РИКЁР Поль

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РИКЁР Поль

французский философ (р. Валенсия, 1913). Его творчество, истоками которого можно считать одновременно феноменологию и экзистенциализм, представляет собой размышление о существовании. Для этого он использует анализ волевого акта: начатый как феноменологическое описание воли [в «Волевом и непроизвольном» (1949, переизд. в 1950), позднее — в «Конечности и виновности» (1960), появившейся в двух частях: «Человек, способный ошибаться» (1960) и «Символика зла» (1963)] и вылившийся в этическую и метафизическую рефлексию о сущности человека и его способности действовать. Цель его учения — помыслить «целостность человека» (познающего, чувствующего и действующего), а не сводить его к одной только способности к познанию. Им написана книга «Карл Ясперс и философия существования» (1947, в сотрудничестве с Дюфреном). Был активным участником журнала «Эспри». В работе «Об интерпретации. Очерк о Фрейде» (1965) он размышляет о природе символа и показывает, что психоанализ представляет собой своеобразную аскезу философской мысли, позволяющую ей очиститься от иллюзий непосредственного сознания. Он возвращается к этой теме нашей вечной учебы у реальности в сочинении «Конфликт интерпретаций. Очерк по герменевтике» (1969). Он также автор сочинений «Живая метафизика» (1975), «Время и рассказ» (т. 1, 1983).

Источник: Философский словарь

РИКЁР Поль
р. 27.2.1913, Валанс), франц. философ, представитель религ. феноменологическо-экзистенциального идеализма. Центр. проблема филос. построений Р.- волевая активность субъекта («Филосо­фия воли» - «Philosophie de la volonte», t. l-2, 1950- 1960). Опираясь на феноменологич. метод и учение Гус­серля о «жизненном мире», идеи Хайдеггера и психоана­лиз Фрейда, Р. представляет волю как «предельную изначальность» человека, выделяя при этом его способность давать смысл окружающей действительности. В анали­зе проблемы воли использует т. н. регрессивнопрогрес­сивный метод, позволяющий, по мнению Р., с одной сто­роны, открывать «археологию» субъекта, его укоренен­ность в бытии, а с другой - исследовать его «телеоло­гию», т. е. движение сознания к будущему. Первичный факт человеч. существования Р. усматривает в осознании и переживании индивидом возможности небытия. Пределом в «прогрессивном» исследовании человеч. сознания, по Р., является понятие бога, полностью обусловливающего бытие человека. На основе этих прин­ципов строится феноменологич. герменевтика, к-рую Р. предлагает в качестве способа истолкования че­ловека, мира и культуры, т. е. метода историч. (гума­нитарных) наук. В то же время герменевтика Р.- по­пытка объединить на основе религ. идеализма различ­ные способы философствования в рамках феноменологическоэкзистенциальной традиции и связать их с фе­номенологией духа Гегеля (в последние годы - и с фи­лософией языка).

