РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ
понятие, посредством которого философия постмодернизма рефлексивно характеризует современный (постнеклассический) тип философствования - в отличие от философствования классического типа, оцененного в качестве "философии тождества" (см. Тождества философия). Уже в оценке неклассической философии "философия тождества" предстает как внутренне противоречивая и подвергается критическому переосмыслению: "вопиющее противоречие - causa sui" (Ницше). В постмодернистской ретроспективе выделены содержательные этапы становления РФ.: "все более и более подчеркнутая ориентация Хайдеггера на философию онтологического Различия; применение структурализма, основанное на распределении различительных признаков в пространстве сосуществования; искусство современного романа, вращающееся вокруг различия и повторения..." (Делез). Применительно к собственно постмодернистской философии понятия "различие", "различение", Differance (см. Differance) обретают парадигмальный статус: по оценке Делеза, "Различие" и есть "подлинное философское начало". Философия тождества, как и сама идея тождественности, осмыслены философией эпохи постмодерна как продукт определенных мировоззренческих установок культуры классики (см. Метафизика, Тождества философия). Однако в современных условиях проблема "различия и повторения" оказывается в приоритетном фокусе внимания современной философии: по оценке Делеза, данный "сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени". В контексте современной философской рефлексии экспликация "сил" и культурных механизмов, "которые действуют под воспроизведением тождественного" (Делез), может быть рассмотрена как осуществленная, и в силу этого в современной культуре невозможно прежнее имплицитное функционирование философии как философии тождества: "современная мысль порождается... утратой тождеств... Человек в нем не переживает Бога, тождество субъекта не переживает тождества субстанции" (Делез). В подобном культурном контексте единственный доступный тождеству статус - это статус симуляции (см. Симуляция, Симулякр, Бодрийяр): "современный мир - это мир симулякров... Все тождества только симулированы, возникая как оптический "эффект" более глубокой игры - игры различия и повторения" (Делез). Постмодернистский отказ от идеи пронизанности мироздания универсальным и единым логосом (см. Логос, Логоцентризм) кладет конец "философии тождества": стиль мышления культуры постмодерна рефлексивно осмысливает себя как постметафизический (см. Постметафизическое мышление), а сама постмодернистская философия - как Р.Ф. Это находит свое выражение как в общих установках постмодернизма (см. Постмодернистская чувствительность, Закат метанарраций, Номадология), гак и в предметно специфицированных моделях постмодернистской философии: например, отказ последней от возможности конституирования онтологии (см. Онтология) как концептуальной модели бытия (см. Бытие); программное исключение социально-историческими штудиями постмодернизма из философского обихода таких универсальных концептов, как "история", "общество" и т.п. (см. Постистория); признание постмодернистской теологией невозможности конституирования универсального учения о Боге и мире в современных условиях; отказ нравственной философии от притязаний на построение единой и абсолютной "этики" (см. Этика). В аксиологической системе постмодернизма Р.Ф. оценивается философской рефлексией как позволяющая выйти за пределы классической тавтологии, возводящей все возможные состояния объекта (мира) к
исходным причинам и тем пресекающей перспективу аналитики процессов подлинного становления и подлинной новизны: лозунгом постмодернизма становится "Да здравствует множественное!" (Делез, Гваттари). В отличие от классической традиции философии тождества, наглядно выраженной в легендарном ответе Лапласа Бонапарту, назвавшего его "вторым Ньютоном": "второго Ньютона не будет, ибо существует лишь один мир, и он уже объяснен", - в рассматриваемом аспекте аксиологическая позиция постмодернистской философии во многом созвучна позиции современного естествознания, пафосно фиксирующего, что "естественные науки отказались от такой концепции объективной реальности, из которой следовала необходимость отказа от новизны и многообразия, во имя вечных и неизменных универсальных законов" (И.Пригожин, И.Стенгерс). В контексте Р.Ф., равно как и в контексте современного естествознания (см. Неодетерминизм), с неизбежностью осуществляется отказ от презумпции жесткой номотетики, и аксиологическую приоритетность обретает идиографический метод познания. (См. также Тождества философия, Постметафизическое мышление, Идентичность.)

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
211.22 кб

Философия различия: без понятия

Еселев Е.А., Жданов С.Г.
Статье рассмотрена необходимость переосмысления философской проблематики на основе взаимоотношения понятий тождества и различия. Определены две позиции в философии: философия тождества и философия различия.
Читать PDF
277.82 кб

Различные философские позиции по проблеме судьбы

Захарова Л. М.
Читать PDF
230.57 кб

Концепты тождества и различия в философии свободы

Кармазина Елена Викторовна
В статье представлен теоретический анализ классической проблематики индивидуальности/тотальности в философии свободы.
Читать PDF
514.14 кб

Запад и Восток: о различии менталитета и философии

Люрья Н.А.
Читать PDF
564.53 кб

Понимание культуры в различных философских направлениях

Ляшенко Олеся Викторовна
В статье рассмотрено понимание культуры в различных философских направлениях, представлен широкий диапазон мнений о сущности понятия «культура».
Читать PDF
240.53 кб

Параллели философии языка в различных философских течениях

Балжик Александра Михайловна
Статья содержит обзор проблемы философии языка в различных философских течениях, а также проводятся параллели между различными философскими течениями, в частности неопозитивизмом, постмодернизмом и дзен-буддистской философией.
Читать PDF
308.66 кб

Критерии прогресса в различных концепциях философии истории

Коньков В. В.
Статья посвящена исследованию представлений о критериях прогресса в различных концепциях философии истории.
Читать PDF
5.06 мб

Различие существований. Заметки о ранней философии М. Бахтина

К. Фридрих
Читать PDF
719.75 кб

Русский и западноевропейский философский нигилизм: сходства и различия

Нагой Фатима Нурдиновна
Феномен нигилизма последовательно отражается отечественной и западной культурой на протяжении двух столетий, что свидетельствует о динамизме и противоречивости исторических и культурных событий, подвижности границ мира, охваченног
Читать PDF
276.40 кб

Проблемы философии науки как концептуально различаемая множественность

Мартынович Сергей Федорович
Статья посвящена осмыслению проблемности исследований в области философии науки. Предлагается определение понятия философии науки, исходящее из понимания её вовлеченности в исторический контекст традиции мышления бытия.
Читать PDF
312.21 кб

"философия экономики" vs "философия хозяйства": тождество или различие?

Ильин В.
В статье рассматривается проблема "философии экономики" в ее соотношении с "философией хозяйства". Акцентируется внимание на несоответствии "софиологии" запросам современного экономического бытия.
Читать PDF
126.98 кб

Научная и философско-антропологическая экспертизы: тождество и различия

Горина Анна Владимировна
Статья посвящена проблеме экспертизы и ее типологии. Особым типом экспертизы впервые представлена философско-антропологическая экспертиза, выделена ее объектная и субъектная специфика.
Читать PDF
198.84 кб

Эмманюэль Левинас о различии философских взглядов М. Бубера и г. Марселя

Визгин Виктор Павлович
В статье рассматривается интерпретация, предложенная Э. Левинасом для отношений между Мартином Бубером и Габриэлем Марселем как мыслителями диалога. Расхождения в их взглядах объясняются различиями в подходе к языку.
Читать PDF
263.43 кб

Необходимость различения силы и насилия в морально-философской рефлексии

Микляев В.А.
В статье рассмотрены онтогносеологические, праксиологические и аксиологические основания различения феноменов силы и насилия в истории и личностных практиках.
Читать PDF
350.97 кб

Мировоззренческие универсалии и философские категории: сходство и различие

Степанов Александр Константинович