(1618, Амьен – 1672, Париж) – представитель картезианства. Окончил коллеж иезуитов; впоследствии – профессор математики в Париже. В «Трактате о физике» (1671) обстоятельно проанализировал многочисленные физические явления под углом зрения главных принципов философии Р. Декарта. В «Беседах о философии» (1671) Р. стремился защитить систему Декарта от обвинений со стороны ее противников из числа ученых и теологов. Согласно Р., учение Декарта вполне согласуется как с католической теологией, так и с философией Аристотеля. По его мнению, Декарт никогда не отрицал всего наследия Аристотеля, но лишь указывал на отдельные заблуждения мыслителя. Р. утверждал, что подлинная философия Аристотеля была существенно искажена его комментаторами и «последователями», фактически сводившими всякое познание к установлению общих терминов. Р. принимал онтологический дуализм Декарта; главным и наиболее убедительным доказательством бессмертия души считал именно то, которое опирается на картезианское различение двух субстанций: душа непротяженна – значит, гибель тела не вызовет ее распада. Солидаризируясь с учением Декарта о животных, Р. настаивал на том, что эмпирические наблюдения не позволяют сделать вывод о наличии у животных души; все происходящее с ними может быть сведено к различным движениям, не контролируемым никаким размышлением (лай собак не в большей степени свидетельствует о присутствии сознания, чем звуки органа – о наличии в нем души).
Соч.: Traité de physique. P., 1671; Entretiens sur la philosophie. P., 1671. Лит.: Кротов, А.А. Мальбранш и картезианство. М., 2012; Claire, P. Jacques Rohault. P., 1978. A.A. Кротов