Источник: Советский философский словарь

РИКЁР Поль
французский философ; p. 27. 2. 1913 (Баланс); профессор университетов Парижа (Нантер) и Чикаго. Свой философский путь начал лишь после Второй мировой войны, написав 3-томное исследование о философии воли. При этом он исходил из факта, что произвольное и непроизвольное постоянно взаимообусловливают друг друга, отсюда при их описании следует абстрагироваться от проблем должного и трансцендентного. Рикёр близок Гуссерлю и новейшему развитию феноменологии; он известен также как критик экзистенциализма и французского структурализма. Осн. соч.: G. Marcel et К. Jaspers — Philosophie du mystère et philosophie du paradoxe, 1947; Philosophie de la volonté, 3 vol., 1950—1960; Finitude et culpabilité, 2 vol., 1960, нем. изд. 1971; De l’interprétation — Essais sur Freud, 1965, нем. изд. 1969; Entretiens P. Ricoeur — G. Marcel, 1968; нем. изд. 1970; Le conflit des interprétations, 1969; нем. изд. 1973—1974 (рус. пер.: Конфликт интерпретаций, 2002); La métaphore vive, 1975, нем. изд. 1986; Main trends in philosophy, 1978; Temps et récit, 2 vol., 1983 (рус. пер.: Время и рассказ, т. 1—2,2000). (На рус. яз.: Герменевтика, этика, политика, 1995; Герменевтика и психоанализ. Религия и вера, 1996.)
Библиография: F. D. Vansina. Paul Ricoeur Bibliographie, 1985. Studies in the Philosophy of P. R., Athens, Ohio, 1979; T. M. van Leeuwen. The Surplus Meaning — Ontology and Eschatology in the Philosophy of P R., Amsterdam, 1981; M. Böhnke. Konkrete Reflexion, Philosophische und theologische Hermeneutik — Ein Interpretationsversuch über P. R., 1983; D. E. Klemm. The Hermeneutical Theory of P R., London, 1983; M. J. Raden. Das relative Absolute
die theolog. Hermeneutik P. R.s., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РИКЁР Поль
(р. 1913) - французский философ, представитель феноменологической герменевтики, автор многочисленных работ по истории философии, феноменологии религии, теологии, экзегетике, литературе, лингвистике, психоанализу, политике и праву. Основные произведения: «Философия воли 1: Вольное и невольное» (1950), «История и истина» (1955), «Философия воли II: Конечность и виновность» (1960), «Об интерпретации: Эссе о Фрейде» (1965), «Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике» (1969). Рикёр ставит перед собой задачу синтеза феноменологии, структурализма, психоанализа и герменевтики в созданной им концепции феноменологической герменевтики. Структурализм и герменевтика рассматриваются им как взаимодополняющие методы анализа языка, значения и символизма культуры: структурный анализ, позволяющий вскрыть глубинную семантику текста и тем самым ограничить субъективность интерпретации, является необходимым этапом герменевтического понимания. Необходимость использования герменевтики в психоанализе связана с задачей интерпретации сновидения-текста и выявления значений (смыслов), скрытых за символами и желаниями. Допуская возможность нескольких уровней значения, герменевтика нацелена на установление глубинного смысла, лежащего в основе поверхностного значения. Герменевтика и феноменология, согласно Рикеру, также предполагают друг друга. Рассматривая вслед за Хайдеггером, опиравшимся на феноменологию Гуссерля, понимание не как способ познания, а как способ бытия, Рикер, в отличие от Хайдеггера, не пытается непосредственно описать бытие (Dasein), а видит задачу герменевтической теории интерпретации в раскрытии глубинных смыслов, лежащих в его основе. Рикёр преодолевает дихотомию понимания и объяснения, введя принцип «герменевтической арки»: от понимания к объяснению и от объяснения к пониманию.

