обозначение идейно-политических и научных течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой-либо теории, концепции, учения.
РЕВИЗИОНИЗМ
Ревизионизм
Источник: Философия политики: глоссарий
РЕВИЗИОНИЗМ
позднелат. revisio - пересмотр) - одно из доминирующих течений в идеологии рабочего движения конца 19 - середины 20 вв. Впервые с идеей о необходимости пересмотра основных положений марксовой теории выступили представители германской социал-демократической партии И. Хехберг, Бернштейн и К. Шрамм в 1879. Р. как самоосознающее теоретическое направление возник в 90-х 19 в., когда Бернштейн, выступив с программой модернизации марксизма, дал соответствующее имя этому течению. В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Л. Мартов, Троцкий и др.). Представители Р. отвергали научность диалектического (и тем более исторического) материализма, стремились заменить социалистический революционизм идеей общественной эволюции. Приверженцы Р. подвергли жесткой критике марксово учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, исключили возможность построения социализма через насилие и заявляли, что политические свободы, демократия и всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. По их мнению, задачей рабочего движения является борьба за реформы. В экономической теории Р. утверждалось, что вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве оно не происходит и вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы. Расчеты на крушение капитализма, т.обр., не представлялись реальными, т.к. намечалась тенденция к смягчению его противоречий. Несмотря на то, что по сути своей полемика идеологов Р. и ортодоксов осуществлялась в рамках традиционалистской марксовой доктрины (что, естественно, существенно сужало поле для конструктивного преодоления крайностей идеи революционного насилия), сам факт духовной оппозиции и диссидентства подобного рода имел неоспоримое историческое значение.
Р.Н. Дождикова, А.А. Грицанов
Р.Н. Дождикова, А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
РЕВИЗИОНИЗМ
(лат. revisiо — пересмотр) — оппортунистическое течение в рабочем движении, прикрывающееся словесным признанием марксизма, но подвергающее последний ревизии (пересмотру). Спекулируя на требовании «свободы критики», ревизионисты отказываются от коренных принципов марксизма-ленинизма, заменяют их системой буржуазно-реформистских взглядов. Р. представляет собой отражение буржуазного влияния на рабочий класс, носителями ревизионистских взглядов выступают выходцы из мелкой буржуазии, буржуазной интеллигенции, а также подкармливаемая за счет империалистической сверхприбыли рабочая аристократия и бюрократия. Р. возник в кон. 19 в. в период относительно «мирного» развития капитализма, начинавшего перерастать в свою последнюю стадию — стадию империализма, в период, когда марксизм побеждает внутри рабочего движения и открыто враждебные марксизму социалистические теории сходят с исторической арены. Одним из основателей Р. был Бернштейн, выступивший с требованием превратить социал-демократию в партию социальных реформ и отказаться от пролетарской революции. Он не признавал обострения противоречий внутри буржуазного общества и на этой основе объявлял несостоятельным понятие о конечной цели рабочего движения. Бернштейн и его последователи пытались «подновить» философию марксизма, дополнить ее положениями, взятыми из неокантианства, эмпириокритицизма и других разновидностей буржуазной философии. Творчески развив марксизм применительно к условиям новой исторической эпохи, Ленин показал теоретическую несостоятельность международного Р., его реакционную социально политическую роль. Ленинский анализ Р. сохраняет свое значение и для современной эпохи. Сегодня Р. выступает против исторической необходимости социалистической революции и диктатуры рабочего класса, отрицает общие закономерности перехода от капитализма к социализму, отказывается от признания руководящей роли марксистско-ленинской партии и от основных ленинских принципов партийного строительства. Ревизионисты выдвигают положение о «плюралистичности» марксизма, к-рый якобы должен распадаться на различные направления, школы, включать в себя различные «национальные варианты». В области философии они пытаются подменить диалектический материализм экзистенциализмом, неопозитивизмом и другими системами современной буржуазной философии, объявляют устаревшими и не соответствующими уровню современной науки понятие материи, важнейшие положения материалистической диалектики (или низводят ее до уровня примитивного, ненаучного представления о скачках, противоречиях и т. п.), отрицают существование ленинского этапа в развитии марксистской философии. Примером современного философского Р. является и попытка противопоставить друг другу различные этапы исторического развития марксизма, напр. взгляды Маркса — взглядам Энгельса, взгляды Маркса и Энгельса — взглядам Ленина, молодого Маркса — Марксу зрелому и т. п. Борьба с Р. как правого, так и «левого» толка — одна из самых актуальных задач, стоящих ныне перед коммунистическими и рабочими партиями.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
РЕВИЗИОНИЗМ
оппортунистическое, враждебное марксизму течение в рядах революционных партий рабочего класса. На различных этапах революционного процесса Р. не однажды менял форму и конкретное содержание, приспосабливаясь к меняющейся действительности. В отличие от прежних ревизионистов (Э. Бернштейн и др.), к-рые открыто заявляли, что построение социализма должно быть отодвинуто в неопределенное будущее («Конечная цель — ничто, движение— все!»), совр. правые ревизионисты прикрывают свою капитулянтскую позицию обещаниями «как можно скорее» привести народы к социализму, нередко выставляют себя в качестве поборников «истинного» марксизма. На деле, однако, правые ревизионисты, как и в начале века, пытаются подменить марксизм концепциями, отвергающими необходимость революционного свержения капитализма. Вместо этого подбрасываются идейки о целесообразности «структурной модернизации» государственно-монополистического капитализма, к-рая и объявляется единственно верным «путем» к социализму. В еще большей мере, чем их предшественники, совр. правые ревизионисты стремятся принизить роль рабочего класса как главной революционной силы, отрицают всемирно-историческое значение опыта строительства нового общества в СССР, принципы социалистической демократии, ревизуют марксистско-ленинское учение о руководящей роли коммунистической партии. Подлинное лицо Р. особенно наглядно выявляется в нападках на Советский Союз, на социалистическое содружество, в попытках противопоставить марксистско-ленинской теории построения коммунистического общества модели т. и. «национального социализма».
