РЕАЛЬНЫЙ
Реальный
(res вещь) значит вещественный; значит также действительный, хотя бы и невещественный.
РЕАЛЬНЫЙ
(real; лат.) — действительный, объективный, существующий не только в мысли. Реальное бытие — см. Бытие. Противоположность — идеальный, фантастический, воображаемый, ирреальный, фиктивный.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Реальный
от лат. realis — действительный, вещественный) — действительный, объективный, существующий не только в мысли. Противоположность — идеальное, фантастическое, воображаемое, ирреальное.
РЕАЛЬНОЕ
то, что есть на самом деле. Как логическое понятие реальное противоположно как возможному, так и необходимому. С точки зрения нашего восприятия мира, реальное противоположно видимому. В метафизике иногда
Источник: Философский словарь
РЕАЛЬНЫЙ
от позднелат. realis - вещественный, действительный) - действительный, объективный, существующий не только в мысли. Реальное бытие - см. Бытие. Противоположность - идеальное, фантастическое, воображаемое, ирреальное; см. Интеллигибельный.
Источник: Философский энциклопедический словарь
РЕАЛЬНОЕ
то, что есть на самом деле. Как логическое понятие реальное противоположно как возможному, так и необходимому. С точки зрения нашего восприятия мира, реальное противоположно видимому. В метафизике иногда различают понятия реального и существующего: умственная идея – это что-то реальное, хотя ее и нельзя назвать существующей, поскольку последний термин применим лишь к материальным телам. Вообще реальное противоположно ирреальному, воображаемому.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
РЕАЛЬНОЕ
Фактуально наличное и, как правило, независимое от рассудочных схем. Реальное подразделяется на феноменальное и ноуменальное. Соответственно, реальность оказывается либо субъективной, либо объективной, либо буферной. Субъективная и буферная реальности могут быть относительны и в той или иной степени иллюзорны.
Следует заметить, что фактуальная иллюзия реальна в том виде, в каком она дается. Иллюзия - статика связи, форма осознанности.
Не следует противопоставлять феноменальную реальность некой прагматической реальности. Последней просто не существует. Поэтому реальность, ощущаемая в состоянии бодрствования, не имеет более высокого статуса, чем реальность воспринимаемая в сновидениях. Дополнительно см. статью "КАСКАДЫ РЕАЛЬНОСТИ".
Противоположность реального - ИДЕАЛЬНОЕ. В отличие от реальности, идеальное не иллюзорно, но мнимо, является отсутствующим по своему существу, оказывается чем-то вроде тени отношений на небытии.
Следует заметить, что фактуальная иллюзия реальна в том виде, в каком она дается. Иллюзия - статика связи, форма осознанности.
Не следует противопоставлять феноменальную реальность некой прагматической реальности. Последней просто не существует. Поэтому реальность, ощущаемая в состоянии бодрствования, не имеет более высокого статуса, чем реальность воспринимаемая в сновидениях. Дополнительно см. статью "КАСКАДЫ РЕАЛЬНОСТИ".
Противоположность реального - ИДЕАЛЬНОЕ. В отличие от реальности, идеальное не иллюзорно, но мнимо, является отсутствующим по своему существу, оказывается чем-то вроде тени отношений на небытии.
Источник: Философский словарь
РЕАЛЬНОЕ
- 1) все действительно существующее, все вещи в целом, взятые как существующие независимо и помимо их восприятия и осмысления, весь реальный мир - это реальность как сущее. 2) К реальному относят также и бытие - нечто, трактуемое как то, что охвыатывает сущее или пребывает по ту сторону сущего, но является источником его смысла. 3) В современной цивилизации к реальному относят в основном природное, технически достижимое и социальное. Сторонники этого отрицают реальность, напр., души, астрологических влияний, бестелесных духов или же Высшего начала. Во многих направлениях философии сферу реального расширяют, включая красоту, величие и мистическую сторону природной жизни, душу человека, смысл истории, смысл бытия в целом, бессмертие души, невидимый порядок мироздания, призвание и назначение человека и др. Основанием для признания всего этого реальным является его действенное и осмысленное проявление в жизни и поступках человека, в истории и культуре. Смысл бытия, напр., реален для личности, причастной ему, он актуален в ее жизни, а не остается в сфере предполагаемых возможностей. 4) В религиозной философии нередко подлинно реальным мыслится лишь Высшее бытие, тогда как всякое прочее бытие менее реально.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Реальное
Совокупность вещей (res) и событий, известных и неизвестных, продолжительных и эфемерных, но существующих в настоящем времени; совокупность всего, что продолжает быть и происходит. Тем самым реальное отличается от истинного – последнее не происходит и не длится, а просто есть. В данный момент, например, я сижу перед компьютером, на столе у меня стоит ваза с цветами, на улице проезжают машины, Земля вращается вокруг Солнца, где‑то рождаются и умирают звезды и так далее.
