РИД Томас

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РИД Томас

(26.4.1710, Строн, Кинкардин, - 7.10.1796, Глазго), шотл. философ, основатель шотланд­ской школы «здравого смысла». Р. выступал против скептицизма Юма и всей линии брит. эмпиризма и сен­суализма, утверждавших опытное происхождение зна­ния; резко критиковал материалистич. ассоцианизм Гартли и Пристли. Центр. понятие философии Р.- «здравый смысл», толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первонач. невыво­димых принципов и суждений. В соч. «Опыты об интел­лектуальных способностях человека» («Essays on the intellectual powers of man», 1785) P. перечисляет 12 гл. суждений «здравого смысла», «заложенных» в умах лю­дей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и существование внеш. мира, суждения об естеств. способности отличения истины от лжи, принцип причинности и др.). В 19 в. в Великобритании идеи Р. пропагандировал У. Гамильтон, в США - Дж. Мак-Кош, во Франции - П. Руайе-Коллар. В 20 в. отд. положе­ния концепции Р. возрождаются неореализмом (Дж. Э. Мур и др.) и лингвистич. философией.

Источник: Советский философский словарь

РИД Томас
английский философ; р. 26. 4.1710(Строн, Шотландия) — ум. 7.10.1796 (Глазго); профессор в Абердине и Глазго; основатель шотландской школы. В противоположность Локку, Беркли, Юму утверждал, что человек может познавать действительность непосредственно и интуитивно, при этом он с самого начала обладает двенадцатью недоказуемыми и не нуждающимися в доказательстве самоочевидными основоположениями, которые образуют основу «здравого человеческого рассудка» (common sense). Учение Рида не во всем последовательно. Его установки были восприняты Ф. Брентано, Кирхманом, Ремке и др. Осн. соч.: Inquiry into the Human Mind on the Principle of Common Sense, 1764, нем. изд. 1782 (рус. пер.: Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла, 2000); Essays on the Intellectuell Powers of Man, 1785, 1941; Essays on the Active Powers of the Human Mind, 1778; Philosophical Orations, 1937; Lectures on Fine Arts, 1973; Собр. соч.: Works, 2 vol., 1846—1863.
M. Kappes. Der Common Sense bei R., 1890; А. B. Jensen. Gestaltanalytische Unters, zur Erkenntnislehre T. R. s., 1941; S. A. Grave. The Scottish Philosophy of Common Sense. Oxford, 1960; D. Schulthess. Philos. et sens commun chez T. R. New York, 1983; E. Lobkowicz. Common Sense und Skeptizismus — Studien zur Philos. von T. R. und D. Hume, 1986; К. Lehrer. T. R., London, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РИД Томас
Reid), (26 апр. 1710 – 7 окт. 1796) – англ. философ-идеалист, основатель шотландской школы. Профессор Абердинского ун-та (1752–64) и ун-та в Глазго (1764–80). Исходя из критики скептицизма Юма, распространяемого на категории субстанции и причинности, Р. выступал против всей линии англ. эмпиризма и сенсуализма с их утверждением опытного происхождения всякого знания. Согласно Р., неприемлемые скептич. выводы Юма, последовательно вытекающие из посылок эмпиризма, доказывают несостоятельность этих посылок. Наряду со знаниями, приобретаемыми опытным путем, Р. признавал присущие всякому здравому рассудку изначальные суждения, к-рые являются самоочевидными и непреложными истинами, познаваемыми интуитивно. Р. насчитывал 12 таких осн. принципов, независимых от опыта и предшествующих ему, служащих основоположениями всего теоретич. познания. К их числу Р. относил веру в существование внешнего мира, души, причинной обусловленности. Такое решение вопроса позволяло Р. осуществить свою гл. филос. задачу – доказательство того, что вера в бога покоится на не менее прочном фундаменте, чем все науч. постулаты. Кроме интуитивных теоретич. суждений, Р. признавал интуицию нравств. чувства и эстетич. вкуса как основы этич. и эстетич. суждений. Критикуя Юма, Р. направлял острие этой критики не против идеализма, а прежде всего против скептич. выводов по отношению к религ. вере и духовной субстанции. "Реализм" Р. выполнял при этом подсобную функцию. "Изначальные суждения" используются им не столько в интересах здравого рассудка, сколько для защиты распространенных предрассудков. Соч.: An inquiry into the human mind, on the principles of Common Sense, Edin., 1764; Essays on the intellectual powers of man, Edin., 1785; Essays on the active powers of man, Edin., 1788; Works, 6 ed., v. 1–2, Edin., 1863. Лит.: История философии, т. 2, [M.], 1941, с. 269–72; Dauriас L., Le r?alisme de Reid, P., 1889; Fraser A. C., T. Reid, Edin.–L., [1898]; Laurie H., Scottish philosophy in its national development, Glasgow, 1902; Sciacca M. F., La filosofia di T. Reid, Napoli, 1935; Robinson D. S., The story of Scottish philosophy, N. Y., 1961. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РИД Томас
26 апреля 1710, Строи, Кинкардин — 7 октября 1796, Глазго) — шотландский философ, глава школы философии «здравого смысла». Окончив Марешальский королевский колледж, несколько лет служил приходским священником. В 1752 начал преподавательскую деятельность в Абердинском университете. После выхода в свет книги «Исследование человеческого духа на основе здравого смысла» занял кафедру моральной философии в Университете Тлазго, где прослужил до отставки (1780). По собственному признанию в молодости был сторонником философии Дж. Беркли. Знакомство с «Трактатом о человеческой природе» Д. Юма пробудило Рида от «догматического сна». Рассуждения Юма показались Риду справедливыми, и перед ним возникла дилемма: либо поднять вопрос о принципах, либо признать скептические выводы. Корень зла Рид увидел в непомерном расширении значения термина «идея» в ее локковском понимании (как репрезентанта объекта в субъекте). Экспансия «идей» (в терминологии Рида — «идеизм») ведет к скептицизму, пагубному для науки, философии и религии. К счастью, человечество обладает здравым смыслом (Common sense, букв. «общим чувством»), интуитивными аксиоматическими суждении ями, не подлежащими критике рассудка. Эти суждения утверждают реальность внешнего мира, субстанциональность нашего Я, принцип причинности и многое другое, в чем сомневаются скептики. В своем главном произведении «Опыты об интеллектуальных способностях человека» (1785) Рид распространяет свою аксиоматику на все основные отрасли знания, в т. ч. и на метафизику и естествознание.
В эпитафии на могиле Рида его заслуги в исследовании человеческого духа приравнивались к заслугам Бэкона в исследовании природы. До сер. 19 в. влияние Рида было весьма значительным на его родине (Д. Стюарт, У. Гамильтон). В нач. 19 в. учение Рида было популярно во Франции (В. Кузен, Т. Жоффруа, П. Руайе-Коллар). В 20 в. интерес к идеям Рида возрождается в неореализме и лингвистической философии.
Соч.; The Warks of Thomas Reit). Edinbourgh, 1872; Grave S. A. The Scottish Philosophy of Common Sense. Oxf., 1960; Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб., 2000.
Лит.: Пристли Д. Разбор «Исследования о человеческом духе на основе здравого смысла» д-ра Рида, «Опыта о природе и неизменности истины» д-ра Битги и «Обращения к здравому смыслу для защиты религии» д-ра Освальда.— В кн.: Английские материалисты XVIII в., т. 3. M., 1968; ГрязновА. Философия шотландской школы. М., 1979.
M. A. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