Что касается современного «левого» Р., то он игнорирует новый опыт и новые возможности революционного развития, открывающиеся в обстановке противоборства двух мировых общественных систем. «Левый» Р. отрицает необходимость общедемократической коалиции в борьбе против империализма, толкает коммунистические партии на путь политических авантюр и изоляции от масс. «Левые» ревизионисты выступают за «немедленный переход» к социализму и с пренебрежением относятся к борьбе за демократические свободы, за социально-экономические преобразования, подрывающие устои капитализма еще до победы социалистической революции. Если правый Р. ведет прямой дорогой к ликвидаторству, к сдаче завоеванных революционным рабочим движением позиций, то «левый» Р., прикрываясь псевдореволюционной фразой, толкает массы на авантюристические действия, а партии — в тупик сектантства, бесплодного доктринерства. Как это бывало и прежде, правый и «левый» Р. смыкаются друг с другом на общей почве национализма, неверия в силы и возможности социализма, открытого или фактического отказа от руководящей роли марксистско-ленинской партии и, наконец, на почве антисоветизма как общего политического и идейного знаменателя всех оппортунистических группировок (см. Оппортунизм).
Борьба с Р. есть борьба за чистоту научного коммунистического мировоззрения, за воплощение в практике рабочего движения подлинной марксистско-ленинской стратегии и тактики. Нельзя прийти к победе социалистической революции без борьбы как с открытыми врагами социализма, так и с его лжедрузьями, пробравшимися в ряды рабочего движения и его авангарда — коммунистических партий.
Борьба с Р. и догматизмом, реформизмом и сектантством составляет одну из важных задач деятельности коммунистических партий, развития марксистско-ленинской общественной науки. Вместе с тем идейная полемика с Р. не снимает вопроса о налаживании сотрудничества и диалога международных левых и демократических сил (Встреча представителей партий и движений в Москве в ноябре 1987) по глобальным и др. проблемам современности.
Что касается современного «левого» Р., то он игнорирует новый опыт и новые возможности революционного развития, открывающиеся в обстановке противоборства двух мировых общественных систем. «Левый» Р. отрицает необходимость общедемократической коалиции в борьбе против империализма, толкает коммунистические партии на путь политических авантюр и изоляции от масс. «Левые» ревизионисты выступают за «немедленный переход» к социализму и с пренебрежением относятся к борьбе за демократические свободы, за социально-экономические преобразования, подрывающие устои капитализма еще до победы социалистической революции. Если правый Р. ведет прямой дорогой к ликвидаторству, к сдаче завоеванных революционным рабочим движением позиций, то «левый» Р., прикрываясь псевдореволюционной фразой, толкает массы на авантюристические действия, а партии — в тупик сектантства, бесплодного доктринерства. Как это бывало и прежде, правый и «левый» Р. смыкаются друг с другом на общей почве национализма, неверия в силы и возможности социализма, открытого или фактического отказа от руководящей роли марксистско-ленинской партии и, наконец, на почве антисоветизма как общего политического и идейного знаменателя всех оппортунистических группировок (см. Оппортунизм).
Борьба с Р. есть борьба за чистоту научного коммунистического мировоззрения, за воплощение в практике рабочего движения подлинной марксистско-ленинской стратегии и тактики. Нельзя прийти к победе социалистической революции без борьбы как с открытыми врагами социализма, так и с его лжедрузьями, пробравшимися в ряды рабочего движения и его авангарда — коммунистических партий.
Борьба с Р. и догматизмом, реформизмом и сектантством составляет одну из важных задач деятельности коммунистических партий, развития марксистско-ленинской общественной науки. Вместе с тем идейная полемика с Р. не снимает вопроса о налаживании сотрудничества и диалога международных левых и демократических сил (Встреча представителей партий и движений в Москве в ноябре 1987) по глобальным и др. проблемам современности.