Источник: Краткий философский словарь 2004

РИКЁР ПОЛЬ
1913-2005) – французский философ, один из ведущих  представителей феноменологической герменевтики. Профессор Сорбонны (Франция)и Чикагского университета (США),  почетный доктор более  30  университетов мира, лауреат Премии Киото. Основные работы: «Очерки по герменевтике» (1969), «От текста к действию. Очерки по герменевтике – II» (1986), «В школе феноменологии» (1986). В отличие от традиционной феноменологии он переносит  ее  проблематику в  онтологическую плоскость:  для  него  герменевтика  не только метод познания, а способ бытия. Основное понятие – личность, поскольку она является местом рождения значений, дающих начало смыслу мира человеческой  культуры.  Он  руководствуется  регрессивно-прогрессивным  методом,  на основе  которого  пытается  диалектически осмыслить  явления  в  единстве  трех временных измерений (прошлого, настоящего и  будущего). Только в единстве двух герменевтик – гегелевской и фрейдовской – он видит залог подлинной интерпретации. В интерпретации всегда присутствуют две герменевтики, которые имеют два разноплановых вектора: один – в сторону архаических образов, другой– к будущему, к возможному. В связи с этим он использует методологии археологии, телеологии и эсхатологии и соответствующие им дисциплины – психоанализ,  феноменологию  духа  и  феноменологию  религии,  которые  представляют собой различные способы интерпретации. По его мнению, эти методы вполне совместимы.  Философии как герменевтике надлежит соединить эти интерпретации и стать экзетезой всех значений, существующих в мире культуры. Дискурс у него обладает символической функцией. Он отличает философию языка от науки о языке. Науку о языке интересует замкнутая система знаков, а философия языка«прорывает» эту замкнутость в направлении бытия и исследует феномен языка как элемент обмена между структурой и событием. Ведущая роль в этом обменепринадлежит живому слову. Предлагая герменевтику в качестве истолкования (т.е.  метода  исторических  наук),  Рикер  уделяет  большое  внимание  проблеме времени и его роли в интерпретации. Чтобы понять диалектику времени прошлого  и  настоящего,  необходимо  обратиться  к  третьему,  глубинному  времени  – времени самого смысла, которое имеет отношение к семантической конструкции смысла. При объяснении историчности, свойственной смыслу, Рикер обращаетсяк пониманию синхронии и диахронии Леви-Стросса, а также к различию языка и смысла Ф.де Соссюра. Он считает, что структурализм – это наука (поскольку он в своем анализе абстрагируется от личности), а  герменевтика  – философская дисциплина (поскольку она вторгается в круг понимания и связана с «понимающим мышлением» человека).  Трактуя герменевтику как интерпретацию смыслов текстов культуры, он исследует структуру литературных  произведений, где интерпретация рассматривается как способ включения индивида в целостный контекст культуры. 