Все это – реальное. Когда букет увянет, я умру, Земля и Солнце исчезнут, вместо нынешних звезд возникнут другие или вообще ничего не возникнет – тогда все это перестанет быть реальным. Однако останется истинным, что все это происходило, как и до того, когда это все произошло, и было истинным, что это будет. Истинное вечно, реальное преходяще. И то и другое совпадают только в настоящем времени, следовательно, они совпадают всегда – относительно данной реальности (но, конечно, не относительно всякой истины). Эта точка соприкосновения реального и истинного и есть то, что мы зовем настоящим. Из этого, разумеется, не следует, что то и другое постоянно находятся в одной плоскости. Что‑либо происходит вовсе не потому, что оно было и есть извечно истинным; именно потому, что что‑то происходит, оно и становится истинным навсегда. Истина не имеет собственной мощи, силы и реальности; истина – не более чем тень реальности в мышлении, вернее, не тень, а свет, озаряющий для нас и прошлое, и будущее. Материалисты не вполне признают за истиной собственное бытие; рационалисты не вполне отказывают ей в реальном существовании (поскольку истина, даже существующая независимо от реальности, имеет собственные законы – законы логики). Отсюда та трудность, которая подстерегает материалистически мыслящего рационалиста, указывая на его ограниченность. С Богом все было бы гораздо проще. С миром идей тоже. Еще проще – софистика и откровенная глупость. Но кто сказал, что самый простой путь – самый лучший? Да, материализм имеет свои трудности и ограничения, но это еще не повод, чтобы от него отказаться. Если реальное не сводимо к мышлению, каким образом мысль способна охватить его целиком и без преград? Последнее слово всегда остается за реальным, проблема в том, что это не просто одно какое‑то слово; это то, что ни одному дискурсу не позволяет адекватно выразить его. Само словечко «реальное» – такое удобное, такое скромное – не более чем этикетка, которую мы наклеиваем на бесконечность молчания, наклеиваем потому, что видим в этом пользу. И все наши слова, все наши мечты, все ошибки суть составные части реального. Это самое пространное, самое полное, самое конкретное множество; разнообразие всего, что дано и может случиться, объект возможного и невозможного опыта. Спиноза называл его природой или Богом, который есть все сущее. Сама дефиниция слова исключает, что есть хоть что‑то, что в него не входит.
Все это – реальное. Когда букет увянет, я умру, Земля и Солнце исчезнут, вместо нынешних звезд возникнут другие или вообще ничего не возникнет – тогда все это перестанет быть реальным. Однако останется истинным, что все это происходило, как и до того, когда это все произошло, и было истинным, что это будет. Истинное вечно, реальное преходяще. И то и другое совпадают только в настоящем времени, следовательно, они совпадают всегда – относительно данной реальности (но, конечно, не относительно всякой истины). Эта точка соприкосновения реального и истинного и есть то, что мы зовем настоящим. Из этого, разумеется, не следует, что то и другое постоянно находятся в одной плоскости. Что‑либо происходит вовсе не потому, что оно было и есть извечно истинным; именно потому, что что‑то происходит, оно и становится истинным навсегда. Истина не имеет собственной мощи, силы и реальности; истина – не более чем тень реальности в мышлении, вернее, не тень, а свет, озаряющий для нас и прошлое, и будущее. Материалисты не вполне признают за истиной собственное бытие; рационалисты не вполне отказывают ей в реальном существовании (поскольку истина, даже существующая независимо от реальности, имеет собственные законы – законы логики). Отсюда та трудность, которая подстерегает материалистически мыслящего рационалиста, указывая на его ограниченность. С Богом все было бы гораздо проще. С миром идей тоже. Еще проще – софистика и откровенная глупость. Но кто сказал, что самый простой путь – самый лучший? Да, материализм имеет свои трудности и ограничения, но это еще не повод, чтобы от него отказаться. Если реальное не сводимо к мышлению, каким образом мысль способна охватить его целиком и без преград? Последнее слово всегда остается за реальным, проблема в том, что это не просто одно какое‑то слово; это то, что ни одному дискурсу не позволяет адекватно выразить его. Само словечко «реальное» – такое удобное, такое скромное – не более чем этикетка, которую мы наклеиваем на бесконечность молчания, наклеиваем потому, что видим в этом пользу. И все наши слова, все наши мечты, все ошибки суть составные части реального. Это самое пространное, самое полное, самое конкретное множество; разнообразие всего, что дано и может случиться, объект возможного и невозможного опыта. Спиноза называл его природой или Богом, который есть все сущее. Сама дефиниция слова исключает, что есть хоть что‑то, что в него не входит.
Источник: Философский словарь.