РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ
(Richard von Saint-Viktor) — представитель французской ранней схоластики; ум. 1173, будучи главой СенВикторской школы в Париже. Создал развернутую систему мистического восхождения, однако требовал, чтобы правильность его постоянно проверялась по Библии. Пытался доказать существование Бога, исходя из преходящего характера земного бытия. Так как познание идет рука об руку с нравственностью, он требовал очистить и изменить сердце, с тем чтобы образ Бога отражался в душе во всей чистоте и ясности. Тексты: Selected Writings on Contemplation, 1957; La Trinité (фр.-лат.), 1959; J. P. Migne. Patrologia Latina, Vol. 196, 1844—1855.
Ottaviano. Ricardo di S. Vittore. Roma, 1933; M. Lenglart. La théorie de la contemplation mystique dans l’oeuvre de R. v. S. V., Paris, 1935; H. Wipfler. Die Trinitätslehre und die Trinitätsspekulation des R. v. S. V., 1965; J. Chatillon. Trois opuscules spirituels de R. de S. V., Paris, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ
Richard de Saint-Victor) (ум. 1173) – франц. теолог, представитель реакц. ортодокс.-мистич. направления ср.-век. философии. По происхождению шотландец. Ученик Гуго Сен-Викторского, прозванный "великим созерцателем". Был приором монастыря св. Виктора в Париже и преподавателем Сен-Викторской школы. Его мистико-схоластич. система, развивая идеи Бернара Клервоского и особенно Гуго Сен-Викторского, явилась глубоко противоречивой попыткой примирения веры и разума при приоритете веры. Он развил учение Гуго о ступенях "восхождения" к знанию: от эмпирической через рассудочную к созерцательной. Это учение Р. С.-В. пытался обосновать с помощью анализа человеч. психики. На первый план при этом он выдвигал самопознание, понимаемое как средство отрешения от всего чувственного и обращения к чистому созерцанию. В идее Р. С.-В. о непосредств. слиянии души с богом в мистич. созерцании, когда "часть становится не менее целого, а целое не более части", содержалась определ. идеалистич.-пантеистич. тенденция, не получившая, однако, антицерк. направленности. Ставя мистич. созерцание выше логич. мышления, Р. С.-В. отвергал антич. философию и нападал на ср.-век. схоластов-"диалектиков" за то, что они "ищут какой-то иной мудрости, кроме христ. вероучения, и предпочитают следовать Аристотелю, а не Христу". Вместе с тем он сам продолжал схоластич. линию Ансельма Кентерберийского с его принципом "верую, чтобы понимать". Он отличал разум (intelligentia) от рассудка (ratio) и рассматривал разум как промежуточную ступень между рассудком и созерцанием; логич. аргументы он допускал в качестве орудия познания высшей истины, но только при сверхнатуральном "озарении" разума, опирающегося на веру. Идеи Р. С.-В. оказали влияние на формирование взглядов Бонавентуры и дальнейшее развитие мистич. направления ср.-век. философии. Соч.: Opera omnia, P., 1855 (Migne, PL, t. 196). Лит.: Вертеловский ?., Зап. средневековая мистика и отношение ее к католичеству, вып. 1, X., 1888; ?рахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957; Сидорова ?. ?., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, ?., 1953; Саrmе1о О., Riccardo di San Vittore, Roma, 1933; Leng1art M., La th?orie de la contemplation mystique dans l´oeuvre de Richard de Saint-Victor, P., 1935; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1–2, Freiburg im Breisgau, 1911; neue Ausg., В., 1956. С. Стам. Саратов.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Richardus a Sanct Victore Parisiensis, Richard de Samt-Victor) (OK. 1123, Шотландия — 10 марта 1173, Париж) — средневековый теолог-мистик и библейский экзегет; «великий созерцатель» (magnus contemplator). Уставной каноник, приор (с 1162) августинской Конгрегации св. Виктора; представитель Сен-Викторской школы. Среди основных произведений: «О Троице» (De Trinitate), «Извлечения» (Tractahis Exceptionum), «О приутотовлении души к созерцанию, или Вениамин Меньший» (De praeparatione anirni ad contemplationem, liber dictus Benjamin Minor) и «О благодати созерцания, или Вениамин Больший» (De gratia contemplatioius, seu Benjamin Major).
