РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕНАН Жозеф Эрнест
1823-1892) - франц. писатель, историк и филолог-востоковед. В трудах «История происхождения христианства» и «История израильского народа» критиковал Библию с позиций тюбингенской школы, высказывал предположение об историчности Христа.

Источник: Атеистический словарь

РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ

фр. философ, филолог и историк религии. Известен гл. обр. работами по истории христианства (“Жизнь Иисуса”, 1863;“История происхождения христианства”, 1863—83; и др.). Склоняясь к позитивизму, Р. отрицал значение философии как самостоятельной науки: “Философия — это приправа, без которой все блюда кажутся безвкусными, но которая сама по себе не годится для пищи”. По Р., цель развития мироздания, совершающегося по естественным законам,— бог, означавший у него господство разумного начала в мире. Воплощением такого начала выступает совершенный, гениальный человек. Остальная масса, по Р., является лишь необходимым условием существования избранных. Р. был противником демократии, крайне отрицательно относился к Парижской коммуне.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ

род. 27 февр. 1823, Трегье, Бретань - ум. 2 окт. 1892, Париж) - франц. ориенталист и философ, профессор в Коллеж де Франс, позитивист с идеалистическим уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и считал невозможной метафизику. Цель мира - создание более совершенного человека, цель развития - осуществление Бога. Взгляды Ренана изложены в его "La vie de Jesus". На рус. яз. см.: Ренан Э. Собр. соч., т. 1-12, 1902, а его работы "Histoire des origines du christianisme" и "Histoire du peuple d&Israel" могут рассматриваться как продолжение и введение к "Жизни Иисуса". Осн. произв. (кроме указанных): "Averroes et L&Averroisme", 1852; "Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques", 1855; "Etudes d&histoire religieuse", 1857; "Souvenirs d&enfance et de jeunesse", 1833.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕНАН Жозеф Эрнест
(Renan, 1823—1892) - франц. философ-идеалист, историк религии и семитолог. В изданной им в 1863 кн. «Жизнь Иисуса» Р. отрицал божественность Иисуса, изобразив его галилейским проповедником. Написанная в форме истор. романа книга Р. имела широкий резонанс во всей Европе. Католич. церковь начала травлю ее автора. Последующие соч. Р. - «История происхождения христианства», в 8 т., «История израильского народа» в 5 т., и др. - непосредствен] [о примыкали к «Жизни Иисуса» но своему содержанию и задачам. Они не представляли собой нового слова в пауке, т. к. Р. гл. о. популяризировал выводы тюбингенской школы. В религии, как и тюбингенцы, Р. пытался, отметая рассказы о «чудесах» и явные противоречия, «спасти то, что можно еще спасти» (Ф. Энгельс - см.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 473). Я. А. Ленцман

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Ренан, Эрнест Жозеф
1823 - 1892) - известный французский ученый и писатель, специалист по истории иудейства и христианства и знаток семитских языков. В 1856 г. был избран в члены Академии Надписей; в 1860 г. командирован в Сирию и затем назначен профессором еврейского, халдейского и сирийского языков в College de France. Перу Ренана принадлежит ряд сочинений, широко распространенных за пределами Франции. Его нашумевшая книга "Жизнь Иисуса" восстановила против него клерикальные круги Франции. В результате поднятой ими кампании он был вынужден временно оставить кафедру. В 1878 г. Ренан был избран в члены Французской Академии Наук. Кроме исторических и филологических работ, Ренаном написан ряд популярно-философских статей, в которых, наряду с преклонением перед успехами положительной науки, проявляется и весьма характерный для Ренана поверхностный скептицизм по отношению к основным вопросам миросозерцания. Как общественный и политический мыслитель, Ренан отличался глубоким недоверием к движению широких народных масс и считал наилучшей формой правления для Франции либеральную конституционную монархию. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ

французский писатель и философ (Трегье, 1823 — Париж, 1892). Сын капитана дальнего плавания, он хотел стать священником, но постепенно пристрастие к немецкой философии оторвало его от католической веры. В 1848 г. получает степень агреже по философии, в 1852 г. защищает докторскую диссертацию на тему «Аверроэс и авер-роизм». Затем уезжает в Сирию в составе археологической экспедиции; по возвращении привозит оттуда рукопись «Жизни Иисуса», первый том «Истории истоков христианства». В 1862 г. он уже профессор древнееврейского языка в Коллеж де Франс. Но первый же его урок вызывает сумятицу среди его учеников, ведь новый учитель говорил о Христе, как о «выдающемся человеке». В наши дни произведениям Ренана уделяют слишком мало внимания. Ален, как и Сент-Бев, ставит его в число «старожил от литературы». В действительности его творчество весьма разнообразно и чрезвычайно интересно: «История истоков христианства» (7 томов, 1863-1881), «Морально-критические очерки» (1859), «Философские фрагменты и диалоги» (1876) — соединяют в себе научную точность с высоко художестЁенным стилем. Ренан был одновременно мыслителем и художником, полной противоположностью сухого доктринера.

Источник: Философский словарь

РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ

27.2.1823, Трегье, КотдюНор -2.10.1892, Париж), франц. философ, писатель, историк религии, филологвостоковед. В 1845 под влиянием тюбингенской школы отказался от духов­ной карьеры и приступил к созданию истории религ. верований. В первом науч. труде «Сравнит. история семитич. языков» («Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques», 1855) P. использовал достиже­ния филологии для изучения характера и истории древ­них народов. В последующих работах Р. стремился осуществить достоверную реконструкцию историч. про­шлого на основании всей совокупности частных исто­рич. свидетельств. Общая скептич. и агностич. позиция привела Р. к эклектич. позитивизму и произвольной интерпретации историч. материала. После путешест­вия по Сирии, Ливану и Палестине Р. написал «Жизнь Иисуса» (1863, рус. пер. 1906), где в лит. форме осуще­ствил историзацию образа Христа в соответствии с принципами франц. деизма 18 в. и под влиянием работы Д. Штрауса «Жизнь Иисуса». Изображение Иисуса Христа исторически существовавшим про­поведником, макс. очищение евангельских легенд от сверхъестественного, сентиментальная идеализация осн. персонажей Нового завета характеризуют Р. как предста­вителя историч. школы бурж. свободомыслия, а «Жизнь Иисуса» как «церковноисторический роман» (см. Ф. Эн­гельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 469, 473). Признавая полезность религ. веры для поддер­жания основ существующего порядка, Р. пытался спасти от разрушит. критики осн. идеи и догматы хри­стианства. Политич. идеалом Р. было элитарное общество с олигархия, правлением «мыслящей аристокра­тии».

Источник: Советский философский словарь

Ренан, Жозеф Эрнест
(Renan, Joseph Ernest, 18231892).
Французский ученыйсемитолог и историк религий. Сын рыбака из Бретани. Получил католическое образование, готовился к духовной карьере в семинариях Исси и св.Сульпиция. Испытал влияние рационалистической философии и немецкой теологической критики, разочаровался в Церкви и в 1845 г. отошел от нее, отказавшись от рукоположения. Продолжал изучать философию и теологию, в 1852 г. получил докторскую степень. В скором времени стал широко известен как ученыйориенталист. В 186061 гг. участвовал в археологической экспедиции в Ливан и Палестину, где написал знаменитую "Жизнь Иисуса" (1863) и первый том семитомной "Истории происхождения христианства". С 1862г. преподавал древнееврейский язык в КоллеждеФранс, через два года был уволен в связи со скандалом вокруг его имени, но в 1870 г. восстановлен в должности и в 1884 г. занял в КоллеждеФранс административный пост. Лекции Ренана пользовались широкой известностью; он написал пятитомную "Историю израильского народа" (188793), был избран членом Французской академии. Внеся немалый вклад в семитскую филологию, Ренан в своих исторических, экзегетических и литературных трудах показал себя всетаки дилетантом.
Славу Ренану принесла, прежде всего, "Жизнь Иисуса", в крой он предложил легендарную теорию происхождения христианства взамен мифологической теории Д.Ф. Штрауса. В представлении Ренана, Иисус притягательный, порывистый романтик, добрый галилеянин, проповедующий простую мораль и мечтающий основать утопическое братство народа Божьего на земле. Под влиянием Иоанна Крестителя Он стал религиозным революционером, принял на себя роль Мессии, боролся со злом в надежде построить Царство Божье и погиб в борьбе против ортодоксального иудаизма. Эта и другие работы Ренана проникнуты скептицизмом и рационализмом; в них отвергается сверхъестественое измерение жизни, божественность Христа и существование трансцендентного Бога. Ренан ни в коей мере не был оригинальным мыслителем, но тем не менее стал главным представителем французского либерализма той эпохи.
R.V. P1ERARD (пер. Ю.Т.)
Библиография: L.F. Mott,Ernest Renan; H.W.
Wardman, Ernest Renan: A Critical Biography; E. Lachenmann,SHERK, IX,48385; A.M. Malo, NCE, XII,375;C.T. McIntire.ATOCC, 836.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

