РИТМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

РИТМ
греч. rhythmуs - размеренность, стройность, соразмерность, от rhй? - теку) - чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т.д.

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

РИТМ
(от греч. rhythmos — мерное течение) — одно из средств формообразования в искусстве, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени аналогичных элементов и отношений через соизмеримые интервалы.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Ритм
( от греч. rhytmos – равномерное чередование) – времннная форма организации, представляющая собой определенный порядок изменений в каком-либо процессе. Например, в музыке, поэзии, работе, явлениях природы.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 219.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Ритм(ы)
от греч. rhythmos, rheein — течь, стремиться) — 1) в широком философском смысле — возвращение подобного через одинаковые промежутки времени, в противоположность такту, который является абсолютно точным (математически) повторением равного. Явление ритма постепенно было познано как форма выражения жизни вообще. «Все без исключения процессы органической природы являются ритмическими, но никогда не метрическими» — утверждение одного из философов (ср. Периодичность); 2) чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. д.; 3) налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (например в природе). Различают ритмы биологические или биоритмы, годичные или сезонные, суточные, лунные, приливные и др.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

РИТМ
(Rhythmus; от греч. rheein — «течь, стремиться») — согласно Ютагесу, «возвращение подобного через одинаковые промежутки времени», в противоположность такту, который является абсолютно точным повторением (математически) равного. Явление ритма сначала наблюдалось в области музыки и танцев, но здесь постоянно смешивалось с тактом, а затем было познано как форма выражения жизни вообще. «Все без исключения процессы органической природы являются ритмическими, но никогда не метрическими» (L. Klages. Graphologie); см. Периодичность. Для объяснения хода истории постоянно привлекается принцип ритма. В психологии говорят о ритмичных образах (гештальтах) всех видов, а также о неподвижных образах, например орнаменте. Ритмическое расчленение труда облегчает его (К. Бюхер), поэтому психотехника использует ритмизирование для облегчения трудовых процессов.
К. Bücher. Arbeit und R., 1896; L. Klages, Vom Wesen des R., 1933; A. Missenard. A la recherche du temps et du rhythme. Paris, 1940, dt. 1949; P. Röthig. Beträge zur Theorie und Lehre des R., 1966.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РИТМ
греч. rhythmos — мерное течение) — одно из средств формообразования в иск-ве, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени аналогичных элементов и отношений-через соизмеримые интервалы. Р. выполняет одновременно функцию расчленения и интеграции эстетического впечатления. Худож. Р. имеет начало и конец, кульминационный центр (Кульминация) и развитие. Он характеризуется наличием акцентов и пропусков в системе повторяющихся форм и интервалов, активизацией принципа соотношения с целью выразить определенный идейно-худож. замысел, разрушить монотонность и однообразие ХУДОЖ. текста. Категория Р. в иск-ве тесно связана с категорией метра, выражающей упорядоченность, в основе к-рой лежит соблюдение меры. Это язык, схема или худож. норма для любой системы повторов в любом виде иск-ва. Единство нарушений и ненарушений этой нормы и создает определенный Р, В тех видах и жанрах иск-ва, в структуре к-рых прежде всего моделируются человеческие идеалы, чувства, настроения (напр., в архитектуре, орнаменте, музыке, танце, поэзии), сложилась относительно устойчивая, традиционная система Р., осн. ритмических фигур или постоянного ритмического фона. Менее нормативен Р. в киноискусстве, живописи, худож. прозе, хотя и здесь он имеет важное значение как средство выразительности. Худож. Р. ориентирован на ритмические закономерности, существующие в объективном мире, вместе с тем он соотносится с психофизиологической природой человеческого восприятия.

Источник: Эстетика: Словарь

РИТМ
форма организации временных искусств, а шире — восприятия протекающих во времени процессов. Распространяясь на литературу, музыку и пластические искусства, ритм демонстрирует общие закономерности: возможность восприятия в каждом из указанных случаев обусловлена чередованием напряжений и разрешений (соответственно восходящих и нисходящих фаз ритма), которые, группируясь в периоды или отрезки, приводят к установлению различия между ними и создают у воспринимающего определенный род антиципации, Именно это порождаемое ритмическим повтором ожидание может быть оправдано иди, напротив, обмануто, приводя к различного рода эмоциональным реакциям воспринимающего, в которые окрашивается художественный прием. Философия и эстетика 20 в. демонстрируют образцы переосмысления ритма. Так, брехтовская теория (социального) жеста применительно к театру отводит заметное место влиянию движения и темпа на производство смысла высказываний и действий. Современный французский философ Ф. Лаку-Лабарт исследует ритм в контексте становления субъективности. Его интересует ритм как интонация, как то, что аффицирует язык, не принадлежа при этом лингвистическому порядку, а, следовательно, ускользая как от лингвистических (типа семиотика/семантика и проч.), так и от метафизических оппозиций, лежащих в их основе (чувственное/умопостигаемое, форма/материя, душа/тело и т. д.). Ритм, иначе говоря, есть область проявления невыразимого, то «место», где стирается грань прежде всего между реальным и воображаемым. Это область коллапса «первичного нарциссизма», но также, как говорит Лаку-Лабарт, «условие возможности субъекта». Т. о., конституирование субъекта мыслится им с помошью ритма в терминах его (де Конституции.
Лт.:Делез Ж. Различие и повторение. СП&. 149К, Ршм пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, Lacoue-Labarihe Ph. Le sujel de la philosophie: Typographies 1. P., 1979; Meschonnit И Critique du rythme. Anthropologie historique du langage Vferdier, 1982.
В. Петровская