Ревизионизм
оппортунистическое, враждебное марксизму, но выступающее под его флагом течение в рабочем революционном движении. Свое название получил из-за того, что подвергает «пересмотру» (ревизии) учение марксизма, его революционную программу, стратегию и тактику. Появление Р. относится к концу 19 в., когда марксизм одерживает полную победу над всеми разновидностями непролетарского социализма и все шире распространяется в рабочих массах. Гл. представителями старого Р. (конец 19— начало 20 в.) были Бернштейн, Каутский (Германия), Ф. Адлер, О. Бауэр (Австрия), правые социалисты во Франции и др. В России с ревизией марксизма выступали «экономисты», меньшевики и позднее, уже после Октябрьской революции, - троцкисты и бухаринцы. Сущность Р. составляет протаскивание буржуазной идеологии в рабочее движение, приспособление марксизма к интересам буржуазии, выхолащивание из него революционного духа. Ревизионисты занимаются «буржуазным оскоплением» (Ленин) марксизма во всех его составных частях — философии, политической экономии, научном коммунизме. Социальной базой Р. служит пополняющая рабочий класс мелкая буржуазия и подкармливаемая империализмом верхушка пролетариата — т. наз. рабочая аристократия. Продолжатели старого Р. — совр. лидеры правосоциалистических партий — окончательно порвали с марксизмом и перешли на сторону буржуазии. В строгом смысле слова, совр. правый социализм уже не может называться Р. и в марксистской литературе определяется как реформизм. Под совр. Р. понимается правооппортунистическое течение, появившееся за последние годы (особенно в 1956—58) в ряде коммунистических партий капиталистических стран (Гейтс, Биттелмэн в США, Джолитти — в Италии, Ле-февр — во Франции и т. п.) и некоторых коммунистических партиях стран социализма (Югославия, Венгрия, Польша, ГДР). Четкая характеристика главных особенностей современного ревизионизма дана в Программе КПСС: «В современных условиях главную опасность в коммунистическом движении представляет ревизионизм, правый оппортунизм, как отражение буржуазного влияния. Прикрывая свое отступничество от марксизма рассуждениями о необходимости учитывать новейшие условия развития общества и классовой борьбы, ревизионисты выполняют на деле роль разносчиков буржуазно-реформистской идеологии в коммунистическом движении. Они стремятся вытравить из марксизма-ленинизма его революционную душу, подорвать веру рабочего класса, трудового народа в социализм, разоружить и демобилизовать рабочих, трудящихся в их борьбе против империализма. Ревизионисты отрицают историческую необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата, руководящую роль марксистско-ленинской партии, подрывают основы пролетарского интернационализма, скатываются к национализму» («Материалы XXII съезда КПСС», с. 350—351). В области философии ревизионисты извращают осн. принципы диалектического и исторического материализма, подменяя их набором идей, почерпнутых из совр. буржуазной философии и социологии. Материалистическая диалектика заменяется софистикой и эклектикой, проповедуется субъективизм. Наряду с этим ревизионисты принижают значение сознательной деятельности масс, роль субъективного фактора в истории, переходят на позиции вульгарного материализма, рассчитывая на стихийную «трансформацию капитализма в социализм». Для Р. характерны извращение осн. вопроса философии, отрицание разделения философских течений на два лагеря — материализм и идеализм, отказ от принципа партийности идеологии, отрыв теории от практики. Совр, Р. приносит большой вред коммунистическому и рабочему движению, стремится внести разброд в марксистско-ленинские партии, расколоть лагерь социализма, отвлечь рабочий класс от революционной борьбы против империализма. Р. получил решительный отпор и был идейно разгромлен. Однако и в настоящее время борьба против него, как и против догматизма, составляет одну из важнейших задач коммунистических партий.
Источник: Философский словарь. 1963
Ревизионизм
лат. revisio — пересмотр) — враждебное марксизму-ленинизму идейно-политическое течение, возникающее внутри рабочего и коммунистического движения под флагом «критики», «пересмотра», «ревизии» или даже «развития» марксистско-ленинской теории. Он является одной из разновидностей оппортунизма. Ревизионизм порождается экономическими и социально-политическими условиями империализма, его социальной основой служит привилегированная часть рабочего класса — «рабочая аристократия» и «рабочая бюрократия». Применение правящими буржуазными партиями методов «либерализма», политики реформ также вызывает усиление ревизионизма. В его возникновении играет роль и борьба между буржуазной и коммунистической идеологиями. С одной стороны, каждый новый успех марксизма-ленинизма заставляет его врагов нередко переодеваться марксистами, социалистами. С другой стороны, неустойчивые или слабые в теоретическом отношении участники коммунистического движения могут не выдержать давленияидеологии буржуазной и скатиться на ревизионистские позиции. Ревизионизм возникает также в связи с крупными поворотами в рабочем и коммунистическом движении, когда отдельные коммунисты не в состоянии правильно осознать новые явления действительности, изменения в тактике коммунистических партий. Источником, питающим ревизионизм, может стать такженационализм. Родоначальником ревизионизма является Бернштейн, выступивший в конце XIX — начале XX в. с требованием пересмотра учения Маркса. Уже тогда ревизионизм стал международным явлением, появившись не только в Германии, но и во Франции, Бельгии, России и других странах. Ревизионисты подвергли пересмотру марксистскую философию, политэкономию и теорию научного