РЕНАН ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ

Renan), Жозеф Эрнест (27 февр. 1823 – 2 окт. 1892) – франц. философ, историк религии, семитолог, член Франц. академии (с 1879). Учился в духовных семинариях. Познакомившись в процессе богословских занятий с критикой Библии представителями тюбингенской школы, Р. в 1845 покинул семинарию и отказался от духовной карьеры. Задумав создать критич. историю раннего христианства, Р. осуществил свой замысел в "Истории происхождения христианства" ("Histoire des origines du christianisme", v. 1–8, P., 1863–83, в рус. пер. – "История первых веков христианства", т. 1–7, СПБ, [б. г.]), принесшей ему огромную известность во всей Европе. "Очищая" Новый завет от всего сверхъестественного, Р. изобразил Иисуса Христа лишь исторически существовавшим проповедником, что вызвало резкие нападки со стороны клерик. кругов, увидевших в Р. "эхо старого Вольтера". Считая, что искусство историка состоит в том, чтобы из полудостоверных частностей начертать достоверное целое и что в работу надо включать не только то, что было, но и то, "что вероятно могло быть", Р. допускал в своих соч. крайний субъективизм в оценках и произвольные реконструкции, причудливо переплетенные с исторически достоверными свидетельствами. Все это, при сентимент. идеализации осн. персонажа (Иисуса Христа) придавало историч. работам Р. характер не столько науч. исследования, сколько художеств. повествования, что и побудило критиков оценить его соч. как "церковно-исторический роман" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 469; см. также с. 473). Филос. воззрения Р. эклектичны. Будучи позитивистом, он считал, что развитие природы и общества детерминировано и следует объективным законам, не содержащим в себе ничего сверхъестественного. Но наряду с этим он говорил о некоей идеальной цели мирового процесса. Делая своей исходной позицией принцип "благожелательного скептицизма", Р. утверждал возможность одновременного приятия мыслителем всех филос. систем. "Время абсолютных систем прошло... Прежде каждый имел систему; он ею жил; он умирал за нее. Теперь мы последовательно проходим через все системы, или, что значительно лучше, постигаем их все одновременно" ("Dialogues et fragments philosophiques", P., 1876, p. VIII–IX). Признавая нравств. значение религии, Р. видел в ней целительную, утешающую иллюзию и рассматривал ее в целом как выражение нравств. и духовных особенностей народа. Соч.: Histoire g?n?rale et syst?me compar? des langues s?mitiques, P., 1855; Histoire du peuple d´Isra?l, t. 1–5, P., 1887–93; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–12, К., [1902]; История израильского народа, т. 1–2, СПБ, 1908–11. Лит.: Дрондое Г., Франц. позитивизм второй пол. XIX в. (Ипполит Тэн и Эрнест Жозеф Ренан), Л., 1962 (Автореф. дисс). М. Кубланов. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РЕНАН Жозеф Эрнест
