Реймарус, Герман Самуил

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Реймарус, Герман Самуил

1694-1768) – немецкий философ и психолог, один из крупнейших представителей деизма. В своих работах уделял большое внимание критическому изучению Библии и первоначального христианства.

Источник: Религиоведческий словарь

Реймарус, Герман Самуил

род. 22 дек. 1694, Гамбург - ум. 1 марта 1768, там же) - нем. философ и психолог. Будучи последователем школы Вольфа, он, однако, мыслил самостоятельно; Реймар - представитель деизма. С позиций естественной разумной религии он боролся с верой в чудеса, присущей позитивной религии откровения, резко критикуя библейские соч.: единственное чудо - сотворение мира, все остальное происходит по законам природы. Кроме того, Реймар является основателем современной зоопсихологии; он опровергал положение Декарта о том, что животные представляют собой только автоматы." Осн. произв.: "Die vornehmsten Wahrheiten der natьrlichen Religion", 1754; "Die Triebe der Tiere", 1760.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Реймарус, Герман Самуил

22 декабря 1694, Гамбург — 1 марта 1768, там же) — немецкий философ, просветитель, виднейший представитель теории естественной религии. В посмертно и анонимно опубликованной Готфридом Лессингом в 1774 работе «Апология или оправдание разумного почитателя Бога» подверг резкой критике Библию и позитивную религию, указывая на земной и исторический характер их происхождения, на наличие в них множества противоречий, лжи и даже прямого обмана. Противопоставляя исторической религии естественную, основанную на принципах разума, считал единственным чудом и свидетельством бытия Бога само существование мира, многообразие чувственных вещей природы, ее необходимых причинных и целесообразных связей и отношений, в которых и обнаруживается ее мудрое устройство. В противоположность плоской телеологии X. Вольфа создал продуманную концепцию целесообразности, основанную на наблюдениях органического мира, изучении физиологии и инстинктивного поведения животных и т. д., что позволило ему стать одним из родоначальников зоопсихологии. Критикуя крайний рационализм вольфианской метафизики, принцип предустановленной гармонии и тождества реальных и логических оснований, опирался в своей гносеологии и этике на идеи британского эмпиризма, философии морального чувства и здравого смысла. Задачей просвещения считал воспитание и развитие природных способностей человека к познанию истины, добра и красоты, его задатков и склонностей к разумной и целесообразной жизнедеятельности, направленной на достижение счастья, индивидуального и всеобщего блага.
Соч.: Abhandlungen von den vornehmsten hrheiten der naturlichen Religion. Hamb., 1754; Die Vemunftlehre... Hamb., 1756; Apologie oder Schutzschrift fur die vernunftigen Verehrer Gottes, 2 Bde. Fr./M., 1972; Allgemeine Betrachtungen uber die Triebe der Thiere. [Hamb.], 1760. Лит.: ГудыгаА. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962, с. 35—36; Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. М., 1996, с. 70—71; Strauss D. Fr. H. S. Reimarus und seine Schutzschrift. Bonn, 1877; Buttner W. H. S. Reimarus als Metaphysiker. Padernborn, 1909; Kostlin H. Das religiose Erleben bei H. S. Reimarus. Tub., 1919.
В. А. Жучков

Источник: Новая философская энциклопедия

Реймарус, Герман Самуил

(22 дек. 1694 – 1 марта 1768) – немецкий богослов и просветитель, философ-вольфианец, сторонник деизма и телеологии. Уже в первом своем крупном соч. – "Трактате о благородных истинах естественной религии" ("Abhandlungen von den vornehmsten Wahrheiten der nat?rlichen Religion", Hamb., 1754) выступал против церк. ортодоксии, одновременно критикуя франц. материализм. Единств. чудо – это творение мира; признавать иные чудеса, значит унижать божеств. мудрость, создавшую разумный естеств. порядок. В осн. труде Р. – "Апология, или Сочинение в защиту разумных почитателей бога" ("Apologie...", 1767), созданном под влиянием Спинозы, Бейля и английских деистов, содержалась резкая критика христианского вероучения. Это соч. Р. не публиковал из-за боязни преследования; первые выдержки из него были напечатаны Лессингом без указания автора (в кн.: "Zur Geschichte und Literatur", 1774) и вызвали ожесточенные нападки церковников. В дальнейшем был опубликован еще ряд отрывков из "Апологии" ("?brige noch ungedruckte Werke des Wolfenb?ttelschen Fragmentisten", [s. l.], 1787; и в журн. "Niedner´s Zeitschrift f?r historische Theologie", 1850, H. 4; 1851, H. 4; 1852, H. 3). Резко нападал Р. и на догмы Лютера. Вместе с тем Р. не был атеистом, он был убежден в пользе "естественной" религии, верил в существование бога-творца и в бессмертие души. Логич. учение Р. изложено им в кн. "Учение о разуме" ("Die Vernunftlehre", Hamb., 1756). Здесь был сформулирован принцип совпадения реального и логич. оснований, к-рый подвергся критике в ранних работах Канта (см. "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин", в кн.: Соч., т. 2, М., 1964, с. 107). В соч. "Всеобщие размышления об инстинктах животных, преимущественно об их художественных инстинктах" ("Allgemeine Betrachtungen ?ber die Triebe der Thiere...", [Hamb.], 1760) Р. рассматривал инстинкты животных как пример господствующей в природе разумной целесообразности, придерживаясь антиэволюционистской т. зр. Существует предположение, что чтение этой работы Р. впервые привлекло внимание Маркса к проблеме различия между инстинктивной деятельностью животных и сознат. деятельностью человека. В 1837 Маркс писал отцу: "...Много занимался Реймарусом, книгу которого "О художественных инстинктах животных" я продумал с наслаждением" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 13). Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962, с. 35–36; Strau? D. Fr., H. S. Reimarus, 2 Aufl., Bonn, 1877; B?ttner W., H. S. Reimarus als Metaphysiker, Paderborn, 1909 (Diss.); K?stlin H., Das religi?se Erleben bei H. S. Reimarus, T?bingen, 1919 (Diss.); Lundsteen A. Ch., H. S. Reimarus und die Anf?nge der Leben-Jesu-Forschung, Kbn., 1939. А. Гулыга. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.