Источник: Философия науки и техники: словарь

РИКЁР Поль

(1913-2005) ? франц. философ, представитель феноменологич. герменевтики, проф. ун-тов Страсбурга, Парижа, Чикаго, член директората журналов “Espirt” (“Дух”) и “Christianisme social” (“Социальное христианство”). В своем творчестве пытается разработать обобщающую концепцию человека 20 в. с учетом того вклада, к-рый внесли в нее такие направления, как “философия жизни”, феноменология, экзистенциализм, Персонализм, психоанализ, Герменевтика, Структурализм, аналитич. философия и др., имеющие глубинные истоки, заложенные в античности и опирающиеся на идеи своих непосредств. предшественников: Канта, Фихте, Гегеля. Начал теор. деятельность в 30-х гг., испытав влияние Гуссерля, Марселя (см. Гуссерль, Марсель), Ясперса, Мунье. Р. убежден в том, что понятие личности является фундаментальнейшим в философии, поскольку в личности рождаются значения, дающие начало культурным смыслам; философии надлежит выработать метод анализа человеч. субъективности как творца мира культуры. В своих исследованиях Р. руководствуется регрессивно-прогрессивным методом, с помощью к-рого предполагает диалектически осмысливать явления в единстве трех временных измерений: прошлого, настоящего, будущего. Применяя регрессивно-прогрессивный метод в анализе человеч. субъективности, Р. ставит задачу высветить “археологию” субъекта, т.е. его укорененность в бытии, и найти доступ к его “телеологии”, движению в будущее. Р., противопоставляя свою концепцию классич. трактовке субъекта как сознания, опирается на учение Гуссерля о “жизненном мире” (см. Жизненный мир), онтологию Хайдеггера и особенно на психоанализ Фрейда, к-рый он понимает как герменевтику, направленную на постижение “изначальных влечений” человеческого Я через осмысление их форм сублимации в культуре. Пределом для регрессивного движения анализа Р. полагает “изначальную волю” индивида к бытию, связанную с переживанием и осознанием возможности небытия, что дает ему основание определять свою феноменологию как онтологическую, направленную на изучение проблем человеч. существования. Прогрессивный анализ имеет дело с “профетией” человеч. духа, где источник смысла расположен не за субъектом, как это имеет место в “археологии”, а перед ним. Феноменология духа (Гегель), направленная на раскрытие теологии человеч. субъективности, и феноменология религии (М. Элиаде), свидетельствующая об устремленности человека к священному, представляют собой составляющие прогрессивного метода. Любое явление человеч. культуры имеет свое прошлое, укорененное в индивид. желании быть и способе его удовлетворения. Одновременно в этом же явлении запечатлено и перспективное движение человеч. субъективности, к-рое обусловлено ее устремленностью к священному, задающему эсхатологич. перспективы человеч. существованию и истории в целом. Р., вслед за Фрейдом, считает изначальным условием человеч. опыта его языковой характер: восприятие, желание, воображение и т.п., по его убеждению, “проговариваются”. Отсюда следует, что культурное творчество всегда символично. Эту идею Р. заимствует у Фрейда, высказавшего его при толковании либидо. Либидо выводит человека из области биологии в сферу культурных значений. Под Символом Р. понимает любую структуру значений, где один смысл — прямой, первичный, буквальный — при помощи добавлений обозначает другой смысл — косвенный, вторичный, иносказат., к-рый может быть воспринят только посредством первого смысла. Язык, по Р., изначально обладает символич. функцией, суть к-рой была раскрыта Гуссерлем: язык есть вторичное понимание реальности, но только в языке может быть выражена его зависимость от того, что ему предшествует. Онтологич. герменевтика, связывая проблему языка с существованием, позволяет понять существование до языка и видеть в языке средство, с помощью к-рого человек создает “второй мир”. В 70-е гг. Р. пытается переосмыслить проблематику символа, применяя к ней, как он сам говорит, “более подходящий инструментарий”, метафору (см. Метафора). Метафора, перемещающая анализ из сферы слова в сферу фразы, вплотную подводит Р. к проблеме инновации и позволяет ему более плодотворно использовать прогрессивный аспект своей методологии. Значение метафоры не заключено ни в одном из отдельно взятых слов, оно рождается в конфликте, возникающем в рез-те соединения слов во фразе. Метафора наглядно демонстрирует символич. функцию языка: буквальный смысл отступает перед метафорич. смыслом, соотнесенность слова с реальностью и эвристич. деятельность субъекта усиливаются. В метафорич. выражении, нарушающем семантич. правильность фразы, несовместимым с ее буквальным прочтением, Р. обнаруживает осуществление человеч. способности к творчеству. В последние годы Р. признает трактовку герменевтики как интерпретации символов весьма узкой и переходит к анализу целостных культурных текстов (лит. произведений, истор. повествований и т.п.) в качестве объекта интерпретации. Он стремится понять истолкование как преимущественный способ включения индивида в целостный контекст культуры, как одну из существеннейших основ его деятельности в культуре. Сохраняя прежнее намерение создать концепцию интерпретации, основанную на диалектич. понимании времени, Р. вводит в герменевтич. анализ в качестве его основы деятельностный принцип. Задачу герменевтич. постижения сегодня он видит в том, чтобы обосновать роль человека как субъекта культурно-истор. творчества, в к-ром и благодаря к-рому осуществляется связь времен и к-рое зиждется на активной деятельности индивида. Новая позиция Р. складывается под сильным воздействием, с одной стороны, учения Августина о времени как состояниях души, с др. — аристотелевской трактовки завязывания интриги в худож. произведении и миметич. сущности искусства. Соч.: Gabriel Marcel et Karl Jaspers. P., 1948; Histoire et verite. P., 1955; De 1´Interpretation. Essai sur Freud. P., 1965; Le conflit des Interpretations. P., 1970; La metaphore vive. P., 1975; Essais d´hermeneutique: Temps et recit. T. 1-3.P., 1983-1985; Du texte a Faction. Essais d´hermeneutique. T. 2. P., 1986; Les Cultures et le temps. P., 1975; A 1´ecole de la phenomenologie. P., 1986; Soi-meme comme un autre. P., 1990; Lectures 1: Autour du politique. P., 1991; 2: La contree des philosophes. P., 1992; 3: Aux frontieres de la philosophic. P., 1994; Reflexion faite. Autobiographie intellectuelle. P., 1995; Человек как предмет философии // ВФ. 1989. № 2; Что меня занимает последние 30 лет //Историко-филос. ежегодник. 90. М., 1991; Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995; Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995. Лит.: Philibert М. Paul Ricoeur ou la liberte selon 1´esperance. P., 1971; Sens et existence. En hommage a Paul Ricoeur. P., 1975; Mongin 0. Paul Ricoeur. P., 1994. И. С. Вдовина. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