27 февраля 1823, Третье, Бретань — 2 октября 1892, Париж) — французский философ, историк христианства, семитолог, член Французской академии. Учился в духовных семинариях (1838—45), одновременно посещал лекции в «Коллеж де Франс». Его церковная карьера была недолгой, Ренан занялся самостоятельным изучением семитической филологии. С 1849 по 1862 работал в Национальной библиотеке. В 1852 получил докторскую степень за исследование об Аверроэсе и сирийских переводах Аристотеля. В 1861—62 Ренан участвовал в археологических раскопках в Сирии, по возвращении в Париж занял кафедру еврейского, халдейского и сирийского языков в «Коллеж де Франс», но вскоре был вынужден оставить ее: в предъявленном ему обвинении говорилось, что его лекции подрывают гражданское согласие в обществе. В 1870 восстановлен в качестве преподавателя в «Коллеж де Франс». Ренан становится одной из ведущих фигур в культурной, научной и литературной жизни Франции. В философии он склонялся к позитивизму: метафизика невозможна, познание носит относительный характер, а цель истории — создание более совершенного человека.
Главное дело жизни Ренана — многотомная «История происхождения христианства» (Histoire des origines du christianisme, I—VIII, 1863—1883; в рус. пер. История первых веков христианства, т. 1—7. СПб., б. г.). Первой в этом ряду публикацией была знаменитая книга «Жизнь Иисуса» (La vie de Jesus, 1863; рус. пер. в 1902), в которой Ренан, вслед за Д. Штраусом, «очищает» Новый Завет от всего чудесного, сверхъестественного и представляет Иисуса Христа как исторически существовавшего и наделенного особым даром проповедника. Ренан видит искусство историка в том, чтобы из полудостоверных источников восстановить достоверное целое, дополняя то, «что было», тем, «что вероятно могло быть», т. е. довольно субъективными оценками и реконструкциями. По этой причине исследования Ренана оценивались многими как «историческая беллетристика».
Свою методологию Ренан определял как «благожелательный скептицизм», в основе которого лежит убеждение, что время «абсолютных систем» прошло и ныне каждый мыслитель принимает одновременно множество самых разных философских систем или последовательно проходит через них. Помимо исследований в области семитической филологии и философских штудий он занимался также исламской философией и проблемой происхождения ислама. Но главными остались его работы по истории Израиля, библеистике и истории раннего христианства. Сочинения Ренана показывают переход от религиозно-теологического к историко-критическому рассмотрению документов, учений и истории христианства. В них выражается не только личность их автора, но также религиозная и культурная жизнь его эпохи.
Соч.: Собр. соч., т. 1—12. СПб., 1902; История первых веков христианства, т. 1—7. СПб., б. г. ; Апостол Павел. М., 1991 (репринт); Жизнь Иисуса. М., 1991 (репринт); МаркАврелий и конец античного мира. М., 1991 (репринт); Христианская церковь. М., 1991 (репринт); Histoire generale et systeme compare des langues semitiques. P., 1855; Dialogues et fragments philosophiques. P., 1876; Histoire du peuple dIsral, т. 1-5. P., 1887-93.
Лит.; BertheiotS. La pensee philosophique de Renan.— Revue de metaphysique et morale, 1923, N 30; Mon L. Ernest Renan. P., 1921; SoreiG. Le systeme historique de Renan, 4 ed. P., 1904-1906.
В. И. Гарадзка

