(р. 10.10.1959) — спец. по этике, филос. образования, д. филос. н., проф. В 1983 г. окончила филос. ф-т МГУ. Канд. дисс. — «Теология как форма духовного производства в современном об-ве (на материале американского протестантизма)» (1987). Докт. дисс. — «Онтология игры» (1999). Преподавала в Елецком гос. пед. ин-те, затем в Моск. пед. гос. ун-те, с 2004 — проф. кафедры филос. естеств. ф-тов филос. ф-та МГУ. Суть предложенной ею концепции игры заключается в признании игры способом бытия субъекта, объективирующимся через свобод ную (предполагающую принципиальное отсутствие принудительной мотивации), самонацеленную деятельность, осуществляемую в границах определ. правил или принципов, характеризующуюся временностью, условностью, наличием субъекта (игрока), предмета (играемого) и средства. Игра предполагает сознательное удвоение мира, при к-ром сама выступает бытием второго плана, существующим по принципу дополнительности в отношении к «настоящему», отличается эмоциональной насыщенностью и наличием фантазийного компонента. Мотивационными основаниями игры выступают интерес и стремление к удовольствию. Игра осуществляется в жизненном мире человека в трех уровнях — эмп., экзист. и коммуникативном. Она предполагает наличие границ, определяющих ее качественное своеобразие и несводимость к иным феноменам, нерастворенность в них (игра — не есть культура, образ жизни и т. п.), равно как и нерастворенность иных феноменов в игре (музыка, поэзия, политика и т. д. не есть игра). Р. является одним из инициаторов рос. движения «Философия — Детям», нацеленного на объединение и оптимизацию усилий философов, педагогов, психологов и т. д., по созданию и распространению в России образовательно-воспитательных программ по философии для детей и подростков.
Соч.: Веселая мудрость: Философские игры для детей и взрослых: Размышления и опыт. М., 1994; Игра как она есть, или Онтология игры. М.; Липецк, 1997; Этика Игры. М., 1998; Философия игры. М., 2002 (2-е изд. - 2005,3-е изд. - 2007); «Школа Сократа»: Философские игры: Учебное пособие. М., 2003.
РЕТЮНСКИХ Лариса Тимофеевна
РЕТЮНСКИХ Лариса Тимофеевна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009
РЕТЮНСКИХ Лариса Тимофеевна
Родилась 10 октября 1959 г. Окончила философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1983). В 1987г. защитила кандидатскую диссертацию «Теология как форма духовного производства в современном обществе (на материале американского протестантизма)», в 1999г. - докторскую диссертацию «Онтология игры». Преподавала в Елецком государственном педагогическом институте, Московском педагогическом государственном университете, с 2004 г. – профессор кафедры философии естественных факультетов философского ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова. Автор оригинальной концепции игры, суть которой заключается в признании игры способом бытия субъекта, объективирующимся через свободную (предполагающую принципиальное отсутствие принудительной мотивации), самонацеленную деятельность, осуществляемую в границах определенных правил или принципов, характеризующуюся временностью, условностью, наличием субъекта (игрока), предмета (играемого) и средства (игрушки). Игра осуществляется в жизненном мире человека в трех уровнях – эмпирическом, экзистенциальном и коммуникативном. Бытийная подлинность игры проявляется в ее «человечности», игра имеет место тогда, когда ее существование переживается, осмысливается и воспринимается, познается и признается субъектом как игровое. Вводимое ею понятие игроизации означает присутствие игровых компонентов в других бытийных феноменах. Р. – инициатор и лидер российского движения «Философия – Детям», нацеленного на объединение и оптимизацию усилий философов, педагогов, психологов и т.д., по созданию распространению в России образовательновоспитательных программ по философии для детей и подростков; автором программ и учебных пособий по философии для младших школьником,. уникальной методики «Философских игр для детей и взрослых», реализующейся с 1992 года в Центральном Доме Работников Искусств, членом международного совета по философии с детьми, признанным в мире специалистом в этой области, участником десятков международных конференций, конгрессов и симпозиумов, организатором регулярной конференции в Москве «Философия – Детям». Девизом движения она выбрала изречение Эпикура о том, что никто не бывает слишком молод и слишком стар доля занятий философией, ибо никто бывает слишком молод и слишком стар для здоровья души.
Основные публикации Путешествие в лабиринтах мудрости. Философия для младших школьников Учебное пособие. М., 2012; В Поисках мудрости. Философия для младших школьников. Книга для чтения. М., 2008; Школа Сократа»: Философские игры. М., 2003; Философия игры. М., 2002, 2005, 2007, Этика Игры. М., 1998, Игра как она есть или ОНТОЛОГИЯ ИГРЫ. М., 1997, Веселая мудрость. Философские игры для детей и взрослых. Размышления и опыт. М., 1994; Russian Realities of P4C”// Thinking Montclair State University. USA Vol.20, N 3&4; Philosophy of Play and Play Philosophy// FARHANG, Quarterly Journal of Humanities and Cultural Studies Vol. 22 N 69,2009, p/237-243 языки – английский, фарси.
Основные публикации Путешествие в лабиринтах мудрости. Философия для младших школьников Учебное пособие. М., 2012; В Поисках мудрости. Философия для младших школьников. Книга для чтения. М., 2008; Школа Сократа»: Философские игры. М., 2003; Философия игры. М., 2002, 2005, 2007, Этика Игры. М., 1998, Игра как она есть или ОНТОЛОГИЯ ИГРЫ. М., 1997, Веселая мудрость. Философские игры для детей и взрослых. Размышления и опыт. М., 1994; Russian Realities of P4C”// Thinking Montclair State University. USA Vol.20, N 3&4; Philosophy of Play and Play Philosophy// FARHANG, Quarterly Journal of Humanities and Cultural Studies Vol. 22 N 69,2009, p/237-243 языки – английский, фарси.
Источник: Философы современной России. 2015 г.