французский историк и философ (Сен-Женье, Аверон 1713 — Париж, 1796). Автор одного произведения — «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в Индии» (1770), где он выступил противником колонизации и духовенства.
Рейналь, Гийом Тома
Источник: Философский словарь
представитель франц. Просвещения, историк, социолог. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро. За свои антифеод. убеждения, критику като-лич. церкви и колониализма подвергался преследованиям. Осн. труд - «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (т. 1-6, 1770).
Источник: Атеистический словарь
11 апреля 1713, Сен-Женьез-ан-Руерг — 6 марта 1796, Шайо) — французский философ и историк, один из идеологов Просвещения. Получил религиозное образование. В 1748 оставил карьеру священнослужителя и посвятил себя литературно-философской деятельности.
Философские взляды Рейналя близки мировоззрению таких просветителей, как Дидро и Гольбах. Широкую известность ему принесла изданная анонимно в 1770 в Амстердаме шеститомная работа «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» («Histoire philosophique et politique des etablissements et de commerce des europeens dans les deux Indes»), содержавшая критику абсолютизма и обращения колонизаторов с коренным населением колоний. В короткий срок книга выдержала несколько изданий, но была осуждена парижским парламентом в 1781 на сожжение. Рейналь был вынужден эмигрировать. В 1787 он возвратился во Францию. Рейналь критиковалтеорию общественного договора, причину возникновения частной собственности и социального неравенства видел в эволюции земледелия, промышленности и торговли. В 1789 был избран депутатом Генеральных Штатов от Марселя, но отказался от мандата из-за преклонного возраста. В 1790 написал «Письма аббата Рейналя Национальному собранию Франции», где подверг критике основные акты конституционного собрания. Соч.: Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях, ч. 1—6, пер. с франц. М., 1805—11; 1834-35..
Лит.: Зельманова Е. Рейналь— историк философии.— «ВФ», 1961 5; Плимак . Злоключения буржуазной компаративистики (К вопросу о характере политических концепций А. Н. Радищева и Г. Рейналя).- «История СССР», 1968, № 3; Lunet В. Biographie de labbe Raynal. Rodez, 1866; Feiigere A. Un precurseur de la Revolution: labbe Raynal. Angouleme, 1922; M. M. Федорова
Источник: Новая философская энциклопедия
11. 4. 1713, СенЖенье, Аверон - 6. 3. 1796, Париж), франц. историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747), где занимался лит. работой и сотрудничал в
«Энциклопедии» Дидро. Гл. произведение Р. - «Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (рус. пер. - «Филос. и политич. история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях»,) - содержит острую критику феод.-абсолютистских порядков, католич. церкви и колониализма. Книга была в 1781 осуждена франц. парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Р. пропагандировал опыт бурж. революций, изучал программу бурж.-демократич. преобразований. В период Великой франц. революции занимал неустойчивую позицию, выступал то против контрреволюц. тенденций крупной буржуазии, то против углубления революц. борьбы.
Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает постепенные количеств. изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником сенсуализма. Социологич. концепция Р. - своеобразный экономич. материализм. Р. принадлежал к тем мыслителям, к-рые «...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу...». Преодолев социальный атомизм («робинзонаду»), Р. сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая обществ. состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и гос-ва. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, пром-сти и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.
