РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА
культурная система, возникшая и развившаяся под определяющим влиянием той или иной религии (конфессии) и "обслуживающая" сакральное отношение последней. Идеальный тип Р.К. характеризуется в структурном отношении строго иерархической (пирамидальной) архитектоникой, а в содержательном отношении сложным двухуровневым строением, предполагающим сочетание "сверхчувственного" и "чувственного" социально-когнитивного содержания.

Источник: Философский глоссарий

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА
одна основных разновидностей духовной культуры человечества, совокупность ценностей, норм, идеалов, образов и значений, характеризующих каждую из мировых религий. В основе Р. к. — комплекс верований, которые регулируют самые различные виды жизнедеятельности людей, их поведение и внутренние духовные процессы. Сущность Р. к. состоит в том, что вероучение и определенные отношения человека с надприродными сущностями устанавливаются через систему действий, образов, процедур в замкнутом, освященном божественной благодатью пространстве, что придает Р. к. не только мировоззренческий, но и духовно-деятельностный характер. Р. к. представляет собой единство миропонимания и культа, т.е. обрядовых действий и избранной формы объединения и поведения верующих. Возникновение Р. и Р. к., относящееся, как отмечено К. Ясперсом (1883—1969), к «осевому времени» I тыс. до н.э., стало новым самостоятельным периодом в истории человеческой цивилизации. Значение Р. к. заключалось в том, что она дала новые принципы духовной организации жизни человека и общества, и поэтому становление основных мировых религий (буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство, ислам) стало важнейшим фактором возникновения новых региональных цивилизаций. Несмотря на существенные различия между отдельными мировыми религиями и религиозными направлениями, можно говорить о некоторых общих доминантах исторического развития Р. к. Прежде всего, Р. к. отличается установлением универсальных критериев поведения человека и жизни общества. Одновременно, при общей направленности и ориентации на Бога или на сверхприродные сущности, она обращена к межличностным отношениям, а ее организующая роль связана с внедрением целого ряда этических норм. Поэтому, утверждая через институт церкви идеи долга, веры, сострадания, божественного знания, озарения и спасения, Р. к. в равной степени обращена к обыденному существованию, к повседневной жизни и духовному миру всех без исключения людей независимо от их сословия, ранга, национальности или имущественного положения. Поэтому в Р. к. находят поддержку и развитие некоторые принципы гуманизма. На протяжении длительного времени, а точнее, вплоть до установления господствующего положения светской культуры в капиталистическую эпоху Нового времени, Р. к. оставалась одной из важнейших форм социальной и духовной жизни простых людей, что характерно для некоторых регионов мира (напр., Ближний Восток) и по сей день. Индивидуальная Р. к., основанная на соответствующей системе ценностей и идеалов, проявляется в исполнении религиозных предписаний, норм поведения, отправлении религиозных культов и ритуалов. Как правило, конечной целью она признает индивидуальное моральное совершенствование. По отношению к человеку Р. к. всегда носила двойственный характер: с одной стороны, она утверждала уход от обыденного мира, а с другой — объективно способствовала его принятию путем познания его высшей сущности или его совершенствования и преобразования. Поэтому Р. к. стала важнейшим средством ориентации человека в мире на основе идеальных представлений о его строении и поведении людей. В истории человечества Р. к. стала одним из важнейших социальных институтов, который непосредственно воплощает присутствие божественных или высших духовных начал на земле и одновременно выполняет практические организационные функции. Одним из наиболее известных религиозных институтов является Ватикан, резиденция Папы Римского, главы католической церкви, город-государство и крупнейший центр Р. к. современности. Другими организационными формами Р. к. и учреждениями, выполняющими не только функции управления, но и религиозного спасения, являются соборы, монастыри, секты и религиозные общины. Институциональные аспекты существования Р. к. тесно связаны с социальными и хозяйственными сторонами жизни религиозных сообществ людей. Поэтому Р. к. не только созерцательна и рефлективна, но выражается также в практической деятельности, труде на благо других людей, в различных формах благотворительности, которые объявляются вполне достойными путями религиозного спасения и нравственного совершенствования человека. В связи с этим Р. к. получает свое развитие через создание освященного божественной благодатью особого мира, которым чаще всего становится пространство собора, монастырской усадьбы, какой-либо общины. Целостность Р. к. поддерживается не только духовным единством, общими институтами и обрядностью, но и культуротворческой деятельностью, созданием особого художественного мира, в котором «психологическое родство эстетического и религиозного потрясения» (М. Вебер) создавало бы фундамент для союза искусства и религии. Однако степень и многообразие форм искусства в отдельных мировых религиях было различным (ср., напр., ислам и католицизм). В своих зрелых проявлениях Р. к. представляет собой не только социокультурный комплекс верований и ритуалов, но находится в тесном взаимоотношении с различными социальными и философскими учениями, нормами морали, правом и эстетикой. На протяжении долгого времени через Р. к. происходило приобщение людей к образованию, грамотности, а различные религиозные учреждения часто становились хранилищами книг, произведений искусства и центрами художественного творчества, примеры чему можно найти в арабо-мусульманской культуре, западноевропейской средневековой культуре и русской православной культуре. Значение художественной Р. к. заключается не в только в образном воплощении сверхчувственных начал, но и в раскрытии в лучших ее образцах общечеловеческих духовных, нравственных и эстетических ценностей и идеалов. В сфере Р. к. получили свое развитие архитектура, живопись, отдельные жанры литературы, духовная музыка, музыкальное исполнительство и различные виды прикладного искусства. В то же время для Р. к. было характерно развитие философской мысли — теологии, где дается систематическое изложение отдельных религиозных учений. Наряду с этим со сферой Р. к. связаны такие виды и направления философствования и художественного творчества, в которых в неспецифических для традиционной исторической религии формах ставятся универсальные проблемы человеческого бытия, жизни природы и общества. Наиболее характерным современным явлением подобного рода является религиозный экзистенциализм, получивший развитие в русской и западной философии 1-й пол. ХХ в. Место и значение Р. к. в истории цивилизации никогда не оставалось неизменным. Выполнив в основном свою консолидирующую, социально-цивилизаторскую, нравственную и духовную роль, Р. к. в современных условиях торжества и неуклонного развития светских форм культуры и науки старается демонстрировать свою открытость миру, призывает к диалогу со всеми сторонами жизни современной постиндустриальной цивилизации. См. также Религия и культура, Арабо-мусульманская культура, Протестантизм, Католицизм, Христианство.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
146.60 кб