коммунизма. Они, например, заявляли, что материализм давно «опровергнут» жизнью, и предлагали вернуться назад, к идеализму Канта. Революционную диалектическую концепцию развития они предлагали заменить эволюционной. Требуя внести «поправки» в политическую экономию Маркса, ревизионисты разрабатывали теорию «устойчивости» мелкого производства, утверждали, что монополии ведут к устранению экономических кризисов. Они заявляли также, что классовые противоречия «притупляются и смягчаются», что демократия буржуазная, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. Проповедуя «теорию» стихийной «трансформации капитализма в социализм», ревизионисты выступили с отрицанием социалистической революции и диктатуры пролетариата. Толкая рабочее движение на путь реформизма, они выдвинули лозунг: «Конечная цель — ничто, движение — все». Ленин неустанно и последовательно разоблачал взгляды Бернштейна и его сторонников, показывал опасность ревизионизма, вскрывал его социальные корни и сущность. В этой борьбе он отстоял революционную суть марксизма и способствовал усилению и укреплению революционного крыла в международном рабочем движении. В послевоенный период известное оживление ревизионизма среди некоторых членов коммунистических партий имело место во второй половине 50?х гг., когда, с одной стороны, под влиянием успехов рабочего движения и достижений мировой системы социализма пролетариат развитых капиталистических стран добился повышения заработной платы, улучшения социального обеспечения и т. д., а с другой стороны, усилилось давление буржуазной идеологии в связи с контрреволюционным мятежом в Венгрии и критикой культа личности Сталина на XX съезде КПСС. Ревизионисты пытались сбить коммунистические партии на ложный путь раздувания вопроса о культе личности Сталина, опорочивания всех достижений социализма и коммунистического движения. Они декларировали только мирный путь к социализму и толковали его в типично реформистском духе, требовали свободы фракций и группировок и даже ликвидации марксистско-ленинских партий. Новое оживление ревизионизма произошло во второй половине 60?х гг. в связи, в частности, с попытками антисоциалистических сил в Чехословакии столкнуть эту страну с пути строительства социалистического общества. Ревизионисты (Шик, Гароди, Фишер и др.) выступили с «новыми моделями социализма», отрицая общие закономерности социалистического строительства. Они ополчились против идеи необходимости социалистической революции, диктатуры пролетариата, против принципов пролетарского интернационализма, скатившись к антисоветизму. Фетишизация научно-технической революции сопровождалась у них отрицанием ведущей роли рабочего класса в революционном движении, вместо него в качестве решающей силы признавался «новый исторический блок», в котором главное место отводилось интеллигенции и студенчеству. Коммунистические партии дали решительный отпор этим вылазкам ревизионистов. Мировая реакция продолжает возлагать на ревизионизм большие надежды, рассчитывая расколоть международное коммунистическое движение, подорвать классовую борьбу пролетариата в капиталистических государствах, помешать строительству нового общества в социалистических странах. В середине 70?х гг., когда в условиях международной разрядки произошло обострение идеологической борьбы, а правящие круги США начали массированную пропагандистскую кампанию «защиты прав человека в социалистических странах», в международном рабочем и коммунистическом движении вновь активизировались ревизионистские элементы, выступившие в обличии «еврокоммунизма» (Ж. Элленштейн и др.). Ревизионисты выступили против революционной теории и практики, добивались отказа от употребления в документах компартий самих терминов «марксизм-ленинизм», «пролетарский интернационализм», «диктатура пролетариата». Особенно сильным нападкам они подвергали реальный социализм, его внутреннюю и внешнюю политику. «Еврокоммунизм», проявившийся не только в Европе, — это разновидность правого оппортунизма социал-демократического типа. Он нанес определенный ущерб коммунистическому движению в некоторых капиталистических странах, способствовал активизации антисоциалистических сил в Польше в начале 80?х гг., затушевывая агрессивную политику империализма, тормозил развитие антивоенного движения, а также движения солидарности с национально-освободительной и революционной борьбой народов (Афганистан, Кампучия и др.). Систематическое оживление ревизионизма наглядно подтверждает марксистско-ленинский вывод о том, что, пока существует империализм, буржуазная и мелкобуржуазная идеология может проникать в коммунистическое движение, проявляясь в том числе и в виде ревизионизма. Поэтому марксистские партии постоянно уделяют первостепенное внимание чистоте своих рядов, чистоте своей революционной идеологии.
Источник: Научный коммунизм. Словарь
РЕВИЗИОНИЗМ
от позднелат. revisio - пересмотр), антинауч. пересмотр положений марксизма-ленинизма;оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории (см. также Оппортунизм).
Различают Р. справа, к-рый заменяет марксистские положения бурж.-реформистскими взглядами, и Р. «слева», подменяющий их мелкобуржуазными, анархистскими, волюнтаристскими установками. По своему происхождению Р. - результат бурж. и мелкобурж. воздействия на революц. рабочее движение, а по классовой природе - одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Оп отражает обществ. положение этих двойственных по своей природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем движении. Методологич. основу Р. составляют эклектич. смесь субъективизма, догматизма, механистич. материализма, а также схематизм и односторонность.