Источник: Советский философский словарь
(11 апр. 1713 – 6 марта 1796) – франц. историк и социолог, принадлежавший к тем, кто "...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Лит. деятельность привела его к сотрудничеству в "Энциклопедии". В гл. своем труде "Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев в обоих Индиях" ("Histoire philosophique et politique...", появилась анонимно в 1770 в Амстердаме в 6 тт.; впервые с подписью автора напечатана в Женеве в 1780 в 4 тт.; выдержала при жизни автора 12 изданий, печаталась на всех языках Европы; в неполном виде была издана в России в 1805–11 в 6 чч.; 2 изд., 1834–35, под названием "Филос. и политич. история о заведениях и коммерции европейцев в обоих Индиях") Р. пропагандировал опыт революций европ. народов, изложил программу бурж.-демократич. революции, к-рая, однако, по его мнению, не может разрешить противоречий внутри третьего сословия. Книгу Р. высоко оценили Франклин, Джефферсон, Пейн. Она была осуждена франц. парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал. Находясь в изгнании, объездил мн. стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. В период революции занимал неустойчивую позицию, выступая то против контрреволюц. тенденций крупной буржуазии, то против якобинцев. Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей форме и под влиянием Кювье высказал мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает постепенные, количеств. изменения, а также перевороты, революции. Р., вслед за Тюрго, рассматривал историю общества как ряд последоват. ступеней хоз. деятельности (земледелие, приручение диких животных, ремесло, пром-сть, торговля). Р. считал, что связи, присущие физич. явлениям, свойственны и событиям "морального порядка, наиболее удивительным, как, например: происхождению религиозных идей; прогрессу человеческого разума, открытию истин, рождению и последовательности заблуждений, началу и концу предрассудков, образованию обществ и последовательной смене различных правительств" ("Histoire philosophique...", v. 4, livr. 19, Gen., 1780, p. 472). В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником сенсуализма, проводя различие между непосредственным знанием и абстрактным мышлением. Как и все метафизич. материалисты, Р. не понимал природы абстрактных понятий и активного характера познания. В центре науч. интересов Р. находилось общество. Социологич. концепция Р. – своеобразный экономический материализм. Отправным пунктом своего анализа Р. сделал общество, а не индивид, т.е. совершил шаг по пути преодоления социального атомизма, "робинзонады" и отказался от договорной теории происхождения общества и гос-ва. Критикуя Монтескье за преувеличение роли географич. среды в истории человечества, не приемля концепций Руссо о возникновении частной собственности и его теорию общественного договора, Р. считал обществ. состояние человека исконным (см. тамже, р. 470), видел в труде силу, объединяющую людей и преобразующую природу. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, пром-сти и торговли. Неравное распределение богатств породило неравное распределение обязанностей людей. Этот взгляд подводил Р. к понятию классов. Общий ход истории представлялся Р. как борьба разнородных групп людей за свободу и за более справедливое распределение богатства, к-рое он считал идеалом, увековечивая институт частной собственности. Гос-во Р. понимал как обществ. силу, к-рая дает каждой социальной группе возможность сохранять свое владение и наслаждаться им. Отождествляя сущность гос-ва и его форму, Р. вместе с тем высказал предположение о связи формы правления с интересами определ. социальных групп. Р. осуждал войны как средство внешней политики, а также политич. строй, порождавший их, подчеркивая, что действит. интересы наций не совместимы с войной. Осуждая завоеват. войны, Р. оправдывал войну за свободу и независимость. Борясь против порабощения цветных народов, Р. особенно негодовал против тех, кто создавал обоснования – теоретические и моральные – колонизаторской деятельности. Р. был атеистом. Не ограничиваясь критикой религ. представлений, он видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии. Идеи Р. были восприняты Барнавом, Кондорсе, а через них оказали влияние на философию истории Сен-Симона и историч. концепцию франц. историков эпохи Реставрации. Они оказали воздействие на Радищева. Соч.: Oeuvres, v. 1–4, Gen., 1784. Лит.: Вороницин И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода франц. бурж. революции 1789–1794 гг., М.–Л., 1946; Зельманова Е., Р. – как историк философии, "ВФ", 1961, No 5; ?лимак Е. Г., Злоключения бурж. компаративистики (К вопросу о характере политич. концепций А. Н. Радищева и Г. Р.), "История СССР", 1963, No 3; Guibert J. A. H. de, Lettres de l´abb? Raynal ? l´Assembl?e nationale, Marseille, 1789; Grimm В. de et Diderot, Correspondance litt?raire, t. 1, P., 1812; Gibbon E., The history of the decline and fall of the Roman empire, N. Y., 1845; Lunet В., Biographie de l´abb? Raynal, Rodez, 1866; Morley J., Diderot and the encyclopaedists, v. 1–2, L., 1886; Hervier M., Les ?crivains fran?ais jug?s par leurs contemporains, v. 2, P., [1931]; Wolpe H., Raynal et sa machine de guerre, "L´histoire des deux Indes" et ses perfectionnements, P., 1957; Lang D. M., The first Russian radical A. Radishchev, L., 1959. Г. Зельманова. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.