Источник: Новая философская энциклопедия

ритм
РИТМ (от греч. rhythmos — такт, ровность в движении; стройность, соразмерность, пропорциональность; образ, вид, фигура) — закономерное чередование соизмеримых элементов, их повторность и мерность. Ритмическая упорядоченность движения, проявляющаяся в членении времени и пространства, является фундаментальным принципом организации и самоорганизации сложных эволюционирующих систем. Р. организует и регулирует гомеостаз системы, участвует в формообразовании, в координации элементов, частей и целого системы, в кооперации коэволюционирующих систем, в синхронизации разных масштабов и уровней иерархических системных объектов. Ритмические соотношения обнаруживают себя в природных явлениях, в социокультурных процессах, в совместной деятельности людей, в искусстве.         В науке для описания временной упорядоченности используют парные понятия Р. и цикла. Циклическое возвращение системы в исходное состояние через определенный промежуток времени задает крупный масштаб мерности движения, внутри которого слаженность процессов организуется более дробными ритмическими построениями. Циклы и ритмы в динамических системах определяют временную метрику каждого уровня материальной организации. В зависимости от объекта исследования выделяют астрономические, тектонические, биосферные, организменные, радиологические и пр. Р. и циклы. В масштабах сложного целого локальные циклы вкладываются в более глобальные; один цикл в своей очередности может накладываться на другой, менять свой темп. Напр., циркадные часы определяют суточные Р. многих физиологических процессов, и хотя они синхронизируются сменой света и темноты, другие факторы — температура окружающей среды, время питания, стресс — могут сместить во времени эти процессы. Проблемы ритмической синхронизации процессов с разной метрикой остаются мало изученными.         В общественных науках (экономике, политике, истории) ритмические соотношения изучаются путем построения моделей волновой динамики и жизненных циклов. Установлено, что периодическую повторяемость социокультурных процессов могут обусловливать как внешне-природные (экзогенные), так и внутрисистемные (эндогенные) факторы.         В искусстве, особенно в музыке и стихосложении, Р. считается одним из самых основных формообразующих и выразительных средств. Ритмическая организация реализуется и в ближайших и в отдаленных соотношениях, образуя метр (чередование опорных и неопорных долей), создавая фигуры за счет повторений, синхронизируя отдельные метроритмические рисунки в целостной композиции. В живописи и архитектуре пространственный аспект Р. проявляется в создании композиций по законам симметрии, а временной — в процессах восприятия. Произведения искусства могут отражать природные Р., в том числе и жизненно важные для человека, что используется в искусствотерапии. С Р. как эстетической категорией связывают понятие эвритмии — благородства в движениях и благозвучия в музыке (Платон). Изучение ритмических гармоник особенно ценно для творчества и практической деятельности человека: благоприятный момент (период), обеспечивающий успех и полноту реализации замысла, во многом определяется усилением творческого потенциала за счет резонанса с природными ритмами.         ИЛ. Герасимова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
172.24 кб

Живой ритм виртуального образа человека

Осиянова О. М., Иванов А. Н.
В предложенной статье осуществляется попытка проследить эволюцию философско-антропологических воззрений на примере воссоздания образа человека. Размышления о человеке захватывает самый широкий круг проблем.
Читать PDF
473.57 кб

Ритм и ритмическая структура: чередование дискурса и события

Савченкова Н.М., Мавринский И.И.
Статья посвящена анализу соотношения ритма и ритмической структуры. Понятие ритма конкретизируется посредством свободной игры порядка, воли, удовольствия и движения.
Читать PDF
377.21 кб

Ритм и свобода человека

Петрунин Александр Михайлович
В статье анализируются проблемы свободы и ее связи с ритмом. На основе общенаучных методов познания: анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии и др.
Читать PDF
551.22 кб

Ритм как физическое явление и философский принцип: развитие идей А. Л. Чижевского

Ловецкий Геннадий Иванович, Александров Максим Александрович
В статье показано, что А. Л.

Похожие термины:

  • Такт, ритм, мелодия

    Философский смысл термина: Мера, ритм (стоики)
  • РИТМ ПОЭТИЧЕСКИЙ

    от греч. rheos — поток) — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой. В традиционалистской культуре существует мнение, что ритмические о