РИМСКИЙ КЛУБ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Римский клуб
международная общественная организация, созданная в 1968 году с целью изучения глобальных проблем человечества, а также с целью понять последствия научно-технической революции.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

РИМСКИЙ КЛУБ
неправительственная организация. Выдающийся итальянский менеджер Аурелио Печчеи осознал, что бездумная погоня людей за прибылью и предметами потребления в недалеком будущем приведет человечество к гибели в результате конфликта между безудержным ростом потребления и ограниченными возможностями Земли. Он нашел в разных странах несколько десятков единомышленников и в 1968 г. организовал неправительственную организацию, получившую название Римского клуба, который  заказывал исследования глобального взаимодействия человечества со средой обитания. Наиболее известна работа,  выполненная под руководством Д.Х. Медоуза. Согласно этому исследованию крах человеческой цивилизации наступит во второй половине XXI в. 

Источник: Философия науки и техники: словарь

Римский клуб
это объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности. Эта международная неправительственная организация, в которую входят видные общественные деятели, представители деловых и финансовых кругов, ученые. Основан в 1968 г. по инициативе предпринимателя А. Печчеи. Насчитывает 100 человек. Совет Римского клуба организует временные исследовательские группы, которые представляют результаты своих исследований в виде докладов Римскому клубу. Среди этих работ наиболее известны такие как «Пределы роста» (1972) - руководитель Д. Медоуз, «Человечество на перепутье» (1974) - руководители Э. Пестель, М. Месарович и др. Первый доклад Римскому клубу Медоуза основывался на методе компьютерной глобальной модели, т.е. упрощенного представления о реальности.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

РИМСКИЙ КЛУБ
междунар. обществ. организация, созданная с целью исследования развития человечества в эпоху науч.-техн. революции. Основан в 1968 г., председатель — итал. экономист А.Печчеи. Объединяет ок. 100 ученых, обществ. деятелей, бизнесменов из более чем 30 стран, в т.ч. из России. Доклады Р.к., в особенности первый (1972, «Пределы роста» под рук. Д.Медоуса), вызвали сенсацию, т.к. авторы делали вывод: при сохранении существующих тенденций науч.-техн. прогресса и глобального экон. развития на протяжении первой половины XXI в. ожидается «глобальная катастрофа». Они рекомендовали перейти к «нулевому росту», а позднее — к «органическому росту» (дифференциация темпов роста в зависимости от уровня развития страны или отрасли). В более поздних докладах Р.к. акцент делался не на «внешн.» (физ.) «пределах роста», а на «внутр.» (соц., психол., культ., полит. и др.). Исследования Р.к. привлекли внимание к острым проблемам современности, в них поставлены назревшие вопросы глобального экон. и экол. характера. Лит.: Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980; Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека (критический анализ идей Римского клуба). М., 1982; Римский клуб: Избр. науч. доклады. М.; СПб., 1997. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

РИМСКИЙ КЛУБ
международная неправительственная организация, созданная в 1968 г. группой ученых во главе с А. Печчеи, итальянским промышленником и общественным деятелем. Цель Р. К. – осмысление проблем современного мира в их совокупности, подготовка рекомендаций правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами.
Р. К. хорошо известен благодаря докладам, подготовленным высококвалифицированными специалистами разных стран. Первый доклад назывался «Пределы роста». Только ограничение использования невозобновимых ресурсов, ограничение рождаемости, «нулевой рост» производства могут спасти человечество, считает автор доклада Д. Медоуз. Второй доклад, «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля, концепцию «нулевого роста» заменил концепцией «органического роста». Мир подобен живому организму, в котором каждый регион должен выполнять свою функцию, а весь планетарный «организм» требует глобального управления. В третьем докладе, «Перестройка международного порядка» Я. Тинбергена, выдвинута идея нового экономического порядка как основы решения глобальных проблем.
Через 25 лет после основания Р. К., в 1983 г., была принята декларация, в которой заявлено о перспективах нового Ренессанса в Европе, где стал возможен переход от пограничных барьеров к экономической и политической интеграции. Авторы декларации убеждены, что человечество находится на ранней стадии формирования нового мирового сообщества. Происходит «глобальная революция» в масштабах планеты, о чем свидетельствуют рост численности населения в южных странах, нарушение климатического баланса, проблемы с продуктами питания, истощение природных, прежде всего энергетических ресурсов, противоречия в области технического развития, существенные изменения в идеологической области. «Эта революция не имеет идеологического основания. Она – результат беспрецедентного совпадения социальных, экономических, технических, культурных, этических факторов, а также геостратегических сотрясений поверхности земли. Взаимодействие перечисленных факторов, их совпадение способно привести человечество к совершенно неожиданным результатам».

