РЕРИХ Юрий Николаевич
РЕРИХ Юрий Николаевич
(1902–1960) — русский буддолог, тибетолог, этнограф Центральной Азии, искусствовед, автор множества трудов и переводов с тибетского на английский язык, в том числе знаменитых «Голубых анналов» (или «Синей летописи») Шоннубала (1946 г.). С 1917 по 1957 гг. учится и трудится за рубежом, вместе с отцом — Н.К. Рерихом — совершает центральноазиатские экспедиции. Вернувшись в 1957 г. в Россию, возрождает изучение буддизма и языков буддийских стран, восстанавливает серию Библиотеки Буддика. Его ученики (Т.Я. Елизаренкова, Ю.М. Парфионович, В.Н. Топоров, Г.М. БонгардЛевин и др.) стали крупнейшими учёными России.
РЕРИХ Юрий Николаевич
1902—1960) выдающийся рус. и сов. востоковед, член Королевского Азиатского об-ва в Лондоне, Азиатского об-ва Бенгалии, Парижского Географического об-ва, Археологического и Этнографического об-в Америки и др. В 1957—60 заведовал Сектором истории религии и философии Индии в Ин-те востоковедения АН СССР. С его именем связано развитие ряда областей совр. ориенталистики. Он — признанный авторитет в исследованиях по буддизму и соприкасающимся с ним направлениям в индологии, монголоведении, тибетологии. Пробыв с нач. 1917 по 1957 за пределами России, Р. по возвращении в СССР сыграл существ. роль в восстановлении и дальнейшем развитии отечеств. школы «классической индологии», в т. ч. и буддологии; создал коллектив ученых-индологов и тибетологов в Ин-те востоковедения, способствовал формированию тибетологич. школы в Бурятии, возобновил издание Библиотеки Буддика, став ее редактором. Работал в составе центральноазиатских экспедиций своего отца — художника Н. К. Рериха. В 1925 выходит в свет его первая монография — «Тибетская живопись». Капитальным трудом является перевод трактата «Дебтер Онбо» («Голубые Анналы», 1946) тиб. ср.-век. автора Гойлоцзавы, без использования к-рого немыслима работа по истории Тибета, школ и направлений тиб. буддизма. В Библиотеке Буддика под его редакцией выходит перевод Дхаммапады, классич. будд. источника. Работы Р. имеют перспективный характер, открывают большие возможности для дальнейших исследований. Е. Д. Огнева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь