французский философ и психолог (Гингам, 1.839 — Париж, 1916). Славу ему принесли его работы по экспериментальной психологии: «Болезни памяти» (1881), «Болезни воли» (1883), «Болезни личности» (1885). На смену его аналитическому методу, суть которого — в выделении психологических функций из целостности психической жизни (в частности, в психологическом плане, развитие теории мозговых локализаций), сегодня пришла «структурная психология». См. Память, Забвение.
Рибо, Теодюль
Источник: Философский словарь
род. 18 дек. 1839, Генган, Северная Франция - ум. 9 дек. 1916, Париж) - франц. психолог; основатель самостоятельной психологии во Франции, в качестве методов которой он различает: 1) экспериментальный; 2) самонаблюдения; 3) сравнительный. В сферу психологического исследования Рибо включает и патологические формы духовной жизни. Он отклоняет понятие психически-несознательного как романтическую выдумку и рассматривает сознание как побочное явление нервных процессов. В ряде монографий он дал анализ психических феноменов. Осн. произв.: "L&heredite psychologique", 1873; "Les maladies de la memoire", 1881; "Psychologie de Г attention", 1888; "Des sentiments", 1896; "L&emagination creatrice", 1902.
Источник: Философский энциклопедический словарь
18.12.1839, Генган - 9.12.1916, Париж), франц. психолог, родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против спиритуализма т. н. эклектич. школы (В. Кузен и др.), господствовавшей во франц. философии и психологии сер. 19 в., Р. попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии - английской с ее ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870, рус. пер. 1881) и немецкой с ее атомизмом («Совр. герм. психология», 1879, рус. пер. 1895) - сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, к-рая изучала бы высшие психич. процессы и личность в целом. В отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. «эксперимент»: «... болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство» (цит. по кн.: Экспериментальная психологич. в. 1-2, 1966, с. 49). Это во многом определило характер всей идущей от Р. традиции во франц. психологии (П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж. ФавеБутонье). Особую известность Р. приобрел своей двигат. теорией произвольного внимания и воображения, работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию (Мак-Дугалл и др.).
Источник: Советский философский словарь
(18 дек. 1839 – 9 дек. 1916) – франц. психолог, философ; основоположник французской научной психологии, представитель материалистич. направления ассоциационизма. Проф. философии в лицеях Везуля и Лаваля, а затем проф. общей и эксперимент. психологии в Сорбонне и Коллеж де Франс; основатель (1876) первого во Франции психологич. журнала "Revue philosophique" ("Филос. обозрение"). Согласно Р., психология должна быть наукой объективной, генетической, патологической и сравнительной, ее предметом является изучение конкретных фактов психич. жизни в процессе ее развития в норме и патологии. На основе изучения расстройств памяти, воли, внимания Р. установил ряд закономерностей психич. жизни человека и положил начало всемирно известной франц. психопатологич. школе (А. Бине, Ш. Фере, П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон и др.). Важное место в психологич. взглядах Р. занимает принцип социальной обусловленности психич. процессов и качеств человека. Особенно значительны заслуги Р. в области психологии чувств и эмоций, хотя иногда у него проявлялись биологизаторские тенденции. Он впервые в истории психологии развил науч. положения об эмоц. памяти, о логике чувств и непроизвольном внимании, объясняя развитие эмоций и чувств условиями существования, социальными отношениями и обществ. опытом людей. Ряд положений и закономерностей, установленных Р. в области психологии чувств, памяти, мышления, внимания, воображения, имеют науч. ценность и для совр. психологии. Соч.: Essai sur les passions, P., 1907; La vie inconsciente et les mouvements, P., 1914; в рус. пер. – Совр. англ. психология (Опытная школа), М., 1881; Болезни памяти, СПБ, 1881; Наследственность душевных свойств, СПБ, 1884; Болезни воли, СПБ, [1884]; Болезни личности, СПБ, [1886]; Совр. герм. психология (Опытная школа), СПБ, 1895; Исследования аффективной памяти, СПБ, 1895; О чувственной памяти, Каз., 1895; Психология внимания, К.–X., 1897; Психология чувств, СПБ, 1898; Эволюция общих идей, К.–X., 1898; Характер, СПБ, 1899; Философия Шопенгауера, СПБ, 1899; Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств, СПБ, [1905]. Лит.: Тутунджян О. М., Жизнь и психологич. концепция Т. Р., в кн.: Сб. науч. тр. научно-исслед. психологич. лаборатории (Ереванский гос. пед. ин-т им. X. Абовяна), т. 3, Ереван, 1961; его же, Т. Рибо (1839–1916), "Вопр. психологии", 1961, No 2; Janet P., L´oeuvre psychologique de Th. Ribot, "Journal de Psychologie normale et pathologique", 1915, an. 12, No 4; Dugas L., Le philosophe Th. Ribot, P., 1924; Centenaire de Th. Ribot. Jubil? de la psychologie scientifique fran?aise, Agen, 1939. О. Тутунджян. Ереван.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Так, он считал чувства не «смутным познанием», а первичным, самостоятельным фактором, связанным с биологическими условиями существования человека и развивавшимся в процессе его приспособления к среде. По Р., слепая вера в силу идей – источник иллюзий и заблуждений. Идея как простой факт сознания бессильна, она действует лишь тогда, когда прочувствована, сопровождается аффективными состояниями и вызывает стремления. Непонимание этого – «один из наиболее досадных результатов влияния интеллектуалистов на психологию чувствований» (Психология чувств. СПб., 1898. С. 25). Р. исследовал двигательные проявления аффективной жизни, разделял положения моторной теории воли и внимания. Оставаясь в целом сторонником механистического подхода к сознанию, он нередко выходил за его рамки, привлекая иные методы исследования и пытаясь примирить детерминистскую трактовку сознания с признанием его спонтанной активности, проявляющейся, например, в работе творческого воображения. Рассматривая проблемы внимания, воображения, памяти, Р. часто обращался к эволюционно-биологическому способу объяснения, дополняя его данными психологии животных, детской психологии и психопатологии, в частности исследований сознания глухонемых. Большое место в его творчестве занимает проблема соотношения социального и биологического в детерминации поведения, а также проблема бессознательного; существование последнего Р. признавал как факт, данный в опыте, но все предлагавшиеся в его время теоретические объяснения этого явления считал неудовлетворительными. Влияние Р. испытали многие психологи, в том числе П. Жане.
Соч.: Болезни памяти. СПб., 1881; Болезни воли. СПб., 1884 (1906); Болезни личности. СПб., 1886; Психология внимания. СПб., 1892; Психология чувств. СПб., 1898; Эволюция общих идей. Киев, 1898; Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901; Философия Шопенгауэра. СПб., 1901 (2006); О страстях. Одесса, 1912; L’hérédité. Р., 1873; La langue des sentiments. P., 1905; La vie inconsciente et les mouvements. P., 1914. Лит.: Роговин, M.С. Проблемы теории памяти. M., 1977; Ярошевский, М.Г. История психологии. М., 1985; Dugas, L. Le philosophe Th. Ribot. P., 1924; Baruk, H. La psychiatrie française de Pinel à nos jours. P., 1967; Turbiaux, M. Th. Ribot et cent ans de psychologie anglaise contemporaine // Bulletin de Psychologie. 1987. XLI; Meletti Bertolini, M. Imagination créatrice et connaissance selon Théodule Ribot // Revue philosophique de la France et de l’étranger. 1993. V. 118. № 1.
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.