Источник: Краткий философский словарь.

РИМСКИЙ КЛУБ
международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелен из многих стран мира. Создана в 1968 по инициативе итал. экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи (1908—84), являвшегося ее первым президентом. С 1984 президент Р. к.— фр. ученый А. Кинг. Юридически Р. к. зарегистрирован в Швейцарии. Его члены не представляют официально интересы к.-л. организации или страны. Организационная и координирующая деятельность осуществляется исполнительным комитетом. Р. к. проводит ежегодные собрания, организует симпозиумы, семинары, встречи с политическими лидерами и представителями делового мира. Деятельность Р. к. направлена на проведение исследований глобальных проблем современности и ставит своей целью добиться понимания трудностей, возникающих на пути развития человечества, оказать соответствующее влияние на общественное мнение и т. п. По инициативе Р. к. осуществлен ряд исследовательских проектов, результаты к-рых опубликованы в форме докладов. К их числу относятся: “Пределы роста”, 1972 (рук. Д. Медоуз), “Человечество у поворотного пункта”, 1974 (рук. М. Месарович и Э. Пестель), “Цели для человечества”, 1977 (рук. Э. Ласло), “Нет пределов обучению”, 1979 (рук. Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица), “Третий мир: три четверти мира”, 1980 (рук. М. Гернье), “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980 (рук. Б. Гаврилишин), “Микроэлектроника и общество. На радость или на горе”, 1982 (рук. Г. Фридрихе и А. Шафф) и др. В целом теоретическая деятельность Р. к. неоднородна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок и общефилософских рассуждений о бытии человека в мире, гуманистических ценностях, перспективах развития человечества. Проведение работ в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций технической цивилизации, поиски путей и средств гуманизации мира и человека, осуждение гонки вооружении, призыв к мировой общественности объединить усилия, чтобы предотвратить термоядерную войну, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить их “качество жизни”,— все это составляет позитивные стороны деятельности Р. к. Вместе с тем перенесение выводов. сделанных на основе отдельных, частных наблюдений, на более общие закономерности научно-технического и социального развития, обусловили ряд ее научно необоснованных оценок и бесперспективных рекомендаций.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Римский клуб
международная неправительственная организация, созданная в 1968 г. группой ученых во главе с А. Печчеи, итальянским промышленником и общественным деятелем. Цель Р. к. — осмысление проблем современного мира в их совокупности, подготовка рекомендаций правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами. Р. к. хорошо известен благодаря докладам, подготовленным высококвалифицированными специалистами из разных стран. Первый доклад Р. к. назывался «Пределы роста». Только ограничение использования невозобновимых ресурсов, офаничение рождаемости, «нулевой рост» производства могут спасти человечество, „считает автор доклада Д. Медоуз. Второй доклад, «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля, концепцию «нулевого роста» заменил концепцией «органического роста». Мир подобен живому организму, в котором каждый регион должен выполнять свою функцию, а весь планетарный «организм» требует глобального управления. В третьем докладе — «Перестройка международного порядка» Я. Тинбергена выдвинута идея нового экономического порядка как основы решения глобальных проблем. Через 25 лет после основания Р. к., в 1983 г., принимается декларация, в которой заявлено о перспективах нового Ренессанса в Европе, где стал возможен переход от пограничных барьеров к экономической и политической интеграции. Авторы декларации убеждены, что человечество находится на ранней стадии формирования нового мирового сообщества. Происходит «глобальная революция» в,масштабах планеты, о чем свидетельствуют рост численности населения в южных странах, нарушение климатического баланса, проблемы с продуктами питания, истощение природных, прежде всего энергетических, ресурсов, противоречия в области технического развития, существенные изменения в идеологической области. «Эта революция не имеет идеологического основания. Она — результат беспрецедентного совпадения социальных, экономических, технических, культурных, этических факторов, а также геостратегических сотрясений поверхности Земли. Взаимодействие перечисленных факторов, их совпадение способно привести человечество к совершенно неожиданным результатам».

