РИЛЬ АЛОИЗ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Риль, Алоиз
род. в 1844 г.) - немецкий философ неокантианского направления, автор книги "Теория науки и метафизика с точки зрения философского критицизма". /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

РИЛЬ (Riehl) Алоиз
род. 27 апр. 1844, Бозен - ум. 21 нояб. 1924, Нейбабельсберг, близ Берлина) - нем. философ; профессор в Берлине (1905-1917); неокантианец. Занимал промежуточную между критицизмом и позитивизмом позицию: есть только один мир, но объективному, связанному с внешними вещами сознанию он представляется в качестве связи квантитативных (количественных) психических процессов и вещей; в то же время органически определенному индивиду часть того же мира представляется в качестве функций и связей его сознания. Следовательно, то, что с позиции Я является процессом ощущения, с точки зрения не-Я есть процесс, протекающий в мозгу. Осн. произв.: "Der philosophische Kritizismus und seine Bedeutung fьr die positive Wissenschaft", 2 Bde., 1876-1887; "Nietzsche", 1897; "Einfьhrung in die Philosophie der Gegenwart", 1903 (рус. пер. "Введение в современную философию". СПБ, 1904).

Источник: Философский энциклопедический словарь

РИЛЬ АЛОИЗ

(27 апр. 1844 – 21 нояб. 1924) – представитель т.н. критического реализма и реалистич. направления в неокантианстве; профессор ун-та в Граце (Австрия) и ряда герм. ун-тов, в т.ч. Берлинского (1905–19). Критикуя характерное для философии жизни противопоставление философии науке, Р. отстаивает неокантианский взгляд на философию. Вместе с тем он расходится с неокантианцами баденской школы, противопоставляющими науки о природе наукам о духе. Несмотря на то, что Р. в духе позитивизма критикует "метафизику" (к к-рой причисляет и материализм) за догматизм ее исходных позиций, он сам принимает т. зр. реализма – признает существование реальных вещей, к-рые составляют основу нашего знания, дают опыту человека содержание и образуют материал его знания и действия (см. "Теория науки и метафизика с т. зр. филос. критицизма", М., 1887, с. 203–04). Отвергая как наивный реализм, так и материалистич. теорию отражения, Р. вслед за Гельмгольцем считает, что "чувственные впечатления и ощущения суть не изображения объектов, а знаки их" ("Введение в совр. философию", М., 1903, с. 50). Опыт, согласно Р., есть психофизич. единство. Когда выдвигают в качестве исходной объективную сторону этого единства, то превращают мир в совокупность количественно измеряемых начал, а создание – лишь в функцию мозга; исходя же из субъективного аспекта, превращают мир в продукт сознания. Критикуя панпсихизм за веру в фетиши (см. "Теория науки...", с. 227) и материализм за превращение явления в самую реальность, Р. развивает концепцию психофизического параллелизма. Философия, согласно Р., есть не только самопознание науки (познание сущего), но и осмысление ценностей жизни человека (познание должного); к области ее относится "...то возможное, что человек должен еще создать своей волею и энергией" (там же, с. 23). Философия, т.о., включает область "практического разума", анализ проблем добра, нравственно-справедливого, свободного деяния человека. Этика Р. основывается на кантианском понимании свободы воли и нравств. закона как "универсального закона" всех разумных существ, источником к-рого является самосознание. Соч.: Moral und Dogma, W., 1871; ?ber Begriff und Form der Philosophie, В., 1872; Der philosophische Kriticismus und seine Bedeutung f?r die positive Wissenschaft, Bd 1–2, Lpz., 1876–87; Der Beruf der Philosophie in der Gegenwart, "Internat. Monatsschrift", 1914, Bd 8, No 10; в рус. пер. – Введение в совр. философию, СПБ, 1904; Философия в систематич. изложении..., СПБ, 1909. Лит.: Siegel К., А. Riehl, Graz, 1932. А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РИЛЬ Алоиз
философ; p. 27.4.1844 (Бозен) ум. 21.11.1924 (Нойбабельсберг, близ Берлина; 1905-1917 профессор в Берлине; неокантианец, занимал промежуточную позицию между критицизмом и позитивизмом. Мир целиком находится здесь, однако он принадлежит объективному, относящемуся к внешним вещам сознанию в качестве связи количественных физических процессов и явлений: в то же время другая часть этого мира принадлежит определенному индивидуальному организму в качестве его сознательных функций и связи между ними. Отсюда то, что с точки зрения Я есть восприятие, с точки зрения не-Я выступает процессом, протекающим в мозгу. Осн. соч.: Der philosophische Kritizismus und seine Bedeutung für die positive Wissenschaft, 2 Bde., 18761887, 2-е и 3-е изд. 1924-1926 (3 Bde); Nietzsche, 1897, 1923 (рус. пер.: Ницше как художник и мыслитель, 1909); Einf. i. d. Philos, der Gegenwart, 1903 (рус. пер.: Введение в современную философию, 1904); Führende Denker und Forscher, 1924; Philosophisches Studien, 1925.
Festschrift, 1914; K. Siegel. A. R., 1932; L. Ramlow. A. R. und Spencer (Diss.), 1933; E. Spranger, in «Forschungen u. Fortschritte», 1944.
РИЛЬКЕ (Rilke) Райнер Мария — поэт-философ; p. 4. 12. 1875 (Прага) — ум. 29. 12. 1926 (Вальмон, близ Монтре); почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается в том, что он в своих поэтических произведениях впервые высказал все те мысли, которые затем выдвинули Хайдеггер и Ясперс. Рильке — немецкий поэт-экзистенциалист. Главные его темы: Бог в становлении, предстоящая вечность, будущее, «зрелый плод того дерева, на котором мы — только листья»; смерть, «растущая и зреющая вместе с нами», принадлежащая к сфере индивидуальной жизни и сообщающая этой жизни ее достоинство; задачи человека, которые состоят в том, чтобы сотворить «незримую землю» — придать вещам, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, присущий им смысл благодаря любовному обращению с ними и таким образом поднять их в сферу ценного, духовного; жизнью обладает только еще формирующееся, незавершенное; все завершенное «погружается в вечность»; чем благороднее нечто, тем слабее оно, тем более сильна для него угроза быть уничтоженным посредством техники. См. Бог, Смерть, Техника, Sinn. Осн. соч.: Die Geschichten vom lieben Gott 1900; Worpswede, 1903 (Künstlermonographie); Das Stundenbuch, 1905; Die Weise von Liebe und Tod des Comets Christoph Rilke, 1906, 1912 als Inselbuch Nr. 1; Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge, 1910; Duineser Elegien, 1923; Sonette an Orpheus, 1923. Новое изд. Полн. собр. соч. в серии «InselBibliothek», 1948 ff. Andreas-Salome. R. M. R., 1928; G. Buchheit. R. M. R., 1928; C. Osann, R. M. R., 1941; R. Guardini. Zu R. M. R.s Deutung des Daseins, 1941; F. Klatt. R. M. R., 1949; F. J. Brecht. Schicksal und Auftrag des Menschen, 1949; O. F. Bollnow. R., 1951, 1956; E. Buddeberg. Denken und Dichten des Seins. Heidegger, R., 1956; K.-H. Fingerhut. Das Kreatürliche im Werke R. M. R.s, 1970; R. Ruffini. Das Apollinische und das Dionysische bei R. M. R., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961