РИКЁР Поль
род. 27 февраля 1913, Баланс, Франция) — французский философ, ведущий теоретик феноменологаческой герменевтики. Получил философское образование вуниверситете Ренна и Сорбонне; профессор университетов Парижа (1956-66), Пантера (1966—70), Чикаго (с 1970), почетный доктор более чем тридцати университетов мира. За" дачей своего творчества считает разработку обобщающей концепции человека 20 в. с учетом того вклада, который внесли в нее «философия жизни»; феноменология, экзистенциализм, персонализм, психоанализ и др. направления. Своими учителями считает Э. Гуссерля, Г. Марселя, К. Яспереа. Испытал значительное воздействие идей французского персонализма: понятие личности, по Рикеру, является фундаментальнейшим в философии, поскольку личность — это место рождения значений, дающих начало и смысл миру человеческой культуры. В отличие от Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, трактовавших герменевтику в духе психологизма, смыкающегося с традиционной эпистемологией, Рикер переносит вопрос о ней в онтологическую плоскость: герменевтика не только метод познания, но — прежде всего — способ бытия.
В своих философских исследованиях Рикер руководствуется регрессивно-прогрессивным методом, опираясь на который, предполагает диалектически осмысливать явления в единстве их трех временных измерений: прошлого, настоящего и будущего. Применительно к человеческой субъективности цель этого метода заключается в том, чтобы высветить «археологию» субъекта, т. е. его укорененность в бытии, и найти доступ к его телеологии, движению в будущее. Рикер противопоставляет свою концепцию классической трактовке субъекта как сознания, опираясь на учение Гуссерля о «жизненном мире», онтологию Хайдеггера и особенно психоанализ Фрейда. Последний он понимает в качестве герменевтики, нацеленной на постижение «изначальных влечений» человеческого Я через осмысления форм их сублимации в культуре. Пределом регрессивного анализа Рикер полагает «изначальную волю» индивида к бытию, связанную с переживанием и осознанием возможности не-бытия. Прогрессивный анализ направлен на «профетию» человеческого духа, где источник смысла располагается не за субъектом, как это имеет место в «археологии», а перед ним. Здесь Рикер опирается на идеи феноменологии духа (Гегель), нацеленные на раскрытие телеологии человеческой субъективности, и на феноменологию религии (М. Элиаде), свидетельствующую об устремленности человека к священному, задающему эсхатологические перспективы человеческому существованию, а через него и истории в целом. Несмотря на явные различия, существующие между психоанализом, феноменологией духа и феноменологией религии, все они имеют право на существование, если только дополняют друг друга; философии, как герменевтике, надлежит соединить эти интерпретации человеческого феномена и стать экзегезой всех значений, существующих в мире культуры.
Вместе с тем Рикер вслед за Фрейдом считает изначальным условием человеческого опыта его языковой характер. Отсюда следует, что культурное творчество всегда символично. Эту идею Рикер также заимствует у Фрейда, высказавшего ее при толковании либвдо, обладающего исключительной способностью к отсроченному символическому удовлетворению, при котором либидозная цель заменяется целью идеальной. Либидо, по словам Рикера, выводит человека из области биологии в сферу культурных значений. Под символом он понимает любую структуру значений, где один смысл – прямой, первичный, буквальный — при помощи добавлений обозначает другой смысл — косвенный, вторичный, иносказательный, который может быть воспринят только посредством первого смысла. Язык, по Рикеру, изначально обладает символической функцией, суть которой была раскрыта Гуссерлем, Предъявившим ему двойное требование: требование логичности, идущее от telos, и требование допредикативного объяснения, идущее от arche; язык, совершая движение «вспять», находит собственное обоснование в том, что не является языком, и он сам обозначает свою зависимость от того, что делает его возможным со стороны мира; так язык сообщает о символической функции, что определяет логику герменевтики как логику двойного смысла. Особенность символа состоит в том, что он дает смысл