Р. возник в кон. 70-х гг. 19 в. в герм. С.-д. партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хехберг, Э. Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц. теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное письмо»), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с программой ревизии марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в социал-демократич. движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
В кон. 19 - нач. 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, пытались соединить науч. социализм с кантианством, берклианством и махизмом. Для них характерны отрицание диалектики и ее законов, замена борьбы противоположностей их примирением, эволюционизм и отрицание качеств. скачков. В экономич. теории, ссылаясь на новые данные хоз. развития, они утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому расчеты на крушение капитализма не реальны, т. к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политич. области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и ее цели - свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират. право уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма. «"Конечная цель - ничто, движение - все", это крылатое словечко Бернштейна, - писал В. И. Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений» (ПСС, т. 17, с. 24). Постепенно усиливающееся влияние Р. в рядах европ. социал-демократич. партий и особенно в их руководстве привело к тому, что они в конце концов выродились из боевых рабочих орг-ций в социал-реформистекие партии. В период 1-й мировой войны подавляющее большинство лидеров европ. социал-демократии скатилось к социал-шовинизму.
В нач. 20 в. наряду с правым Р. в революц. рабочем движении проявил себя и Р. «слева», к-рый в то время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и к-рый, как отмечал Ленин, «... тоже приспособляется к марксизму, "исправляя" его...» (там же, с. 25). Его методологич. основой были эклектика, софистика, волюнтаристское отрицание объективных законов.
Научно обоснованную, глубокую критику Р. дал Ленин. Обстоят. критика Р. содержится также в ряде работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. После Окт.революции 1917 в междунар. коммунистич. движении в 20-40-х гг. проявил себя правый (правый уклон в нек-рых компартиях) и «левый» («левый коммунизм») Р. Весьма массированная попытка ревизовать марксизмленинизм была предпринята внутри коммунистич. движения в 50-х гг., когда XX съезд КПСС (1956) взял курс на исправление ошибок, связанных с культом личности. В коммунистич. движении появляются концепции, к-рые под флагом «критич. анализа» прошлого пытались перечеркнуть все завоевания социализма, стремились столкнуть революц. рабочее движение на социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла ревизионистская группа И. Надя - Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюц. мятежу в 1956.
Междунар. коммунистич. движение в 1957 осудило правый Р. как главную опасность, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.
На протяжении 60-70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя Р. «слева». Особенно широко леворевизионистскую идеологию использует троцкизм - мелкобурж. антикоммунистическое антисоветское учение.
С праворевизионистских позиций в кон. 60-х - нач. 70-х гг. выступали О. Шик, Н. Свитак и др. (Чехословакия), Р. Гароди (Франция), Э. Фишер, Ф. Марек (Австрия). Совр. правый Р. в методологич. плане выступает против марксистско-ленинского учения по всей линии. Сохраняя историч. преемственность с предшествующим, совр. Р. имеет свои особенности: он отрицает междунар. значение ленинизма, наличие общих закономерностей перехода от капитализма к социализму, отвергает опыт реального социализма, для Р. характерен усиливающийся антисоветизм и национализм. В спекуляциях совр. Р. широко используются трудности и ошибки коммунистич. движения, проблемы демократии, прав и свобод человека.
Р. стоит на позициях реформирования капитализма, утверждая, что совр. науч.-технич. революция полностью преобразует структуру общества, «размывает» классовые антагонизмы. Это приводит якобы к гуманистич. перерождению капитализма, интеграции рабочего класса в капиталистич. систему, к утрате им своих революц. традиций и ведущей роли, к-рая переходит к интеллигенции. Правый Р. утверждает, что произошла «стагнация завоеваний социализма», выдвигает требование его «гуманизации», установления «социализма с человеч. лицом». Реальное выражение подобные лозунги получили в призывах к ослаблению гос. руководства экономикой, допущению «свободной игры политич. сил», «чередования партий у власти», т. е. возврату на деле к бурж. демократии. Правый Р. ратует за многообразие принципиально отличающихся «моделей социализма», за плюрализм марксизма.
Раскрывая гносеологич. и социальные корни различных ревизионистских концепций, их политич. направленность и теоретич. несостоятельность, марксизм вместе с тем подчеркивает, что в их основе лежат действит. обществ. и науч. проблемы, на ложной трактовке к-рых паразитирует Р.
Различают Р. справа, к-рый заменяет марксистские положения бурж.-реформистскими взглядами, и Р. «слева», подменяющий их мелкобуржуазными, анархистскими, волюнтаристскими установками. По своему происхождению Р. - результат бурж. и мелкобурж. воздействия на революц. рабочее движение, а по классовой природе - одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Оп отражает обществ. положение этих двойственных по своей природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем движении. Методологич. основу Р. составляют эклектич. смесь субъективизма, догматизма, механистич. материализма, а также схематизм и односторонность.
