РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
Репрезентативность
(от франц. – показательный, характерный) – свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности. Это представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающую эту часть целое. Понятие репрезентативности широко используется в практике эмпирических исследований в рамках т. наз. эмпирического метода, когда исследование целого (генеральной совокупности) сводится к обследованию части (выборки или выборочной совокупности) с последующим распространением результатов обследования на генеральную совокупность.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
от франц. representatif - показательный, характерный), представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое. Понятие Р. широко используется в практике эмпирич. исследований в рамках т. н. выборочного метода, когда обследование целого (генеральной совокупности) сводится к обследованию части (выборки или выборочной совокупности) с последующим распространением результатов обследования выборки на генеральную совокупность. Здесь Р. выступает как понятие формальное и выражается обычно через величину и границы интервала (называемого доверит. интервалом), в к-ром с заданной степенью достоверности (или, как говорят, с заданной доверит. вероятностью) может оказаться определ. числовая характеристика генеральной совокупности. Величина и границы доверит. интервала поддаются расчету и зависят от объема генеральной совокупности, объема выборки, способа отбора, задаваемой априори степени достоверности (доверит.вероятности), способа расчета обследуемой характеристики и ее значения для выборочной совокупности. Изучением подобных зависимостей занимается формальная теория Р., разрабатываемая в рамках одного из разделов математич. статистики - теории выборочного метода.
Источник: Советский философский словарь
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
от франц. representatif – представляющий собой что-либо) – свойство выборочной совокупности, к-рое позволяет с нек-рой ошибкой – наперед заданной или вычисленной на материалах фактич. выборки – отождествлять распределение изучаемого признака в выборке с распределением этого признака в генеральной совокупности. Р. есть представительность выборки по отношению к генеральной совокупности по нек-рым заданным конкретным признакам. Р. зависит от субъективных и от объективных факторов. Так, соответствие метода отбора целям исследования, строгость соблюдения процедуры отбора, правильность метода сбора информации, влияющие на Р., не достигаются никакими формальными средствами и полностью зависят от добросовестности и подготовленности исследователей. Особенно велика опасность субъективных ошибок при социологич. исследованиях, в к-рых выборочные данные получаются путем опроса. Объективные ошибки связаны с выборочным характером исследования (ошибки выборки). Эти ошибки поддаются формальному расчету и зависят от колеблемости изучаемого признака, объема выборки, способа отбора, характера генеральной совокупности. Методы вычисления ошибок развиты соответствующими разделами математич. статистики. Ошибки выборки либо могут задаваться до проведения обследования с целью определения объема выборки, гарантирующего ошибки, не превосходящие заданных, либо могут рассчитываться по результатам обследования для определения обоснованности их распространения на генеральную совокупность. Лит.: Романовский В. И., Элементарный курс математич. статистики, 2 изд., М.–Л., 1939; Крамер Г., Математич. методы статистики, пер. с англ., М., 1948; Миллс Ф., Статистич. методы, пер. с англ., М., 1958; Ван-дер-Варден Б. Л., Математич. статистика, пер. с нем., М., 1960; Юл Дж. Э., Кендэл М. Дж., Теория статистики, пер. с англ., 14 изд., М., 1960.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.