при помощи другого смысла: изначальный, буквальный смысл в нем отсылает к смыслу иносказательному, экзистенциальному, духовному. В 1970-х гг. Рикер осмысливает проблематику символа, применяя к нему «более подходящий инструментарий», каковым считает метафору Метафора, перемещающая анализ из сферы слова в сферу фразы, вплотную подводит Рикера к проблеме инновации, на которую направлен его прогрессивный анализ: значение метафоры не заключено ни в одном из отдельно взятых слов, оно рождается в конфликте, в той напряженности, которая возникает в результате соединения слов в фразе; метафора наглядно демонстрирует символическую функцию языка: буквальный смысл отступает перед смыслом метафорическим, соотнесенность слова с реальностью и эвристическая деятельность субъекта усиливаются; в метафорическом выражении, нарушающем семантическую правильность фразы, несовместимым с ее буквальным прочтением, осуществляется человеческая способность к творчеству.
В последние годы Рикер признает трактовку герменевтики как интерпретации символов весьма узкой и переходит К анализу культурных текстов (литературных произведений, исторических повествований и т. п.) в качестве объекта интерпретации.
Он стремится понять истолкование как преимущественный способ включения индивида в целостный контекст культуры, как одну из существеннейших основ его деятельности в культуре. Сохраняя прежнее намерение создать концепцию интерпретации, основанную на диалектическом понимании времени, Рикер вводит в герменевтический анализ в качестве его основы деятельностный принцип. Задачу герменевтического постижения он видит в том, чтобы обосновать роль человека как субъекта культурно-исторического творчества, в котором и благодаря которому осуществляется связь времен и которое зиждется на активной деятельности индивида. Новая позиция Рикера складывается под сильным воздействием, с одной стороны, учения Августина о времени как состояниях души, с другой — аристотелевской трактовки завязывания интриги в художественном произведении и миметической сущности искусства. Одновременно в своей концепции повествовательности Рикер ставит вопрос о диалектическом взаимодействии между философско-герменевтическим и научным подходами в постижении человека и мира культуры; по его словам, диалектика объяснения и понимания, развертывающаяся на уровне текста, становится узловым моментом интерпретации и образует отныне преимущественную тему и главную цель интерпретации.
В 1990-х гг. Рикер делает акцент на проблеме взаимодействия и взаимопонимания людей — их общении, совместном бытии; в центре внимания философа такие проблемы, как этика и политика, и особенно — проблема ответственности в политической деятельности: политики должны научиться говорить на языке морали — в противном случае нам грозит политический цинизм, смертельно опасный для всего человечества.
Соч.: Philosophie de la volonte, I. Le Vilontaire et Involontaire. P., 1948; Histoire et verite. P., 1955; Philosophie de la volonte, II. Finitude et Culpabilite. 1. LHomme faillible. P., I960; Philosophie de la volonte, II. Finitude et Culpabilite. 2. La Symbolique du mal. P., 1960; Le Conflit des interpretations. Essais dhermeneutique I. P., 1969; Du texte a Laction. Essais dhermeneutique II. P., 1986; Soi-meme comme un autre. P., 1990; Reflexion faite. Autobiografie intellectuelle. P.. 1995; в рус. пер.: Герменевтика. Этика. Политика. М. 1995; Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995; Герменевтика и психоанализ. Религия и вера.М., 1997. Лит.: Mangln О. Paul Ricoeur. P., 1994.
И. С. Вдовина

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
105.49 кб

Поль рикёр вымысел и история - идентичные структуры

Paul Riceur. Fiction et Histoire memes structures// La quinzaine lit. P., 2000. N 796. Nov.16-30. P.18-20. Автор реферата А.Б. Каплан
Читать PDF
16.81 мб

Поль Рикёр: история философии как самопонимание философии

Вдовина Ирена Сергеевна
Выясняя вопрос о специфике истории философии, П.
Читать PDF
408.91 кб

Поль Рикёр: опережающее себя предшествование; на пути от идентичности к обещанию

Самама Ги
Автор статьи Ги Самама, специалист по античной и современной философии, директор журнала «Approches» (Франция).