Р. возник в кон. 70-х гг. 19 в. в герм. С.-д. партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хехберг, Э. Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц. теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное письмо»), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с программой ревизии марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в социал-демократич. движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
В кон. 19 - нач. 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, пытались соединить науч. социализм с кантианством, берклианством и махизмом. Для них характерны отрицание диалектики и ее законов, замена борьбы противоположностей их примирением, эволюционизм и отрицание качеств. скачков. В экономич. теории, ссылаясь на новые данные хоз. развития, они утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому расчеты на крушение капитализма не реальны, т. к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политич. области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и ее цели - свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират. право уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма. «"Конечная цель - ничто, движение - все", это крылатое словечко Бернштейна, - писал В. И. Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений» (ПСС, т. 17, с. 24). Постепенно усиливающееся влияние Р. в рядах европ. социал-демократич. партий и особенно в их руководстве привело к тому, что они в конце концов выродились из боевых рабочих орг-ций в социал-реформистекие партии. В период 1-й мировой войны подавляющее большинство лидеров европ. социал-демократии скатилось к социал-шовинизму.
В нач. 20 в. наряду с правым Р. в революц. рабочем движении проявил себя и Р. «слева», к-рый в то время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и к-рый, как отмечал Ленин, «... тоже приспособляется к марксизму, "исправляя" его...» (там же, с. 25). Его методологич. основой были эклектика, софистика, волюнтаристское отрицание объективных законов.
Научно обоснованную, глубокую критику Р. дал Ленин. Обстоят. критика Р. содержится также в ряде работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. После Окт.революции 1917 в междунар. коммунистич. движении в 20-40-х гг. проявил себя правый (правый уклон в нек-рых компартиях) и «левый» («левый коммунизм») Р. Весьма массированная попытка ревизовать марксизмленинизм была предпринята внутри коммунистич. движения в 50-х гг., когда XX съезд КПСС (1956) взял курс на исправление ошибок, связанных с культом личности. В коммунистич. движении появляются концепции, к-рые под флагом «критич. анализа» прошлого пытались перечеркнуть все завоевания социализма, стремились столкнуть революц. рабочее движение на социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла ревизионистская группа И. Надя - Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюц. мятежу в 1956.
Междунар. коммунистич. движение в 1957 осудило правый Р. как главную опасность, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.
На протяжении 60-70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя Р. «слева». Особенно широко леворевизионистскую идеологию использует троцкизм - мелкобурж. антикоммунистическое антисоветское учение.
С праворевизионистских позиций в кон. 60-х - нач. 70-х гг. выступали О. Шик, Н. Свитак и др. (Чехословакия), Р. Гароди (Франция), Э. Фишер, Ф. Марек (Австрия). Совр. правый Р. в методологич. плане выступает против марксистско-ленинского учения по всей линии. Сохраняя историч. преемственность с предшествующим, совр. Р. имеет свои особенности: он отрицает междунар. значение ленинизма, наличие общих закономерностей перехода от капитализма к социализму, отвергает опыт реального социализма, для Р. характерен усиливающийся антисоветизм и национализм. В спекуляциях совр. Р. широко используются трудности и ошибки коммунистич. движения, проблемы демократии, прав и свобод человека.
Р. стоит на позициях реформирования капитализма, утверждая, что совр. науч.-технич. революция полностью преобразует структуру общества, «размывает» классовые антагонизмы. Это приводит якобы к гуманистич. перерождению капитализма, интеграции рабочего класса в капиталистич. систему, к утрате им своих революц. традиций и ведущей роли, к-рая переходит к интеллигенции. Правый Р. утверждает, что произошла «стагнация завоеваний социализма», выдвигает требование его «гуманизации», установления «социализма с человеч. лицом». Реальное выражение подобные лозунги получили в призывах к ослаблению гос. руководства экономикой, допущению «свободной игры политич. сил», «чередования партий у власти», т. е. возврату на деле к бурж. демократии. Правый Р. ратует за многообразие принципиально отличающихся «моделей социализма», за плюрализм марксизма.
Раскрывая гносеологич. и социальные корни различных ревизионистских концепций, их политич. направленность и теоретич. несостоятельность, марксизм вместе с тем подчеркивает, что в их основе лежат действит. обществ. и науч. проблемы, на ложной трактовке к-рых паразитирует Р.
