РЕСУРСЫ НАУКИ

Найдено 1 определение
РЕСУРСЫ НАУКИ
показатели кадрового потенциала, материально-технической базы и информационных ресурсов науки, а также данные о финансировании.
Показатели кадрового потенциала – персонал, занятый научными исследованиями и разработками — совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок. Они учитываются как списочный состав работников организаций, выполняющих научные исследования и разработки – научных и др. (вузов, промышленных предприятий). В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого НИР, выделяются четыре категории работников: 1) исследователи, 2) техники, 3) вспомогательный и 4) прочий персонал.
В условиях современной экономики кадры науки (как составная часть совокупной рабочей силы) становятся субъектом рынка труда, причем возрастает спрос именно на высококвалифицированные кадры. И наука стала мощным поставщиком кадров в сферу бизнеса. Это плохо для науки, но хорошо для общества, потому что такие кадры усиливают перспективы развития экономики, основанной на знаниях (knowledge-basedeconomy). В этой связи особую актуальность приобретает задача изучения не только персонала, занятого научными исследованиями и разработками, но и научно-технических кадров в целом.
Понятие научно-технические кадры – это совокупность всех лиц, проживающих в стране и имеющих законченное образование третьей ступени (по Международной стандартной классификации образования) в области науки и техники, либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. У нас – это лица, обладающие необходимой квалификацией для работы в качестве исследователей или техников, имеющие высшее или среднее специальное образование, либо имеющие необходимый для этого профессиональный опыт. В соответствии с «Канберрским руководством» научно-технические кадры учитываются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, категориям занятости (включая безработных и не занятых в экономике), отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному происхождению. Кроме того, рассматриваются их приток (по источникам, включая пополнение за счет выпускников учебных заведений) и отток (по направлениям, в том числе за рубеж). Статистическое наблюдение успешно сочетается здесь с социологическими исследованиями ценностных ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации трудовой деятельности, социального статуса.
Вторая ресурсная группа – показатели материально-технической базы науки. Это — комплекс средств и предметов труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-вещественной форме. Она включает основные и оборотные средства.
Статистика материально-технической базы науки в республике по своим методологическим достижениям и практическим результатам имеют устоявшиеся традиции. Там ее изучение ограничивается лишь оценкой затрат на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий и сооружений, приобретение оборудования в составе капитальных затрат; а более детальные показатели имеются лишь в редких случаях по университетам и колледжам.
Наряду с традиционными задачами изучения объема, структуры и динамики основных и оборотных средств, серьезного внимания заслуживает исследование состояния их материально-технической базы, прежде всего технического уровня оборудования. Другим показателем качества технического оборудования является коэффициент обновленияосновных фондов. Обобщающей характеристикой обеспеченности научных организаций основными фондами служит показатель фондовооруженности труда. Особый интерес для анализа представляют оценки вооруженности ученых приборами и вычислительной техникой. Так, выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе.
Разрабатываются и другие показатели: состав технических средств с детальной классификацией научного оборудования и приборов, возрастная структура и технический уровень оборудования; наличие и использование технических средств, в том числе импортного и дорогостоящего оборудования; обеспеченность научных организаций зданиями, включая наличие собственных зданий, специально спроектированных и построенных под конкретные научные коллективы.
Важной задачей является также изучение опытно-экспериментальной базы науки – для характеристики способности науки к обеспечению непрерывности инновационного процесса. Обобщающим показателем использования опытной базы науки по ее основному назначению (т.е. в целях научных исследований и разработок) является удельный вес опытных, экспериментальных работ в общем объеме работ опытных производств (опытные производства научных организаций могут осуществлять и массовый выпуск продукции).
Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов или отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.
Третья ресурсная группа – показателифинансирования науки.
Одной из основных задач научно-технической политики является стимулирование спроса на научные исследования и формирование тем самым альтернативных федеральному бюджету источников финансирования науки. Ключевым показателем «финансовой группы» являютсявнутренние затратынанаучныеисследованияи разработки, т.е. выполненные собственными силами независимо от источника финансирования. В качестве обобщающего показателя масштабов научных исследований и разработок на национальном уровне выступают валовые внутренниезатраты на их выполнение на территории страны в течение года (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) – в абсолютном выражении, в процентах к валовому внутреннему продукту и в расчете на одного исследователя. Принципиальное значение имеет изучение распределения затрат по видам работ (фундаментальные, прикладные исследования, разработки) и областям науки (естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные). Такая информация необходима для анализа финансового обеспечения отдельных стадий научно-инновационного цикла, оценки состояния и перспектив развития отдельных наук, принятия решений о выделении средств по конкретным направлениям.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

Информационные ресурсы для аграрной науки

Тимошкина Е. Н.
Читать PDF

Электронные ресурсы для науки и образования

Рочева Наталья Юрьевна
Читать PDF

Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки

Артюхин М. И., Мееровская О. А.
Приведен зарубежный опыт в области сотрудничества с научной диаспорой. Охарактеризованы проблемы интеграции интеллектуального потенциала белорусской научной диаспоры в развитие страны.
Читать PDF

Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки

Артюхин Михаил, Орлов Леонид, Мееровская Ольга
Многими государствами разработаны и реализуются на практике программы и действенные механизмы мобилизации интеллектуального потенциала зарубежной научной диаспоры для экономического и научного развития страны-метрополии.
Читать PDF

Социология науки как ресурс развития современной исторической эпистемологии

Трубникова Наталья Валерьевна
Статья посвящена проблемам развития современной социологии науки и способам теоретического инструментария, относящегося к данной исследовательской традиции, к проблематике современной исторической науки.
Читать PDF

«Динамика науки» и «Культурные ресурсы» научного сообщества: от объективного знания к знанию - метаф

Макаренко Н И.
Читать PDF

2017.01.007. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ВЕБ-РЕСУРСЫ: ОТ "СКРЫТНОГО" К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ "БОЛ

Ализаде А.А.