Рид Томас
1710-1796) - шотландский философ, главный представитель философии «здравого смысла» и критик учения Юма.
Томас Рид сначала был приходским священником, но затем выбрал преподавательскую деятельность и стал профессором университетов в Абердине и Глазго. Написал несколько философских произведений: «Исследование о человеческом уме в соответствии с принципами здравого смысла» (1764), «Опыты об интеллектуальных способностях человека» (1785), «Опыты о деятельных способностях человека» (1788).
В своем учении Рид исходил из обыденного понимания здравого смысла. Здравый смысл, писал он, является уровнем суждения, который присущ людям, постоянно общающимся с нами, поэтому человек, обладающий здравым смыслом, должен быть человеком рассудительным. Здравый смысл для такого человека важнее разума и философии, которая основывается на разуме. Рвд превозносил те представления людей о себе и мире, которые у них сформировались стихийно.
Он также полагал, что суждения здравого смысла должны согласовываться с определенными положениями науки. Он писал, что науки основываются на главных принципах, которые определяют все остальное, эти принципы скорее интуитивные, чем доказательные. От них нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах.
Рид различал две разновидности «истин», принципов, которые самоочевидны и на которых основывается знание: необходимые и контингентные. Необходимые принципы - это аналитические суждения, а контингентные - синтетические. Необходимые принципы выступают основой наук, а контингентные играют большую роль в жизни обыкновенных людей. Контингентные принципы должны опровергнуть юмовский скептицизм, так как не нуждаются ни в каких доказательствах; они настолько тесно связаны со здравым смыслом, что обладают качеством врожденности.
Например, контингентными принципами Рвд считает такие положения, как «моя личность». Он говорит, что наша личность тождественна, а ее существование не прерывается, пока мы ее отчетливо вспоминаем. К необходимым принципам он относил причинность, которую нельзя доказать, но она и не нуждается в этом, так как очевидна и имеет всеобщий характер.
Теория здравого смысла Рвда имеет под собой определенные основания, так как в представлениях здравого смысла действительно зафиксирован многовековой опыт людей, и поэтому он содержит в себе истинность многих положений. Но Рид абсолютизирует этот момент, и зачастую он превращается у него в свою противоположность.
Рид больше заботился о том, чтобы объяснить инстинктивные действия людей, свойственные человеческой природе, упирая в основном на опытные принципы. «Здравый смысл» для Рида - это особое интуитивное качество нашего ума, основывающееся на самоочевидных невыводимых принципах.
Рид выступал против так называемого «идеизма», при котором процесс познания понимается опосредованно - через идеиобразы, выступающие представителями какого-либо предмета, например, Солнца. Из этого образа, идеи мы выводим существование Солнца. В отношении же самой идеи у философов вроде бы сомнения нет. Но это как раз и приводит к скептицизму в отношении опытного познания. Рвд выступает против такого скептицизма и подчеркивает, что если бы люди во всем сомневались и вели себя как скептики, то это привело бы их к помешательству и гибели.
Вместе с тем, занимая правильную позицию в отношении отрицательного подхода к скептицизму, Рид отбрасывал и сам сенсуалистический подход, который выражал нашу способность отражать окружающий мир.
Философы здравого смысла и прежде всего Томас Рвд занимали промежуточную позицию между рационализмом и эмпиризмом.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
207.15 кб

Барон и разбойники: лорд Томас Дакр и жители Тайндейла и Риддесдейла (1511-1525)

Бельцер Александр Анатольевич
Данная статья посвящена ситуации на англо-шотландском пограничье.