РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РОДЖЕРС (Rogers) Карл Рэнсом
род. 8 янв. 1902, Ок-Парк, Иллинойс - ум. 1987) - амер. психолог, один из лидеров экзистенциальной или гуманистической психологии, которая стала ныне фактически третьей силой наряду с фрейдизмом и бихевиоризмом. В основе теории Роджерса лежит Я-концепция - относительно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, базируясь на которой он строит свои взаимодействия с др. людьми и относится к себе. Я-концепция - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Будучи основателем центрированной на пациенте психотерапии, Роджерс видит в нем не больного, а "клиента", берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Цель центрированной психотерапии как части гуманистической психологии - так перестроить структуру Я, чтобы личность стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту, а именно к системе восприятий и оценок личностью своих черт и отношения к миру. Осн. произв.: "Psychotherapy and personality change", 1954; "Freedom of personality", 1972.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ

(р. 8.1.1902, ОкПарк, Ил­линойс), амер. психолог, один из лидеров «гуманистич. психологии». Основатель т. н. ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при к-рой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нем не больного, а «клиента», бе­рущего на себя ответственность за решение собств. проблем путем активизации творч. начала своего «Я». В своей теории личности Р. различает две системы ре­гуляции поведения: организм, стремящийся сохранить
и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, к-рая складывается из системы воспри­ятий и оценок личностью своих черт и отношений к ми­ру. При жесткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при споем осознании либо подвергается искажению, либо иовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии - так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Представляемая Р. т. н. экзистенциальная, или «гуманистич.», психологич. сложившаяся под влиянием иррационалистич. философии экзистенциализма, при­обрела в 1950-60-х гг. широкую популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с фрейдиз­мом и бихевиоризмом) в исследовании человеч. пове­дения.

Источник: Советский философский словарь

РОДЖЕРС (Rogers) Карл Рэнсом (1902-1987)
американский психолог, известный практик и теоретик психотерапии, один из лидеров гуманистической психологии (феноменологическое направление). Взгляд Р. на природу человека сформировался на основе его клинического опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства и психологические проблемы. Причинность поведения человека он объясняет неким объединяющим, руководящим и единственным мотивом в жизни: тенденцией к актуализации, т.е. сохранением и развитием себя, максимальным выявлением лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Целостность мотивационного конструкта выступает основанием как для психологической реальности (иная реальность человеком не воспринимается и не интерпретируется), так и самоопределения людей, которые естественно и неизбежно движутся в направлении большей автономности и зрелости. По Р., факт удовлетворения какой-либо потребности не выступает мотиватором поведения - потребность движет человеком, пока она не удовлетворена. Только в движении к саморазвитию, личностном росте, самореализации и стремлении стать полноценно функционирующей личностью заключается сущность человеческого поведения. Теория самости, Я-концепция Р. рассматривает стадии процесса психотерапии и становления человека: 1) Я закрыто для интерпретации; 2) Я формально интерпретируется; 3) свободный поиск интерпретаций о себе; 4) Я закрыто для настоящего; 5) Я открыто для настоящего; 6) Я непосредственно и открыто для опыта; 7) Я рефлексивно, в результате чего достигается формирование "внутреннего локуса оценивания", позволяющего самостоятельно осмысливать и реконструировать собственное Я в соответствии с реальным жизненным опытом. Пока несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным не осознается, человек не испытывает тревоги и не нуждается в защите (защищается же такой человек не действием, а искажением интерпретации и отрицанием возникшего переживания). В противном случае, переживание невозможности сохранить целостность Я-структуры приводит к психическим растрой-ствам. Поэтому, "полноценно функционирующий человек" должен быть открыт для переживаний, жить полной и насыщенной переживаниями жизнью, доверять своим ощущениям, быть субъективно свободным и готовым к творчеству. В организации психологической помощи Р. предложил терапию, "центрированную на человеке", когда взаимоотношения терапевта и человека, обратившегося за помощью, приобретают глубоко личностный контакт (эмфатический и качественный в профессиональном отношении), когда снимается несоответствие между переживанием и самостью человека, когда человек берет на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Влияние идей Р. на профессиональную психологию, на формирование терапевтических и образовательных стратегий очень велико. Идеи нашли применение в таких сферах, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, взаимоотношение и развитие групп, образование. Со времен Фрейда никто не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Р. Основные сочинения: "Психотерапия и изменения личности" (1954); "Теория терапии личности и межличностных отношений" (1959); "Свободы личности" (1972, 2-е изд.) и др.
Д.В. Ермолович

Источник: Новейший философский словарь