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

РИМСКИЙ КЛУБ
международная неправительственная организация, в которую входят видные общественные деятели, представители деловых и финансовых кругов, ученые, консультирующие крупномасштабные проекты, связанные с научно-техническим развитием, из многих стран мира, в том числе России. Основан был Римский клуб в 1963 г. Членов этой организации объединяла забота о будущем человечества, тревога по поведу возможных отрицательных социально-экономических последствий научно-технического прогресса. Эго была одна из первых организаций, созданных для анализа глобальных проблем. Совет Римского клуба организует временные исследовательские группы, которые представляют результаты своих исследований в виде докладов Римскому клубу. Среди этих работ наиболее известны такие, как «Пределы роста» (1972, под рук. Денниса и Донеллы Медоуз), «Человечество на перепутье» (1974, рук. Э. Пестель, М. Месаровнч) и др. Свою задачу Римский клуб видит в том, чтобы склонить правящие круги к осознанию необходимости долгосрочного мышления и долгосрочной политики, к пониманию важности предупреждающих кризисные состояния мер. Первый доклад Римскому клубу Медоуза основывался на методе создания компьютерной глобальной модели, т.е. упрощенного представления о реальности, в которой учитывались пять факторов: быстрая индустриализация, рост численности населения, нехватка продуктов питания, истощение запасов сырья и деградация природной среды. Модель Медоуза позволила проанализировать динамику и темпы приближения к пределам роста, выявить инерционность системы, длительность действия последствий от принятия сегодняшних решений, выявила взаимосвязанность сложнейших проблем. Но она не смогла учесть структурные сдвиги в предкризисный период, обратные связи, так как исходила из экстраполяции (перекоса) на будущее тех тенденций, которые были характерны для современного этапа развития. В то же время работа вызвала огромный общественный резонанс, развенчала технократический миф об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, стимулировала переход к материало-сберегающему производству, использованию вторичных ресурсов, режиму экономии ит п. В дальнейших проектах в модели были введены культурные составляющие, применен дифференцированный подход к исследованию различных регионов, учтены противоречия системы международных экономических отношений. В 80-е гг. особенно пристальное внимание стало уделяться социальным, политическим и культурным аспектам мирового развития. Человеческие ценности - осознание своих обязанностей и прав, терпимость и уважение к различным расам, бережное отношение к культурному наследию, сохранение мира на планете - н их культивирование - основное условие выживания человечества в его ((противодействии слепому прогрессу».

Источник: Краткий философский словарь 2004

РИМСКИЙ КЛУБ
междуяар. обществ. орг-ция, соз­данная с целью «углублять понимание особенностей раз­вития человечества в эпоху науч.-технич. революции». Основан в 1968, пред.- итал. экономист А. Печчеи. Включает около ста ученых, обществ. деятелей, биз­несменов из более чем 30 стран, преим. развитых капиталистич. гос-в. Осн. направления деятельности: обсуж­дение и стимулирование исследований глобальных проб­лем, содействие формированию мирового обществ. мне­ния в отношении этих проблем, диалог с руководителя­ми гос-в. Осн. формы работы - поощрение спец. исследоват. проектов, собрания, на к-рых обсуждаются про­екты соответствующих науч. исследований, принима­ются решения о публикации их результатов, и т. д. Р. к. не финансирует проекты, а лишь рекомендует их пром.-финанс. корпорациям Запада, для к-рых такие ассигнования служат рекламой.
Доклады Р. к., особенно первый, вызвали сенсацию, т. к. авторы делали вывод: при сохранении существую­щих тенденций науч.-технич. прогресса и глобального экономич. развития на протяжении 1-й пол. 21 в. ожи­дается «глобальная катастрофа». Они рекомендовали перейти к «нулевому росту», а позднее - к «органич. росту» (см. «Пределов роста» теория). Эта работа под­верглась критике за игнорирование различий отд. ре­гионов мира и недостаточное внимание к нормативному прогнозированию, способному выявить пути решения назревающих проблем при экстраполяции наблюдаемых тенденций в будущее. Поэтому в двух последующих ра­ботах был принят региональный подход и усилены нор­мативные разработки, но выводы получились не намно­го более оптимистичными. Дальнейшие работы в основ­ном касаются нормативных аспектов и направлены на выявление путей решения конкретных глобальных про­блем. Они также вызвали полемику в среде мировой об­щественности и обострили борьбу течений в совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футуроло­гии. Политич. программа Р. к. носит характер либеральнобурж. реформизма. В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции неомаль­тузианства, неокейнсианства, технологич. теорий и т. д. В своей деятельности Р. к. ориентируется на многоиац. финанс.-пром. корпорации, интеллектуальную «элиту», науч.-технич. интеллигенцию.
Исследования Р. к. привлекли внимание к острым проблемам современности, в них поставлены назревшие вопросы глобального экономич. и экологич. характера. Представители Р. к. выступают против гонки вооруже­ний, за разрядку междунар. напряженности, за преодо­ление наиболее хищнич. черт неоколониализма, усиление помощи развивающимся странам и т. д. Однако кон­цепции Р. к. сводят сложные закономерности развития природы и общества к поискам «пределов» науч.-технич. и социального прогресса. В последних докладах Р. к. наблюдается стремление сохранить эти концепции, де­лая акцент уже не на «внешние» (физич.) «пределы ро­ста», а на «внутренние» (социальные, психологич., куль­турные, политич. и др.).
Ученыемарксисты подвергли критике работы Р. к. за слабость теоретико-методологич. базы исследований, их апологетический в ряде случаев характер, игнори­рование необходимости коренных социальных преоб­разований для эффективного решения глобальных проблем.

