РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ
Источник: Атеистический словарь
фр. философ, филолог и историк религии. Известен гл. обр. работами по истории христианства (“Жизнь Иисуса”, 1863;“История происхождения христианства”, 1863—83; и др.). Склоняясь к позитивизму, Р. отрицал значение философии как самостоятельной науки: “Философия — это приправа, без которой все блюда кажутся безвкусными, но которая сама по себе не годится для пищи”. По Р., цель развития мироздания, совершающегося по естественным законам,— бог, означавший у него господство разумного начала в мире. Воплощением такого начала выступает совершенный, гениальный человек. Остальная масса, по Р., является лишь необходимым условием существования избранных. Р. был противником демократии, крайне отрицательно относился к Парижской коммуне.
Источник: Философский энциклопедический словарь
род. 27 февр. 1823, Трегье, Бретань - ум. 2 окт. 1892, Париж) - франц. ориенталист и философ, профессор в Коллеж де Франс, позитивист с идеалистическим уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и считал невозможной метафизику. Цель мира - создание более совершенного человека, цель развития - осуществление Бога. Взгляды Ренана изложены в его "La vie de Jesus". На рус. яз. см.: Ренан Э. Собр. соч., т. 1-12, 1902, а его работы "Histoire des origines du christianisme" и "Histoire du peuple d&Israel" могут рассматриваться как продолжение и введение к "Жизни Иисуса". Осн. произв. (кроме указанных): "Averroes et L&Averroisme", 1852; "Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques", 1855; "Etudes d&histoire religieuse", 1857; "Souvenirs d&enfance et de jeunesse", 1833.
Источник: Философский энциклопедический словарь
французский писатель и философ (Трегье, 1823 — Париж, 1892). Сын капитана дальнего плавания, он хотел стать священником, но постепенно пристрастие к немецкой философии оторвало его от католической веры. В 1848 г. получает степень агреже по философии, в 1852 г. защищает докторскую диссертацию на тему «Аверроэс и авер-роизм». Затем уезжает в Сирию в составе археологической экспедиции; по возвращении привозит оттуда рукопись «Жизни Иисуса», первый том «Истории истоков христианства». В 1862 г. он уже профессор древнееврейского языка в Коллеж де Франс. Но первый же его урок вызывает сумятицу среди его учеников, ведь новый учитель говорил о Христе, как о «выдающемся человеке». В наши дни произведениям Ренана уделяют слишком мало внимания. Ален, как и Сент-Бев, ставит его в число «старожил от литературы». В действительности его творчество весьма разнообразно и чрезвычайно интересно: «История истоков христианства» (7 томов, 1863-1881), «Морально-критические очерки» (1859), «Философские фрагменты и диалоги» (1876) — соединяют в себе научную точность с высоко художестЁенным стилем. Ренан был одновременно мыслителем и художником, полной противоположностью сухого доктринера.
Источник: Философский словарь
27.2.1823, Трегье, КотдюНор -2.10.1892, Париж), франц. философ, писатель, историк религии, филологвостоковед. В 1845 под влиянием тюбингенской школы отказался от духовной карьеры и приступил к созданию истории религ. верований. В первом науч. труде «Сравнит. история семитич. языков» («Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques», 1855) P. использовал достижения филологии для изучения характера и истории древних народов. В последующих работах Р. стремился осуществить достоверную реконструкцию историч. прошлого на основании всей совокупности частных историч. свидетельств. Общая скептич. и агностич. позиция привела Р. к эклектич. позитивизму и произвольной интерпретации историч. материала. После путешествия по Сирии, Ливану и Палестине Р. написал «Жизнь Иисуса» (1863, рус. пер. 1906), где в лит. форме осуществил историзацию образа Христа в соответствии с принципами франц. деизма 18 в. и под влиянием работы Д. Штрауса «Жизнь Иисуса». Изображение Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником, макс. очищение евангельских легенд от сверхъестественного, сентиментальная идеализация осн. персонажей Нового завета характеризуют Р. как представителя историч. школы бурж. свободомыслия, а «Жизнь Иисуса» как «церковноисторический роман» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 469, 473). Признавая полезность религ. веры для поддержания основ существующего порядка, Р. пытался спасти от разрушит. критики осн. идеи и догматы христианства. Политич. идеалом Р. было элитарное общество с олигархия, правлением «мыслящей аристократии».