Развивая идеи своих учителей, Бернарда Кяервоского и 1^го Сея ВчКторского, Ришард выстраивает тщательно разработанную систему восхождения человеческой души к Богу по ступеням мистического созерцания. Считая существенным условием духовной жизни нравственную чистоту души и способность ее к самопознанию, он сравнивает волю и разум человека е двумя женами Иакова, Лией и Рахилью: как Иаков сочетался сначала с Лией и произвел от нее потомство, так и воля сперва должна быть оплодотворена Духом Божьим, чтобы родить в себе добродетели; и как потом Рахиль родила от Иакова Иосифа и Вениамина, так и разумная душа должна обратиться вслед за этим к самой себе и предаться созерцанию Бога сначала в себе как в зеркале («Иосиф»), а после этого и напрямую («Вениамин»).
Отвергая учения тех диалектиков, которые ищут какой бы то ни было мудрости помимо христианского учения и предпочитают следовать Аристотелю более, чем Христу, Ришард при этом (вслед за Ансельмом Кентерберийским) обращается в «О Троице» к «вере, ищущей разумения» (fides quaerens intellectum) и, не отказываясь от попытки понять столько, сколько вообще доступночеловечеекому разуму, намеревается показать не только возможные, но и необходимые основания христианской веры в существование Бога, в Его единство и троичность, вечность и всемогущество.
Указанное восхождение души следует, согласно Ришарду, начинать с обращения к вещам и явлениям, существование которых дано нам в чувственном опыте, т. е. к миру возникновения и уничтожения, который, однако, «не вечен и не необходим по своей природе». Следовательно, сам факт его бытия, являющийся для нас несомненным, объясним лишь через признание существования иных бытийственных уровней: «вечного, но не необходимого по своей природе» (сверхчувственный мир пребывающих в телах форм, а также душ и ангелов) и «вечного и необходимого по своей природе» (Бог как основание и источник всякой возможности существования, Его умопостигаемые атрибуты и превосходящая всякое познание сущность).
Так, последовательно используя свои способности чувственного воображения, разумного постижения и созерцания, душа сначала испытывает расширение, плавясь, подобно воску, затем — возвышение, впуская в себя божественный свет, и, наконец, отчуждение от себя самой, от своего чувства, воли и разума, сливаясь с Богом в мистическом созерцании, когда «часть становится не менее целого, а целое не более части». К этой высшей ступени мистической жизни (описываемой Ришардом как смерть Рахили при рождении Вениамина) человек можетсебя лишь приуготовить, но достичь ее без божественной благодати он не в силах. Причем созерцаемое им — во избежание ереси — должно непременно поверяться авторитетом Св. Писания.
Примечательно, что в своей оценке духовной практики и созерцательного опыта христианина Ришард (подобно Бернарду) делал особый акцент на анализе его эмоционально-психической жизни, что вело к формированию представления о человеческой личности как неповторимой индивидуальности, несводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной). Учение Ришарда СенВикторского о мистическом восхождении души к Богу оказало заметное влияние на сходные построения позднейших мыслителей, в частности Бонавентуры и Ж. Жерсона.
Соч.: MPL, 1.196, col. 1 -1379.
Лит.; Carmelo 0. Riccardo di San Vittore. Roma, 1933; Dumeige G. Richard de Saint-Victor et lidee chretienne de lamour. P., 1952; EbnerJ. Die Erkenntnislehre Richards von Sankt Viktor (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. XIX, Heft 4). Munster i. W, 1917; Lenglart M. La theorie de la contemplation mystique dans loeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935.
A. M. Шишков

Источник: Новая философская энциклопедия