Источник: Советский философский словарь
РЕВИЗИОНИЗМ
от лат. revisio – пересмотр) – антинауч. метод пересмотра положений марксизма; оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории. Р. возник в конце 70-х гг. 19 в. в герм. с.-д. партии, уже вставшей на позиции марксизма. Хехберг, Бернштейн и Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц. теории. Маркс и Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Окончательно Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с наиболее цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в с.-д. движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. странах, где на оппортунистич. позиции скатились Каутский, Бауэр, Вандервельде, Шейдеман, Легин, Мартов, Богданов и др. Р. конца 19 – нач. 20 вв. выступил с пересмотром всех сторон учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, ссылаясь на достижения новейшего естествознания, они объявляли диалектику "ловушкой", заменяли материализм кантианством, берклеанством и махизмом. В экономич. теории, ссылаясь на "новые данные хозяйств. развития", они утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве не происходит вовсе, будто тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, что расчеты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политич. области, апеллируя к новым явлениям социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и ее цели, они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират. право уничтожают почву для классовой борьбы. "„Конечная цель – ничто, движение – все“, это крылатое словечко Бернштейна, – писал Ленин, – выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений" (Соч., т. 15, с. 23). Решит. критику ревизионизма дал Ленин. Обстоят. критика Р. содержится также в ряде работ Плеханова, Люксембург, К. Либкнехта, Меринга, Цеткин и др. представителей революц. марксистской мысли. После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного укоренением оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую часть, и левую, революц. часть, развившуюся в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. Поскольку с возникновением и распространением ленинизма внутри коммунистич. движения господствующей идеологией становится марксизм-ленинизм, Р. пытается в 20–40-е гг. и позже пересматривать уже эту теорию. Наиболее массированную попытку ревизовать марксизм-ленинизм предприняли оппортунисты внутри коммунистич. движения в 50–60-е гг. Спекулируя на новых послевоен. явлениях и процессах, не получивших еще науч. марксистского объяснения, воспользовавшись трудностями коммунистич. движения, связанными с преодолением последствий культа личности, в конце 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революц. рабочее движение на социал-реформистский путь. С ревизионистских позиций в 50-х гг. выступали А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др. Особенно крупную вылазку предприняла ревизионистская группа Надя – Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюции 1956. Р. 50-х гг. пытался подвергнуть радикальному пересмотру все три составные части марксизма-ленинизма. В области философии оппортунисты ревизовали марксистский материализм, утверждали, будто неореализм, позитивизм, операционализм, семантич. философия сближаются с материализмом, что само противопоставление материализма идеализму изжило себя, что необходимо "обогатить" диалектич. материализм экзенстенциалистским учением о человеке, интуитивистской теорией познания, позитивистским пониманием законов диалектики как гипотетических, не поддающихся "верификации". В социально-экономич. области ревизионисты стремились сочетать марксизм-ленинизм с каутскианством и кейнсианством, с различными концепциями "этич.", "демократич.", "антропологич." социализма, распространяли теорию "трансформации капитализма в социализм", отстаивали лозунги "интегральной демократии", "нац. коммунизма", "идеологич. умиротворения". Особенно широкому пересмотру подвергались политич. аспекты марксистско-ленинской теории. "Современный ревизионизм, – говорилось в Декларации 1957, – пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль рабочего класса и марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Междунар. коммунистич. движение в Декларации 1957 и Заявлении 1960 осудило Р. как гл. опасность в своих рядах, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р. Рассматривая Р. как идеологич. явление, следует видеть его специфику, гносеологич. и классовые корни. Будучи одной из форм теоретич. обоснования оппортунизма внутри революц. марксистского движения, Р. имеет специфич. черты: он сохраняет формальную связь с революц. теорией, выдавая себя за "творч. марксизм"; возникает в результате ненаучного, выгодного буржуазии пересмотра положений марксизма; как правило, Р. прикрывается принципом "свободы критики", выступает под флагом антидогматизма и получает наибольшее распространение во время существ. поворотов рабочего движения. Поскольку Р. является теоретич. обоснованием оппортунизма, имеющего две гл. формы – правый и левый оппортунизм, постольку сам Р. тоже бывает "Р. справа", когда ревизуемые положения марксизма заменяются бурж.-реформистскими взглядами, и "Р. слева", когда пересматриваемые положения заменяются анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. Ленин подчеркивал важность теоретич. анализа как "Р. слева", обрисовавшегося тогда в романских странах, так и "Р. справа", широко распространившегося в ряде др. европ. стран (см. Соч., т. 15, с. 24). Общая противоположность того и другого Р. революц. марксизму не отменяет их собств. коллизий; это особенно заметно в последнее время: концепции правооппортунистич. Р. конца 50-х гг. находятся в остром конфликте с теми идеями "Р. слева", к-рые наряду с догматизмом и сектантством нашли применение в левом оппортунизме 60-х гг. В гносеологич. отношении необходимо различать теоретико-познават. корни Р. в целом и той или иной его концепции. Взятый в целом, Р. паразитирует на относит. характере марксистских знаний. Как и любая наука, марксизм не может дать исчерпывающе абсолютное знание об изменяющейся действительности. В ходе обществ. развития отд. положения марксистской теории, ранее правильно отражавшие действительность, устаревают, вступают в противоречие с изменившейся