Религиозное в культуре патриотизма

Халимбекова Муслимат Халимбековна
Рассматривается роль религии в становлении феномена патриотизма.
Читать PDF
383.80 кб

Религиозные и научные аспекты культуры

Дохаева Асят Баудиновна
В статье рассматривается версия, согласно которой религия считается первоосновой культуры, анализируется соотношение понятий «религия» и «культура», рассматриваются различные точки зрения, отмечается их взаимосвязь, взаимовлияние.
Читать PDF
1.64 мб

Статус религиозного сознания в культуре

Борисов О. С.
The status of religious consciousness is considered through the ways it functions: 1) ontologically, as contemplation by perceiving the reality in its immanent self-discovery; 2) practically, as playing its own role in pursuing a
Читать PDF
145.18 кб

Стереотипы восприятия религиозных культур

Камедина Людмила Васильевна
Рассматриваются религиозно-культурные стереотипы и их преодоление через диалог культур.
Читать PDF
168.58 кб

Религиозная теория культуры С. Кьеркегора

Фотеев Юрий Федорович
Читать PDF
59.10 кб

Религиозная теория культуры С. Кьеркегора

Фотеев Ю. Ф.
Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека по Кьеркегору это эстетическая.
Читать PDF
393.70 кб

Религиозная духовность как фактор культуры

Кузнецов Родион Игоревич
Посвящена исследованию проблем религиозной культуры, проблемам места и роли категории культуры в системе основных понятий: «цивилизация», «общество», «человечество», «религия», «деятельность».
Читать PDF
111.59 кб

Массовая культура, игра и новая религиозность

Михельсон Ольга Константиновна
При анализе новых форм религиозности, основывающихся на «мифах» массовой культуры, и изучении причин их возникновения представляется весьма продуктивным использование концепций, разработанных в рамках игровой теории культуры.
Читать PDF
1.07 мб

Религиозная вера в структуре культуры личности

Шпалова Елена Владимировна
Место религии и религиозной веры в индивидуальном сознании и культуре личности является одной из актуальнейших и проблематических тем гуманитарной мысли.
Читать PDF
91.46 кб

Религиозная идентичность в современной культуре

Ляушева Светлана Аслановна, Нагой Анжела Аслановна
В статье рассматривается религиозная идентичность, ее возникновение, развитие и трансформации в условиях современной культуры.
Читать PDF
160.33 кб

Религиозная культура: аргументы «За» и «Против»

Матяш Тамара Петровна
В статье рассмотрены аргументы, с помощью которых утверждается или, напротив, отрицается фундаментальное влияние религии на формирование культуры.
Читать PDF
264.52 кб

Христианство и ислам: диалог религиозных культур1

Бабатова А. Ш., Ферзалиев Д. С., Асадова З. Н.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных в свете современных условий развития не только для России, но и для всего сегодняшнего мира проблем - межконфессионального диало- га.
Читать PDF
430.80 кб

Религиозное познание в культуре постижения истины

Билалов Мустафа Исаевич
В статье на примере ислама показаны возможности религиозного познания в общечеловеческой культуре постижения истины.
Читать PDF
123.87 кб

Традиционная культура: религиозно-этические основы

Невлева И.М., Сережко Т.А., Кохан Ж.С.
Статья посвящена анализу религиозно-этических основ традиционной культуры, как актуальной проблеме современного российского общества, пребывающего в ситуации духовного кризиса.
Читать PDF
86.28 кб

Аскетизм и эстетизм в русской религиозной культуре

Ли Кю Ён
Автор доказывает, что русскую религиозную культуру одновременно характеризует аскетизм и эстетизм.

Похожие термины:

  • Мусульманская религиозная культура

    сформировалась на Аравийском полуострове в VII в. Она стала одной из трех мировых религий. Культура, которая создавалась на основе этой религии, оказала огромное влияние на социокультурную целостн