Источник: Новая философская энциклопедия

РЕНАН Жозеф Эрнест
(1823, Трегье, Бретань, – 1892, Париж) – философ, историк христианства, семитолог. Учился в духовном учебном заведении, однако отказался от церковной карьеры. В 1852 получил докторскую степень за работу об Аверроэсе. Принимал участие в археологических экспедициях в Италии (1849–1850), Бейруте (1860–1861) и Сирии (1861–1862), написал серию статей, позднее составивших основу его книг «Очерки реальной истории» (1857) и «Морально-критические очерки» (1859). В 1862 возглавил кафедру восточных языков в Коллеж де Франс. С 1878 – член Французской академии. Р. – одна из ключевых фигур в истории мирового религиоведения. Уже в ранних произведениях (например, в «Критической истории Иисуса», 1845) он выказал интерес к истории христианства, которое, по его мнению, следует изучать, отвергнув всякие доктринальные предрассудки. Р. впервые десакрализировал библейские исследования и создал светскую экзегезу. Итогом его исторических экспедиций стала книга «Жизнь Иисуса» (1863), в которой основатель христианства предстает как «необычный человек», т.е. как исторически существовавшая личность, наделенная особым даром проповедника и провидца. За этой книгой последовали многотомная «История происхождения христианства» (т. 1–8, 1863–1883; в рус. пер. – «История первых веков христианства», т. 1–7, б/г) и «История еврейского народа» (т. 1–5, 1887–1893). В этих сочинениях Р. подходит к истории христианства как философ-натуралист и позитивист, стремящийся к тому, чтобы все в человеческой истории нашло свое естественное объяснение. Главные качества историка для него – интуиция изначальных вещей и состояний, гибкость, позволяющая отличить вероятное от возможного, правдоподобного, допустимого, а также воображение, необходимое при интерпретации тех или иных фактов и совершенно незаменимое при анализе различных сказаний и легенд, повествующих не столько о том, как протекали события, сколько о том, как они воспринимались людьми. В философии Р. выступает как последователь позитивизма. Однако в его творчестве отчетливо прослеживается влияние немецкого идеализма, в первую очередь Гердера и Гегеля. В работе «Будущее науки» (1849, изд. в 1890) он приписывает науке в современном мире значение новой религии, способствующей реорганизации человечества на рациональных основаниях. По мнению Р., в эволюции универсума не следует видеть лишь результат творчества духа, Бога, внешнего и трансцендентного по отношению к миру и упорядочивающего все в нем; универсум пребывает в постоянном изменении, бесконечном и спонтанном саморазвитии, приводящем к постепенной реализации идеала в человечестве, к возникновению мысли и добродетели, безотчетному стремлению к истине и добру. Беспристрастные поиски идеала, по Р., и составляют суть вечной религии, отличной от отдельных религиозных верований, ограниченных догматами и потому обреченных на гибель. При этом развитие мира и человечества должно быть предметом не метафизических спекуляций, а позитивной науки. Наиболее значительное моральное явление в истории человечества Р. видит в христианстве, которое провозгласило вечные моральные истины, составляющие основу развития всего человеческого рода. По мнению Р., ученые-философы – это элита, которая, подобно священникам, должна возвысить толпу до уровня истин духа, заставить ее участвовать в воплощении идеала. Эта тема звучит в книге «Интеллектуальная и моральная реформа» (1872), где Р. отвергает идеи демократической организации общества, возникшие в эпоху Великой французской революции и со всей наглядностью продемонстрировавшие свою порочность в период Парижской коммуны.
Соч.: Собр.
Соч. Т. 1–12. Киев, 1902; История первых веков христианства. Т. 1–7. СПб., б/г.; Апостол Павел. М., 1991 (репринт); Жизнь Иисуса. М., 1991 (репринт); Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991 (репринт); Антихрист. М., 1991; Oeuvres complètes. V. 1–10. P., 1947–1961; Аверроэс и аверроизм. М., 2010. Лит.: Годлевский, С.Р. Ренан. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1893; Франс, А. Эрнест Ренан. СПб., 1903; Козлов, С.Л. Эрнест Ренан: Филология как идеология. М., 2012; Pommier, J. La pensée religieuse d’Ernest Renan. P., 1925; Dussaud, R. L’Oeuvre scientifique de Renan. P., 1951; Gore, R. L’idée de progrès dans la pensée de Renan. P., 1970; Retat, L. Religion et imagination religieuse. P., 1977. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.