H. Knittermeyer. Schelling und die romant. Schule, 1929; F. Lion. R. als dt. Schicksal, 1947; H. Prang. Begriffsbestimmung der R., 1968; G. Heinrich. Geschichtsphilos. Positionen der dt. Frühr., 1977; M. Meyer. Idealismus und politische R., 1978; D. Morse. Romanticism. New York, 1982; H. Schlaffer. Klassik und R., 1986; A. Wiedmann. Romantic Art Theories, 1986; W. Menninghaus. Unendliche Verdoppelung — die frühromant. Grundlegung der Kunsttheorie im Begriff absoluter Selbstreflexion, 1987; E. Behler. Studien zur R., 1988; R. Porter (ed.). Romanticism in National Context. Cambridge, 1988.
G. Brandes. Hauptströmungen in der Literatur des 19. Jh.s (dän. 1872—1890), dt. Bd. II, 1873; W. Dilthey. Das Erlebnis und die Dichtung, 1906; G. Mehlis. Die dt. R., 1922; F. Strich. Dt. Klassik und R., 1922; H. A. Korff. Der Geist der Goethezeit, I—V, 1923—1957; H. Knittermeyer. Schelling und die romant. Schule, 1929; F. Lion. R. als dt. Schicksal, 1947; H. Prang. Begriffsbestimmung der R., 1968; G. Heinrich. Geschichtsphilos. Positionen der dt. Frühr., 1977; M. Meyer. Idealismus und politische R., 1978; D. Morse. Romanticism. New York, 1982; H. Schlaffer. Klassik und R., 1986; A. Wiedmann. Romantic Art Theories, 1986; W. Menninghaus. Unendliche Verdoppelung — die frühromant. Grundlegung der Kunsttheorie im Begriff absoluter Selbstreflexion, 1987; E. Behler. Studien zur R., 1988; R. Porter (ed.). Romanticism in National Context. Cambridge, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961