Религиозное мировоззрение

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Религиозное мировоззрение
тип мировоззрения, основанный на вере в существование двух миров: естественного (реально наблюдаемого) и сверхъестественного (реально не наблюдаемого, “потустороннего”), населенного сверхъестественными существами (духами, богами), от которых зависит существование естественного мира.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Религиозное мировоззрение
возникает тогда, когда человечество осознало, что в этом мире не все зависит от физических возможностей, что силой духа, мышлением можно добиться большего, нежели грубой физической силой. Мифологический культ тела уступает место религиозному культу духа. Но, выделившись в качестве особой реальности дух, душа, сознание породили впоследствии и философское мировоззрение, которое внешне часто похоже на религиозное. Религия и философия часто используют одни и те же понятия. Однако эти типы мировоззрения различаются как по способам отражения мира в сознании человека (религия представляет свое содержание в чувственно-рациональной форме, философия – в форме абстрактно-логических построений), так и по собственным основаниям. Религиозное мировоззрение – это обобщение, резюме духовного опыта человечества, а через него – и других форм опыта. Философское мировоззрение – это обобщение и резюме совокупного опыта человечества: производственного, социального, духовного. Исторически и философия, и религия возникают на основе мифологического мировоззрения как результат его критического осмысления, как ответ на сомнение в достаточности и неоспоримости мифологизированного мира, норм его жизне- деятельности и правил поведения. Раннее религиозное сознание во многом еще мифологично. Мир для него существует как определенная заданность. Жизнь определяется вековыми традициями, раз и навсегда установленными правилами: подчинение индивида роду, младшего – старшему, родового члена – авторитету главы рода; слабого – сильному… Индивид настолько коллективен, что его как личности, самостоятельной единицы, еще нет. Однако постепенно, в связи с тем, что природа противостояла человеку своей мощью, силой, неумолимостью, у людей возникло, а затем и утвердилось инстинктивное ощущение наличия за непознанными и неуправляемыми силами всемогущего и вездесущего существа. Существа, превосходящего человека по своей значимости, природной силе и влиянию на мир. Страх перед природными явлениями подкреплялся и беспомощностью перед стихийными, неуправляемыми силами общественного существования, такими, как войны, право сильного или более удачливого, гнев и милость тирана и т. п. Развитое религиозное сознание (представленное в частности монотеистическими религиями, такими как иудаизм, христианство и ислам) отделяет сферу бога от сферы человека. В отличие от ранних религиозных, представлений бог и человек здесь противопоставляются друг другу как разные стороны бытия. Разделение мира на сферу человеческого и сферу божественного поставило человека перед задачей осмыслить свое существование, исходя уже из новой – «раздвоенной» реальности. В рамках такого подхода формируется система религиозных догм, предписаний, данная как откровение избранным. В ней расписаны все нормы праведной жизни и отношений человека с высшим миром. Религия на протяжении столетий более или менее эффективно использует в своей мировоззренческой системе смысложизненные ориентиры, выраженные в таких понятиях, как «судьба», «жизненный путь», «счастье», «доля», «любовь», «цель жизни» и другие. Именно через них задается основное направление религиозному сознанию и формируется путь жизнедеятельности человека и общества – с точки зрения религии единственно истинный и оправданный. Религия проникнута непоколебимой верой в «откровение», в его абсолютную значимость. Она допускает фантастическое, магическое и чудесное, но отличает фантастическое от действительного, разделяет их. В то же время она испытывает дискомфорт от расхождения между идеальным и реальным, поэтому и обязывает жить согласно своим идеальным нормам, требует соблюдения определенного рода обрядов и запретов, ведь без них божественный идеал недостижим. Притягательность такой системы взглядов во многом определяется тем, что религия «работает» больше с чувственной, эмоциональной, глубинной, в определенной степени бессознательной, стороной человеческой личности на основе безусловной веры. Религиозная вера придает верующему жизненную устойчивость, оформляет и усиливает все ценностнозначимые духовные установки: уважение к традиции, личную доблесть, уверенность в борьбе с жизненными трудностями, мужество перед лицом смерти и т.д. Вера, как атрибут религии, обладает огромным социальным значением, оформляется и поддерживается в религиозном культе и религиозном церемониале. Религиозное мировоззрение в ряду других занимает свою «экологическую» нишу и вряд ли когда-либо исчезнет. В конечном счете, общество в определенной степени заинтересовано в функционировании института религии, поскольку она помогает человеку сохранить мир и гармонию во взаимоотношениях между людьми, компенсировать личную неудовлетворенность, психологическую неспособность преодолевать многие жизненные перипетии.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Форма города и религиозное мировоззрение

Дюков И.В.
В статье выявляется новаторская для современной науки безусловная связь формы города с мировоззрением общества.
Читать PDF

Экология первичных религиозных мировоззрений

Вахрушев И. Б.
В данной статье мы рассматриваем первобытное мышление и мировоззрение, в которых уже наблюдается зарождение научных знаний и первых догадок древних людей о материальной основе природных явлений, о вечности, противоречивости и изме
Читать PDF

Религиозное мировоззрение и экологическая этика

Кулиев Таир Тофикович
В статье рассматривается, как в эпоху кризиса отношений человека с природой изложенные в Библии подходы могут способствовать распространению экологической этики.
Читать PDF

Особенности научного и религиозного мировоззрений

Гусейханов М. К., Раджабов О. Р.
статье приведена специфика формирования научного и религиозного мировоззрения. Дается ана- лиз современных особенностей взаимоотношения естествознания и религии.
Читать PDF

Бах и гендель: два религиозных мировоззрения в музыке

Малков П. Ю.
Автор обращается к религиозному восприятию двух великих композиторов И. C. Баха и Г.Ф. Генделя, анализируя темы и настроения их музыки.
Читать PDF

Духовные ценности в структуре религиозного мировоззрения

Кривых С. Е.
Статья посвящена проблеме межкультурного взаимодействия и мирного сосуществования различных религиозных конфессий.
Читать PDF

Рациональность в пространстве религиозного мировоззрения

Скоробогатова Ирина Владимировна
В статье рассматривается проблема рациональности в пространстве религиозного мировоззрения. Определены и проанализированы основные типы рационализации в качестве базовых структур организации религиозного мышления и практики.
Читать PDF

Роль религиозного мировоззрения в системе отношений личности

Тимохин В. В.
В статье последовательно проводится мысль о том, что религиозное мировоззрение является важным смыслообразующим фактором в системе отношений личности.
Читать PDF

Ценностная структура современного религиозного мировоззрения

Кривых Сергей Евгеньевич
Статья посвящена проблеме межкультурного взаимодействия и мирного сосуществования различных религиозных конфессий.
Читать PDF

Религиозно-философский контекст традиционного мировоззрения казахов

Байдаров Еркин Уланович
В статье рассматривается религиозно-философский контекст традиционного мировоззрения казахов, в котором сквозь призму тенгрианства нашли отражение богатство национальной культуры и способов их познания.
Читать PDF

Миф в его соотношении с религиозным и светским типами мировоззрения

Рязанова Светлана Владимировна
Статья посвящена специфике мифологического типа мировоззрения, которая отличает его от религиозного и светского способов восприятия мира.
Читать PDF

К характеристике религиозно-философского мировоззрения М. Н. Каткова

Игорь Борисович Гаврилов
Статья посвящена выдающемуся отечественному общественному деятелю, мыслителю, издателю, литературному критику, публицисту Михаилу Никифоровичу Каткову (1818–1887), 200-летие со дня рождения которого отмечается в текущем году.
Читать PDF

Архаичные элементы религиозно-мировоззренческих представлений ингушей

Акиева Петимат Хасолтовна
Анализируется историческое развитие представлений ингушей о мироустройстве в эпоху язычества. Ингушские мифы иллюстрируют космогонические акты сотворения мира, организующие пространственно-временной континуум.
Читать PDF

Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России

Мчедлова М.М.
Статья посвящена оценке межнациональных отношений представителями различных религиозно-мировоззренческих групп россиян.
Читать PDF

Соотношение научного знания и религиозной веры в исламском мировоззрении

Гусейханов М. К., Цахаева К. Т.
Приведены представления и мировоззрения древних мыслителей. Путем привлечения основных источников по исламу и трудов античных и восточных ученых раскрываются противоречия между научными знаниями и исламским вероучением.