(1632, Сальвета де Бланкефор, близ Ажана, – 1707, Париж) – представитель картезианства. Окончил коллеж иезуитов; под влиянием Ж. Рого заинтересовался философией Р. Декарта и стал ее сторонником. С большим успехом читал лекции по «новой философии» в Тулузе, Монпелье и Париже. С 1699 Р. – член Французской академии. Его главное произведение – «Полный курс философии» (1690). Философия, по Р., включает в себя логику, метафизику, физику и мораль. Он разделял основные положения онтологии и физики Декарта; признавал существование Бога, сотворенных духов и материальных тел. В гносеологию Декарта Р. вносит определенные изменения. Он заявляет о своем согласии со «знаменитой максимой»: нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах; нет человеческих мыслей, совершенно независимых от каких-либо движений тела. Р. выделял три «принципа достоверности»: чувства, разум и веру. Чувства никогда не обманывают человека, причина всех ошибок – неправильное использование интеллектуальных способностей души. Достоверность разума связана с познанием необходимых и неизменных истин, независимых от времени, места и субъекта, их постигающего. Достоверность веры проистекает из авторитета, который может быть либо божественным, либо человеческим (причем только божественный непогрешим). По Р., вера никогда не противоречит разуму, их расхождения – мнимые. Области применения веры и разума различны, их не следует смешивать. Многие истины религии нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью разума, так как между естественными и сверхъестественными истинами нет никакой пропорции. В то же время религия не должна переходить положенных ей границ: «...вера не может иметь никакого авторитета против ясных и точных заключений разума» (L’usage de la raison... P. 313). Философию P. рассматривал как науку, медленно прогрессировавшую в своем развитии: зародившись на Востоке, она достигла расцвета в Европе. «Новая философия», по Р., безусловно превосходит древнюю как по своему методу, так и по объему знаний.
Соч.: Cours entier de philosophie. V. 1–3. Amsterdam, 1691; L’usage de la raison et de la foy, ou l’accord de la foy et de la raison. P., 1704. Лит.: Кротов, А.А. Мальбранш и картезианство. М., 2012; Bouillier, F. Histoire de la philosophie cartésienne. V. 1. P., 1868. A.A. Кротов