Источник: Советский философский словарь
Французский ученыйсемитолог и историк религий. Сын рыбака из Бретани. Получил католическое образование, готовился к духовной карьере в семинариях Исси и св.Сульпиция. Испытал влияние рационалистической философии и немецкой теологической критики, разочаровался в Церкви и в 1845 г. отошел от нее, отказавшись от рукоположения. Продолжал изучать философию и теологию, в 1852 г. получил докторскую степень. В скором времени стал широко известен как ученыйориенталист. В 186061 гг. участвовал в археологической экспедиции в Ливан и Палестину, где написал знаменитую "Жизнь Иисуса" (1863) и первый том семитомной "Истории происхождения христианства". С 1862г. преподавал древнееврейский язык в КоллеждеФранс, через два года был уволен в связи со скандалом вокруг его имени, но в 1870 г. восстановлен в должности и в 1884 г. занял в КоллеждеФранс административный пост. Лекции Ренана пользовались широкой известностью; он написал пятитомную "Историю израильского народа" (188793), был избран членом Французской академии. Внеся немалый вклад в семитскую филологию, Ренан в своих исторических, экзегетических и литературных трудах показал себя всетаки дилетантом.
Славу Ренану принесла, прежде всего, "Жизнь Иисуса", в крой он предложил легендарную теорию происхождения христианства взамен мифологической теории Д.Ф. Штрауса. В представлении Ренана, Иисус притягательный, порывистый романтик, добрый галилеянин, проповедующий простую мораль и мечтающий основать утопическое братство народа Божьего на земле. Под влиянием Иоанна Крестителя Он стал религиозным революционером, принял на себя роль Мессии, боролся со злом в надежде построить Царство Божье и погиб в борьбе против ортодоксального иудаизма. Эта и другие работы Ренана проникнуты скептицизмом и рационализмом; в них отвергается сверхъестественое измерение жизни, божественность Христа и существование трансцендентного Бога. Ренан ни в коей мере не был оригинальным мыслителем, но тем не менее стал главным представителем французского либерализма той эпохи.
R.V. P1ERARD (пер. Ю.Т.)
Библиография: L.F. Mott,Ernest Renan; H.W.
Wardman, Ernest Renan: A Critical Biography; E. Lachenmann,SHERK, IX,48385; A.M. Malo, NCE, XII,375;C.T. McIntire.ATOCC, 836.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Renan), Жозеф Эрнест (27 февр. 1823 – 2 окт. 1892) – франц. философ, историк религии, семитолог, член Франц. академии (с 1879). Учился в духовных семинариях. Познакомившись в процессе богословских занятий с критикой Библии представителями тюбингенской школы, Р. в 1845 покинул семинарию и отказался от духовной карьеры. Задумав создать критич. историю раннего христианства, Р. осуществил свой замысел в "Истории происхождения христианства" ("Histoire des origines du christianisme", v. 1–8, P., 1863–83, в рус. пер. – "История первых веков христианства", т. 1–7, СПБ, [б. г.]), принесшей ему огромную известность во всей Европе. "Очищая" Новый завет от всего сверхъестественного, Р. изобразил Иисуса Христа лишь исторически существовавшим проповедником, что вызвало резкие нападки со стороны клерик. кругов, увидевших в Р. "эхо старого Вольтера". Считая, что искусство историка состоит в том, чтобы из полудостоверных частностей начертать достоверное целое и что в работу надо включать не только то, что было, но и то, "что вероятно могло быть", Р. допускал в своих соч. крайний субъективизм в оценках и произвольные реконструкции, причудливо переплетенные с исторически достоверными свидетельствами. Все это, при сентимент. идеализации осн. персонажа (Иисуса Христа) придавало историч. работам Р. характер не столько науч. исследования, сколько художеств. повествования, что и побудило критиков оценить его соч. как "церковно-исторический роман" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 469; см. также с. 473). Филос. воззрения Р. эклектичны. Будучи позитивистом, он считал, что развитие природы и общества детерминировано и следует объективным законам, не содержащим в себе ничего сверхъестественного. Но наряду с этим он говорил о некоей идеальной цели мирового процесса. Делая