Источник: Советский философский словарь

РИМСКИЙ КЛУБ
международная неправительственная организация, созданная в 1968 в Риме по инициативе группы западных ученых во главе с А. Печчеи (Италия). В его состав могут входить одновременно не более 100 чел. В основном это либеральные ученые, занимающиеся социально-экономическими вопросами, политические и общественные деятели, представители деловых кругов западных и нек-рых развивающихся стран. Советские ученые принимают участие в деятельности этой организации с 1981. Р. к. не имеет штатных сотрудников, устава и печатного органа, его деятельность финансируется за счет пожертвований крупных монополистических объединений и фондов. Избираются президент и исполком, к-рый созывает заседания клуба в разных странах один раз в год.
Главная цель деятельности Р. к.— организация крупномасштабных исследований по широкому кругу актуальных проблем современности. Отдельным крупным ученым или группе специалистов поручается проведение исследования по тому или иному вопросу, к-рые потом публикуется в форме доклада Р. к. Обычно эти публикации вызывают широкий резонанс в общественном мнении западных стран, становятся объектом острых дискуссий, созываются научные конференции, семинары, на к-рых они обсуждаются. Среди них доклады: «Пределы роста» (1972), «Человечество у поворотного пункта» (1974), «Пересмотр международного порядка» (1975), «Диалог о богатстве и благосостоянии» (1980) и др. В настоящее время готовится очередной доклад об урегулировании проблемы задолженности в мире.
Отказавшись от прогнозов-предсказаний футурологов (см. Футурология), теоретики Р. к. пытались дать оценку альтернативных предположений возможного хода развития человечества. Это были не прогнозы, а скорее предостережения. За время существования клуба происходила эволюция взглядов его участников. Для первых докладов была характерна нечеткость выводов, противоречивость, ограниченность проектов и рекомендаций, нередко совпадающих с интересами многонациональных корпораций. Кризисные ситуации, свойственные капиталистическому миру, воспринимались как проявления общезначимых противоречий между человеком и природой, альтернативы развития человечества рассматривались исключительно через призму экологического кризиса. Однако докладам была присуща гуманистическая озабоченность судьбами человеческого общества. Положительной стороной этих исследований было привлечение внимания мировой общественности к действительно острым глобальным проблемам современности. Они заставили по- новому взглянуть на негативные последствия бесконтрольной человеческой деятельности в природе и на традиционные на западе представления об экономическом росте. Члены клуба все решительнее высказываются за мирное решение проблем, за прекращение гонки вооружений, за сотрудничество между странами с различными социальными системами.
«Революция мировой солидарности», к к-рой призывают теоретики Р. к., не предусматривает проведения коренных преобразований в западном мире, что делает утопичными многие их рекомендации, но широкий спектр конкретных научных разработок, построение первых компьютерных «моделей мира», инициативы в области глобального моделирования, критика негативных тенденций развития западной цивилизации и попытки выявления возможных альтернатив развития человечества, призыв к объединению мировой общественности для предотвращения ядерной войны, сохранения окружающей среды заслуживают внимательного разбора. Возможна и дальнейшая эволюция взглядов членов этой организации, в к-рой представители социалистических стран играют все более заметную роль.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