действительностью. Это требует не просто дополнения имеющихся выводов новыми, но и известной переоценки прежних формулировок, пересмотра имеющихся знаний с целью освобождения их от устаревших положений и формул. В подобном пересмотре нет ничего ревизионистского. Спекулируя на необходимости такой переоценки устаревших положений теории, Р. в гносеологич. отношении представляет собой результат субъективистской ревизии марксизма в отрыве и противоречии с действительностью, ибо им подвергаются пересмотру не устаревшие выводы, а сохраняющие свою правильность принципы марксизма. Однако не всякая ошибка и односторонность, не любой просчет и субъективизм, допущенные при пересмотре тех или иных марксистских положений, приводят к Р. Будучи продуктом классового общества, Р. выступает как социально обусловленное извращение марксистской теории. В классовом отношении имеется известная разница между классовой природой и социальной функцией Р., между тем, чьи позиции он отражает, и том, кому он служит. Если по своему классовому происхождению Р. – результат мелкобурж. и бурж. воздействия на революц. рабочее движение, то по своей классовой природе Р. – идеология мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает обществ. положение этих двойственных по своей природе, колеблющихся по своим устремлениям социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем движении. Р. как идейно-политич. течение охватывает по своему содержанию различные области обществ. науки: философию, политич. экономию, теорию науч. коммунизма, историю философии, этику, эстетику и др. Поэтому критич. анализ ревизионистских концепций – задача различных наук. Марксистская философия анализирует филос. аспекты Р. Этот анализ предполагает: во-первых, изучение филос. концепций Р., сознательно отстаиваемых и пропагандируемых ревизионистами и представляющих собой филос. Р.; во-вторых, рассмотрение методологии, к-рая присуща ревизионистскому способу мышления, независимо от того, осознается она или нет самими ревизионистами, и к-рая составляет философско-методологич. основы ревизионизма; в-третьих, раскрытие теоретикопознават. истоков, гносеологич. корней отд. ревизионистских концепций. Филос. Р. – это отнюдь не единое раз навсегда избранное филос. миропонимание, а исторически изменяющаяся эклектич. сумма различных филос. концепций. В конце 19 – нач. 20 в. часть ревизионистов проповедовала кантианство (Бернштейн, Шмидт), другая часть – подправленный махизм (Богданов, Базаров), третья – смесь неокантианства с вульгарным материализмом (Каутский) и т.д. В ревизионистских теориях 50-х гг. можно обнаружить влияние экзистенциализма (Блох), позитивизма (Бламберг), неокантианства (Лефевр) и т.д. Представители Р. предлагали, в частности, дополнить философию Маркса фейербаховским антропологизмом и гегелевской систематикой, сделать ее предметом познания имманентного материи "тотума" (Блох), рекомендовали поставить в центр проблему отчуждения (Лефевр), советовали разрабатывать философию, имеющую не мировоззренческую, а моральную функцию (Колаковский). Характерно и то, что в прошлом ревизионисты прямо отвергали диалектич. материализм и призывали признать "философией марксизма" те или другие модные в то время бурж. филос. концепции; теперь диалектич. материализм признается философией марксизма, но он истолковывается Р. таким образом, что в конечном итоге оказывается замененным тем или иным бурж. филос. учением, а нек-рые ревизионисты вместо диалектич. материализма выдвигают т.н. "натуралистич. гуманизм" и вместо историч. материализма – "историч. гуманизм". Методологич. основы Р. – это определ. устойчивый субъективизм, лежащий в теоретич. фундаменте всех его концепций и выражающийся в эклектике и софистике (см. тамже, т. 28, с. 213). Здесь находит свое выражение устойчивая, классово обусловленная черта всего Р., связанная и с его социальной функцией, что ведет в теории, в философии к попыткам совместить пролет. философию с буржуазной, материализм с идеализмом. Так, в филос. воззрениях Базарова и Богданова налицо сочетание материализма с субъективным идеализмом, материалистич. тезиса о взаимодействии субъекта и объекта с авенариусовской "принципиальной координацией Я и не – я"; в философии Блоха идеалистич. телеология совмещается с тезисом о материальности мира и т.п. Для обоснования своих взглядов ревизионисты широко используют софистику. Эклектизм и софистика вполне соответствуют практич. целям Р. "При подделке марксизма под оппортунизм, – писал Ленин, – подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (там же, т. 25, с. 372). Гносеологич. корни отд. ревизионистских концепций представляют собой те стороны, черточки, грани в познании действительности, из абсолютизации к-рых вырастает данная концепция. Так, если ревизионистская концепция "национального коммунизма" (Надь) вырастает из преувеличения нац. особенностей социалистич. строительства, то идея "интегральной демократии" (Колаковский) – продукт абсолютизации и интегрирования общих и сходных черт пролет. и бурж. демократии, а "антропологическая марксистская философия" (Блох) – следствие раздувания общечеловеч. проблем в философии, результат подмены социально-классового индивида абстрактным человеком. Междунар. революц. рабочее движение ведет решит. борьбу против филос. Р., против ревизионизма справа и слева, пытающегося идеологически разоружить рабочий класс, привить ему реформистские или анархистские взгляды. Коммунистич. партии, философы-марксисты вскрыли теоретич. несостоятельность и политич. вред Р. вообще, филос. Р. в частности. В результате идейной борьбы и организац. мер влияние правооппортунистич. Р. за последние годы резко упало, а его наиболее активные поборники оказались вне рядов коммунистич. движения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Браке и др. ("Циркулярное письмо") от [17–18 сент. 1879 г.], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 16; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21, его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Против совр. Р., М., 1958; Бутенко А. П., Осн. черты совр. Р., М., 1959; Бутенко А. П. [и др.], Против совр. Р. в философии и социологии, М., 1960; За чистоту марксизма-ленинизма, М., 1964. А. Бутенко. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.