своей исходной позицией принцип "благожелательного скептицизма", Р. утверждал возможность одновременного приятия мыслителем всех филос. систем. "Время абсолютных систем прошло... Прежде каждый имел систему; он ею жил; он умирал за нее. Теперь мы последовательно проходим через все системы, или, что значительно лучше, постигаем их все одновременно" ("Dialogues et fragments philosophiques", P., 1876, p. VIII–IX). Признавая нравств. значение религии, Р. видел в ней целительную, утешающую иллюзию и рассматривал ее в целом как выражение нравств. и духовных особенностей народа. Соч.: Histoire g?n?rale et syst?me compar? des langues s?mitiques, P., 1855; Histoire du peuple d´Isra?l, t. 1–5, P., 1887–93; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–12, К., [1902]; История израильского народа, т. 1–2, СПБ, 1908–11. Лит.: Дрондое Г., Франц. позитивизм второй пол. XIX в. (Ипполит Тэн и Эрнест Жозеф Ренан), Л., 1962 (Автореф. дисс). М. Кубланов. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Главное дело жизни Ренана — многотомная «История происхождения христианства» (Histoire des origines du christianisme, I—VIII, 1863—1883; в рус. пер. История первых веков христианства, т. 1—7. СПб., б. г.). Первой в этом ряду публикацией была знаменитая книга «Жизнь Иисуса» (La vie de Jesus, 1863; рус. пер. в 1902), в которой Ренан, вслед за Д. Штраусом, «очищает» Новый Завет от всего чудесного, сверхъестественного и представляет Иисуса Христа как исторически существовавшего и наделенного особым даром проповедника. Ренан видит искусство историка в том, чтобы из полудостоверных источников восстановить достоверное целое, дополняя то, «что было», тем, «что вероятно могло быть», т. е. довольно субъективными оценками и реконструкциями. По этой причине исследования Ренана оценивались многими как «историческая беллетристика».
Свою методологию Ренан определял как «благожелательный скептицизм», в основе которого лежит убеждение, что время «абсолютных систем» прошло и ныне каждый мыслитель принимает одновременно множество самых разных философских систем или последовательно проходит через них. Помимо исследований в области семитической филологии и философских штудий он занимался также исламской философией и проблемой происхождения ислама. Но главными остались его работы по истории Израиля, библеистике и истории раннего христианства. Сочинения Ренана показывают переход от религиозно-теологического к историко-критическому рассмотрению документов, учений и истории христианства. В них выражается не только личность их автора, но также религиозная и культурная жизнь его эпохи.
Соч.: Собр. соч., т. 1—12. СПб., 1902; История первых веков христианства, т. 1—7. СПб., б. г. ; Апостол Павел. М., 1991 (репринт); Жизнь Иисуса. М., 1991 (репринт); МаркАврелий и конец античного мира. М., 1991 (репринт); Христианская церковь. М., 1991 (репринт); Histoire generale et systeme compare des langues semitiques. P., 1855; Dialogues et fragments philosophiques. P., 1876; Histoire du peuple dIsral, т. 1-5. P., 1887-93.
Лит.; BertheiotS. La pensee philosophique de Renan.— Revue de metaphysique et morale, 1923, N 30; Mon L. Ernest Renan. P., 1921; SoreiG. Le systeme historique de Renan, 4 ed. P., 1904-1906.
В. И. Гарадзка
Источник: Новая философская энциклопедия
Соч.: Собр.
Соч. Т. 1–12. Киев, 1902; История первых веков христианства. Т. 1–7. СПб., б/г.; Апостол Павел. М., 1991 (репринт); Жизнь Иисуса. М., 1991 (репринт); Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991 (репринт); Антихрист. М., 1991; Oeuvres complètes. V. 1–10. P., 1947–1961; Аверроэс и аверроизм. М., 2010. Лит.: Годлевский, С.Р. Ренан. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1893; Франс, А. Эрнест Ренан. СПб., 1903; Козлов, С.Л. Эрнест Ренан: Филология как идеология. М., 2012; Pommier, J. La pensée religieuse d’Ernest Renan. P., 1925; Dussaud, R. L’Oeuvre scientifique de Renan. P., 1951; Gore, R. L’idée de progrès dans la pensée de Renan. P., 1970; Retat, L. Religion et imagination religieuse. P., 1977. M.M. Федорова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.