РИМСКИЙ КЛУБ
международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира. Создана в 1968 по инициативе итал. экономиста и общественного деятеля А. Печчеи, являвшегося ее президентом до своей кончины в 1984. После этого президентом Р.к. стал франц. ученый А. Кинг. Р.к. проводит ежегодные собрания, организует симпозиумы, семинары, встречи с политическими лидерами и представителями делового мира. В него входят представители более 50 стран, включая российских ученых. Деятельность Р.к. направлена на исследование глобальных проблем современности и ставит своей целью добиться понимания трудностей, возникающих на пути развития человечества, оказать соответствующее влияние на общественное мнение, разработать программы и рекомендации, способствующие разрешению кризисных процессов. По инициативе Р.к. осуществлен ряд исследовательских проектов, результаты которых представлены в форме "докладов". Среди них вызвали наибольший резонанс такие, как "Пределы роста", 1972 (рук. Д. Медоуз), "Человечество на поворотном пункте", 1974 (М. Месарович и Э. Пестель), "Цели для человечества", 1977 (рук. Э. Ласло), "Нет пределов обучению", 1979 (рук. Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица), "Маршруты, ведущие в будущее", 1980 (Б. Гаврилишин), "Микроэлектроника и общество", 1982 (рук. Г. Фридрихc, А. Шафф), "Революция босоногих", 1985 (Б. Шнейдер). Теоретическая деятельность Р.к. весьма разнообразна, она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование. Проводятся также и общефилософские дискуссии о бытии человека в современном мире, о ценностях жизни и перспективах развития человечества, что привело к распространению среди общественности разнообразных концепций ("пределы роста", "органическое развитие", "революция мировой солидарности", "инновационное обучение", "новый гуманизм"). Проведение работ в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций современной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, призыв к мировой общественности объединить усилия, чтобы предотвратить термоядерную войну, прекратить национальные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить их качество жизни - все это составляет позитивные стороны деятельности Р.к. Вместе с тем в отдельных докладах Р.к. содержатся идеи и выводы, которые вызывают критику со стороны ряда ученых, предлагающих альтернативные программы действия. Речь идет, в частности, о представлениях, в соответствии с которыми кризисные процессы и противоречия человечества рассматриваются через призму концептуальных парадигм, заимствованных из физических, биологических наук и перенесенных на социальные системы. Это также и выводы, сделанные на основе частных наблюдений, но распространенные на общие закономерности научно-технического, социально-экономического и культурного развития.
В отличие от опубликованных в 70-е годы докладов Р.к., в которых глобальная проблематика исследовалась преимущественно с целью выявления кризисных ситуаций, связанных с экспоненциальным ростом промышленного производства, увеличением народонаселения на планете, загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов и обострением продовольственной проблемы, в исследовательских проектах 80-90-х годов важное внимание стало уделяться социальным, политическим и культурным аспектам мирового развития. В эти годы опубликованы следующие доклады: "За пределами роста", 1988 (Э. Пестель), "Пределы определенности", 1989 (А. Лемма, П. Маласка), "Первая глобальная революция", 1990 (рук. А. Кинг, Б. Шнейдер), "К лучшему мировому порядку", 1993 (Н. Розенсен, Б. Шнейдер), "Латинская Америка перед лицом тревог и надежд", 1993 (Н. Розенсен, Б. Шнейдер), "Способность управлять", 1994 (Е. Дрор), "Будущее океанов", 1996 (Э. Манн-Боргезе).
В 1993 в Ганновере состоялось совещание, посвященное 25-летию Р.к. На нем были приняты Декларация и Миссия Р.к., в которых клуб представил свой взгляд на будущее Европы, обозначил первоочередные проблемы, решение которых поможет обеспечить мир, политическую стабильность и экономическое процветание. Среди намеченных задач - создать четкий образ мира, в котором хотелось бы жить человеку; оценить материальные, человеческие и моральные ресурсы, которыми располагает сегодня человечество; мобилизовать человеческую энергию и политическую волю на движение к новому глобальному сообществу. В 1996 на очередном совещании принят новый вариант Декларации, в которой фиксировалась роль Р.к. в качестве международного, неофициального "катализатора" глобальных изменений. Подчеркивалась также необходимость определять и анализировать новые глобальные проблемы до того, как они проявятся в кризисной форме.
В.М. Лейбин, Т.Ю. Сидорина
Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978; Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985; Медоуз Д. и др. Пределы роста. М.,1991; Пестель Э. За пределами роста. М., 1988; Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция. М.,1991; Римский клуб. М.,1997.

Источник: Современная западная философия: словарь