(р. 22.6.1929) — спец. по филос. истории, когитологии, методол. естественно-науч. и соц. познания; д. филос. н., проф. Р. в Ростове-на-Дону. Окончил отделение логики и психол. ист.-филол. ф-та Ростовского гос. ун-та (1952), асп. по кафедре логики филос. ф-та МГУ (1957). Работал доц. кафедры филос. Ростовского гос. пед. ин-та (1968), затем — в Ростовском-на-Дону гос. ун-те: доц. кафедры филос. ИПК (1969-70), зав. кафедрой истории маркс.-лен. филос. филос. ф-та (1970), зав. кафедрой диалектич. и ист. материализма (1973-84), зав. кафедрой ист. материализма (1984-89), зав. кафедрой филос. истории (1989-99), проф. кафедры ист. культурологии ф-та филос. и культурологии РГГУ (с 1999). Канд. дисс. — «Роль дедуктивных умозаключений в познании объективной действительности» (1958). Докт. дисс. — «Гипотеза как теоретическая форма открытия истины» (1968). В когитологических работах Р. исследуются проблемы эссенциализма. В основу концепции положено понятие о сущности как конечном устойчивом состоянии, управляющем параметрами системы и создающем ее упорядоченность. Идея становления и метаморфоза сущности опираются на гегелевское положение о переходе формального основания самоорганизующейся системы в реальное и полное. Метаморфозы сущности рассмотрены в такой последовательности. 1. Образование нового начала структурирования среди элементов исторически обреченной структуры. 2. Упрочение и доминирование радикального структурного новшества. 3. Возвышение ключевой структуры на ступень всеобщности, когда все элементы системы подчинены и перекроены генерализующим системообразующим началом. Самообоснование системы приобретает завершенный вид: система господствует не только над самой собой, но и над своим окружением. Смена стадий происходит через фазу структурной неустойчивости, открывающую дорогу разным альтернативам. Повышение организации системы, потенциала противодействия хаосогенным воздействиям достигается вероятностным путем: за счет конкурентного отбора наиболее результативных структурных образований. Разработка гипотезы позволяет утверждать, что становление входит в картину мира на всех уровнях его описания, как мира-по-истине, так и мирапо-мнению. Концепция становления сущности включает стрелу времени как неотъемлемый элемент описания реальности. Разработка концепции на материале ист. когитологии позволила проанализировать переход от генерализованно размытых образов мифомышления к дискретно-аналитическим структурам античного рационализма. Триумф синергетики — это триумф циклической причинности, объяснившей необходимость и взаимодополнительность фазовых переходов от деструкции к конструкции и обратно. В плане когитологии Р. разрабатывает модель эволюции мифа как эволюцию когнитивности, по ходу к-рой через ряд деструкции первичная адистрибутивность перерастает в когнитивность артикулированную, в плане культурологии предлагается модель отчуждения труда как редукции его культурно-созидательной функции.
Соч.: Становление понятия организации: Очерки развития философских и естественнонаучных представлений. Ростов н/Д., 1991; Организация и дезоорганизация // Известия вузов. СевероКавказский регион. Спец. вып. 1994; Асимметрия философии постмодерна и постнеклассической науки // Философия на рубеже веков. СПб., 1996; Когнитивная бифуркация и современность // Научная мысль Кавказа. 1997. № 3; Приоритет общественного интеллекта в цивилизационном развитии общества // Постижение культуры. М., 1998. № 7-8; Гетерогенность сознания как «несущая конструкция» рациональности нового типа // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004; Радикальный конструктивизм: критический взгляд // ВФ. 2006, № 8; Самостояние человека // Философия обществу. СПб, 2007.
РЕЖАБЕК Евгений Ярославович
РЕЖАБЕК Евгений Ярославович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009