РАЗУМНЫЙ Владимир Александрович

Найдено 1 определение
РАЗУМНЫЙ Владимир Александрович
(р. 15.10.1924) — философ, публицист, критик; д. филос. н., проф. Участник Великой Отеч. войны. Окончил ВГИК (1948), асп. ИФ АН СССР. С 1949 ведет преп. работу по филос. и эстетике. В 1955-69 - ст. н. с. ИФ АН СССР. В 1969-77 — директор изд-ва «Педагогика». В 1977-80 — зав. сектором взаимодействия школы, учреждений культу ры и общественности по эстетич. воспитанию НИИ общих проблем воспитания АПН. В 1980-84 — зав. кафедрой обществ, наук Всесоюзного ИПК работников культуры. В 1984-92 — проф.консультант НИИ худож. воспитания АПН. С 1992 до сер. 2006 - проф. Рос. ин-та переподготовки работников культуры, искусства и туризма Мин-ва культуры, с июня 2006 — проф. Моск. психолого-социального ин-та. Д. ч. Академии пед. и соц. наук, Академии профессионального образования и Международной пед. академии. С 2001 — гл. ред. ж. «Мир образования — образование в мире» МО РФ. Первый период творч. деятельности Р. был посвящен разработке общегносеол. проблем эстетики, ее осн. познавательных категорий (1955-56). Развивая гегелевскую традицию трактовки искусства как особой формы познания идеи прекрасного, Р. стремился утвердить идею полифоничности худож. образа как специфического синтеза истины, добра и красоты, как единственно возможного пути определения прекрасного в его истинной сути. Им была обоснована законность условности, расширены догматически предопределенные рамки соцреализма. Следующий этап творч. деятельности Р. — изучение новых художественно-образовательных систем в России, их взаимосвязи с богатейшим практич. опытом рус. практиков и исследователей конца XIX — начала XX в. На этой основе Р. был создан ряд работ по теории эстетич. воспитания (1961,1969,1985,1988), в к-рых сформулирована концепция «П-П-Д» (потребность-переживаниедействие), предполагающая возможность конструктивного и эффективного изменения эстетич. потребности индивида только через пед. организованное действие, операционно влияющее на переживание, на всю его структуру. На основе этой концепции был создан Обществ, ин-т эстетич. воспитания при Пед. об-ве России, разработан комплекс метод, пособий для работников культуры. С. впервые (1978) была постулирована идея центров эстетич. воспитания как нового типа образовательных учреждений. Р. представил на обсуждение науч. общественности программу модернизации школы как изжившего себя ин-та эпохи Просвещения. Стержневой в этой программе стала идея дешколизации новой, посткартезианской дидактики и использования новых игровых технологий в уч. процессе. В последний период Р. опубликовал ряд работ о драматизме бытия, о развиваемой им филос. мементоморизма, о сравнительной теории вероучений (1991, 1994). Р. награжден Президентом РФ Орденом Почета — за заслуги перед гос-вом, многолетнюю плодотворную деятельность в обл. культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
Соч.: Эстетическая культура личности и духовный потенциал общества. М., 1983; Воспитание политической культуры. М., 1985; Прекрасное во всем. М., 1988; Общение и культура отношений. М., 1989; Творчество народа и современность. М., 1990; Драматизм бытия: Истоки бесперспективности. (Коммунизм: миф, легенда, утопия?) М., 1991; Драматизм бытия: В поисках смысла: Опыт социальной педагогики. М., 1994; Система образования на рубеже третьего тысячелетия: Опыт философии педагогики. М., 1996; Подвижники духа. М., 1997; Драматизм бытия, или Обретение смысла: Философско-педагогические очерки. М., 2000; Венец творения или ошибки природы. Ч. 1-3. М., 2002-03; В поисках смысла. М., 2003; Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека). Псков, 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009