французский востоковед и философ; р. 27. 2. 1823 (Третье, Бретань) — ум. 2.10.1892 (Париж); с 1862 — профессор в Коллеж де Франс; позитивист с идеалистическим уклоном; подчеркивал относительный характер познания и считал невозможной метафизику. Цель мира — создание более совершенного человека, цель развития — осуществление Бога. Его сочинение «La vie de Jésus» (1863, нем. изд. 1863; рус. пер.: Жизнь Иисуса, 1902) привлекло к себе большое внимание, его работа «Histoire des origines du christianisme» (7 vol., 1863—1883; рус. пер.: История первых веков христианства: В 7 т., 1907) может рассматриваться как продолжение, а работа «Histoire du peuple d’Israël», 5 vol., 1887—1892, нем. изд. 1894; рус. пер.: История израильского народа: В 2 т., 1908—1911 — как введение к «Жизни Иисуса». Осн. соч.: Averroes et l’Averroisme, 1852; Histoire générale et système comparé des langues sémitiques, 1855; Souvenirs d’enfance et de jeunesse, 1883, нем. изд. 1883; Correspondance, 1898; Собр. соч.: Oeuvre complètes, 10 vol., 1947—1961 (нарус. яз.: Собр. соч.: В 12 т., 1902—1903). — Библиография: H. Girard, H. Moncel (ed.). Bibliographie des oeuvres de E. Renan, 1923.
H. Gmelin. Frz. Geistesformen, 1934; G. Psichari. R. — d’après lui-même. Paris, 1937; A. Cresson. E. R. — Sa vie, son oeuvre. Paris, 1949; H. Peyre. Sagesse de R., Paris, 1968; L. Retat. Religion et imagination religieuse. Paris, 1977; D. M. Hoffman. R. und das Judentum, 1988.