(1943– 2015) – французский и бельгийский феноменолог. По первому образованию – физик. Научный сотрудник бельгийского национального фонда научных исследований (FNRS), преподавал в Свободном университете Брюсселя и в университете Париж VII. Начиная с 1987 Р. руководит книжной коллекцией «Krisis», выходящей в издательстве «Jérôme Millon» (Гренобль), а с 2001 является главным редактором журнала «Annales de phénoménologie». Р., который среди своих философских предшественников видит в первую очередь позднего Э. Гуссерля, О. Финка и Я. Паточку, испытал влияние дазайнанализа (в первую очередь Л. Бинсвангера) и особенно А. Мальдине, а также Ж. Гарелли. Помимо этого, нельзя не отметить значимость для становления его концепции работ теоретиков структурализма и пост-структурализма (К. Леви-Строс, Ж. Деррида), М. Мерло-Понти и М. Хайдеггера, в полемике с которым в большой степени строится его философия. Основные понятия мысли Р.: символическое установление, гиперболическое эпохе, онтологический симулякр, аффективность, фантазия. Р. исходит из опыта не полной прозрачности жизни сознания для рефлексии. Феноменологическая рефлексия работает не с жизнью сознания как таковой, а с выраженными значениями: язык сущностно вовлечен в феноменологическую дескрипцию. Описание переживаний происходит внутри всегда уже имеющего место «символического установления» – установления предшествующих смысловых и логических структур, которые в то же время изменяются в ходе собственной смыслопридающей деятельности субъекта. Смысл всегда историчен, и, соответственно, гуссерлевская эйдетическая редукция, которая описывается Р. как редукция фактического к эйдетическому, предстает своего рода конструктом, причем все чувственное – неопределенное, фактичное, случайное – при эйдетической редукции оказывается безвозвратно утерянным. Эйдетическая и трансцендентальная редукция приводит к данному, но данность всегда «заражена» готовым смыслом, в то время как настоящее феноменологическое исследование направлено к смыслу-в-становлении (le sens se faisant). Для феноменологического доступа к этому подвижному, нестабильному смыслу нужна другая, более радикальная редукция, которую Р. называет «гиперболической редукцией». Гиперболическая редукция приостанавливает не только генеральный тезис о существовании мира, не только различные типы докса, но и сами феномены в качестве интенциональных структур. Такая приостановка позволяет освободиться не только от всех видов символических установлений, но и от «онтологического симулякра» (т.е. «бытия», которое приписывается трансцендентальному «я»). Самость субъекта перестает играть роль исполнителя редукции или автора феноменальности феноменов: ее значение заключается в том, что она «не вмешивается, но помогает» процессу феноменализации как переходу к новой области феноменологической работы: полю «феноменов и ничего кроме феноменов». Эти феномены в собственном смысле слова «не даны» (поскольку любое языковое описание предполагает символическое установление как данность уже установленного, учрежденного, омертвевшего смысла) – они лишь «мерцают», осциллируют между явлением и кажимостью, причем эти мерцания носят прото-пространственный и прото-временной характер. Д. Жанико видел в Р. одного из представителей анти-хайдеггерианской феноменологии, который, тем не менее, сохраняет определенную зависимость от мысли Хайдеггера. В последнее время труды Р. вызвали пристальный интерес исследователей – как во Франции, так и за ее пределами, например в Германии.В частности, Л. Тенгели назвал Р. самым интересным из представителей «новой французской феноменологии».
Соч.: Eποχή, мерцание и редукция в феноменологии // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С.А. Шолохова, А.В. Ямпольская. М., 2014. С. 209–227; La crise du sens et la phénoménologie. Grenoble, 1990; Méditations phénomé- nologiques: Phénoménologie et phé- noménologie du langage. Grenoble, 1992; Phénoménologie en esquisses: nouvelles fondations. Grenoble, 2000; Phantasia, imagination, affectivité: phénoménologie et anthropologie phénoménologique. Grenoble, 2004; Variations sur le sublime et le soi (I). Grenoble, 2010. Лит.: Детистова, А.С. Феноменологический проект М. Ришира: фантазия как измерение феноменологического // Вопросы философии. 2012. № 6; Ямпольская, А.В. Аффективность как историческое измерение субъекта // Вопросы философии. 2013. № 3; Gondek, H.-D., Tengelyi, L. Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin, 2011; Schnell, A. Le sens se faisant. Marc Richir et la refondation de la phénoménologie transcendantale. Bruxelles, 2011. А.В. Ямпольская