РАЗИ Абу Бакр Мухаммад ар-

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РАЗИ Абу Бакр Мухаммад ар-

(865-925 или 934), иран. ученый-энциклопедист, врач и философ; рацио­налист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Р. был хорошо знаком с антич. наукой, медициной и философией; оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и химии (алхимии) - всего, очевидно, 184 соч. (до нас дошло 61); труды Р. были переведены на лат. яз. в Ев­ропе в 10-13 вв.
Для науч. исследований Р. характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, стремление к практич. пользе. В основе филос. концепции Р., близкой нек-рым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «ма­терии», «времени», «пространстве»; посланный творцом разум внушает душе, плененной материей, стремление к освобождению: путь к этому - изучение философии. Атомизм Р. близок атомизму Демокрита; Р. верил в абс. пространство, абс. время и признавал множест­венность миров. В этике выступал против аскетизма, призывал к активной обществ. жизни, считая образцом Сократа.
Р. резко критиковал все существовавшие в его время религии. Ему принадлежит антиклерикальный трактат «Махарик аль-анбийа», к-рый лег, по-видимому, в осно­ву лат. ср.-век. памфлета «О трех обманщиках». Исти­на, по Р. - едина, религий - множество, следователь­но, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и ученых. Антиклерикаль­ные высказывания Р. вызвали яростные нападки мусульм. мыслителей 10-11 вв., в частности Фараби.

Источник: Советский философский словарь

РАЗИ Абу Бакр Мухаммад ар-

1149, Рей, Иран — 1209, Герат, Афганистан) — арабо-мусульманский философ, представитель ашаритского калама, видный комментатор Корана. Обучался в Рее религиозным и философским наукам. Находился при дворах гуридских султанов, много путешествовал по городам Средней Азии. Последние годы ар-Рази провел в Герате.
Автор около 100 сочинений, из которых 5 посвящены коранической экзегетике, 40 — каламу, 26 — философии, 5 — фикху, 7 — арабскому языку и литературе, 7 — медицине, 5 — талисманам и геометрии, 2 — истории. Полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, некоторое время — с исмаилитами и особенно каррамитами. Тенденция к сближению калама и арабоязычного перипатетизма прослеживается в комментарии ар-Рази к «Указаниям и наставлениям» Ибн Сины («Шарх ал-Ишарат») и компендиуме к нему («Лубаб ал-Ишарат»), а также в его сочинении по метафизике и физике, построенном по модели «Исцеления» («аш-Шифа») Ибн Сины, — «ал-Мабахис ал-машрикиййа», равно как ив «Мухассал» — первой в ряду характерных для 13—14 вв. «сумм» по перипатезирующему каламу. В монументальном комментарии к Корану — «Мафатих ал-гайб» (или «ат-Тафсир ал-кабир») предпринял синтез философии и религии в рамках экзегетики.
Согласно средневековым источникам, к концу жизни ар-Рази отказался от калама и перешел в суфизм (сохранился текст послания к нему от Ибн Араби, в котором упоминается этот факт).
Лит.: Наймов Н, Фахриддин Рази.— В кн.: Из философского насде. дия народов Ближнего и Среднего Востока. Ташкент, 1972; КулнатовН. Фахриддин Рази. Душанбе, 1980.
Т. Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия

РАЗИ Абу Бакр Мухаммад ар-

латинизиров. (Разес/Rhazes); ок. 865 — ок. 925 или 932) — арабо-мусульманский философ, ученый-энциклопедист и врач. О его жизни достоверно известно лишь то, что он родился в Рее (в окрестностях современного Тегерана), руководил там клиникой, а затем жил в Багдаде. В автобиографии ар-Рази упоминает о более чем 200 своих сочинениях, посвященных различным естественным и философским наукам (за исключением математики). Из них сохранилось менее трети, в т. ч. ок. 20 небольших трактатов по философии.
Если в логике ар-Рази следовал за Аристотелем, то в метафизике и этике он отдавал предпочтение Платону. Ядром его онтологии является учение о пяти вечных началах: Творце, универсальной душе, первоматерии, времени и пространстве (месте). При этом ар-Рази различал абсолютное и частичное пространство, а также абсолютное и частичное время. По ар-Рази, Творец создал мир по милости к душе, тяготевшей к наслаждениям и желавшей соединиться с материальными формами. Сотворив человека. Бог даровал ему из Своей сущности разум, с помощью которого (через философию) душа может вернуться к горнему, умопостигаемому миру. На этом пути душа проходит через разные этапы перевоплощения.
Ар-Рази вошел в историю ислама как самый ярый противник понимания Откровения и пророков в качестве посредников между Богом и человеком. Пророчество, по ар-Рази, излишне, поскольку для постижения истины достаточен свет дарованного Богом разума. Оно и вредно, ибо приводит к конфликтам и войнам между одной группой людей, верующих в свою избранность божественным Откровением, и другой группой, не удостоенной такой милости.
Соч.: Расаил фалсафиййа, под ред. П. Крауса. Каир, 1939; Бейрут, 1973; в рус. пер.: КаримовУ.И. Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн». Ташкент, 1957.
Т.Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия

РАЗИ Абу Бакр Мухаммад ар-

(865–925 или 934) – ученый-энциклопедист, врач и философ Ближнего Востока, рационалист и вольнодумец. Родился в г. Рее (близ совр. Тегерана). Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Последние годы жизни Р., подобно Ибн Сине, скитался, жил при дворах мелких феод. правителей. Умер в Рее. Р. был знаком с антич. наукой, считал себя последователем Платона. Произв. Р. были переведены на латынь уже в 10–13 вв. Особенно известны переводы медицинских сочинений: "Liber continens", "Liber (иногда Nonus) Almansoris" и "Liber regius" (см. библиографию всех известных произв. Р. и их переводов: Bibliographie de Rhazes... prepar?e par M. Nadjambadi, T?hran, 1960). Творчество Р., помимо его самостоят. ценности, – одно из важных звеньев, связывавших культуры Востока и Запада, античность и Ренессанс. Р. оставил труды по философии, этике, теологии, логике, астрономии, физике, химии (алхимии) и медицине. В 11 в. Бируни составил библиографию трудов Р. (см. лит.), содержащую 184 названия (нек-рые авторы называют цифры 167 и 238). До нас дошли 61 произв. и многочисл. фрагменты, включенные в труды др. авторов. Для стиля науч. исследования Р. характерны свобода от догматизма и преклонения перед авторитетами, борьба с предрассудками и мистич. истолкованием явлений природы, широкое использование экспериментов, стремление к практич. пользе. Основу онтологич. взглядов Р. составляет вера в пять вечных начал: "творец", "душа", "материя", "время" и "пространство". Сотворение мира имеет у Р. форму гностич. мифа. "Душа" (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с "материей", "пропитать мир", дабы испытывать в нем наслаждение. Однако "материя" уклоняется от воссоединения. Тогда демиург в своем милосердии творит материальный мир, чтобы "душа" наслаждалась в нем и сотворила человека. Так "душа" становится пленницей "материи". Демиург посылает к "душе" разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина. Узнав об этом, "душа" начинает тосковать и стремится освободиться от пут "материи". Единств. путь к такому освобождению, по мнению Р., – изучение философии. Когда все "души" освободятся, мир растворится и "материя", лишившись форм, вернется к первонач. состоянию. В области натурфилософских воззрений Р. выступает как противник аристотеликов и мутакаллимов и опирается на Платона. Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единств. прецедент в ср. века) атомизму Демокрита. Р. верил в абс. пространство и абс. время и, очевидно, признавал множественность миров. Несмотря на пессимистич. выводы, вытекающие из его космогонии, в области этики Р. восставал против чрезмерного аскетизма и рассматривал активную обществ. жизнь Сократа как достойный образец для подражания. Радость, наслаждения Р. считал не самоцелью, а лишь переходом к нормальному состоянию, из к-рого ранее нас вывела боль. Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, "должен походить на творца", быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам. Веря в прогресс науки, Р. полагал, что, хотя сам он мудрее Платона и приближается по мудрости к Сократу, вслед за ним придут др. ученые, к-рые своими творениями превзойдут все достигнутое им подобно тому, как сам он превзошел достижения других. Р. считал, что не следует говорить о заблуждениях и лжи в трудах ученых-предшественников: каждый философ ошибался, делая усилия на пути к истине, и в меру этих усилий приблизился к ней. Р. критиковал все существовавшие в его время формы религии и издевался над мутазилитами, пытавшимися ввести в теологию достижения науки и аристотелевскую силлогистику. Р. создал неск. трактатов на эту тему, в т.ч. резкий антиклерикальный трактат "Машарик аль-анбийа", популярный впоследствии у карматов. Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу ср.-век. антиклерик. трактата "De tribus impostoribus" ("О пророках"). Р. утверждал, что все люди равны от природы и, следовательно, пророки не имеют права претендовать на духовное превосходство. "Чудеса", сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т.к. является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей. Все "священные писания" – совершенно бесполезные книги; гораздо нужнее людям книги Платона, Аристотеля, Эвклида, Гиппократа. Полемика Р. с религией – самая острая за всю историю ср. веков. Она, очевидно, имеет источник в нек-рых манихейских ересях (см. Манихейство). Антиклерик. высказывания Р. вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (11 в.) и Абу Хатима ар-Рази (10 в.). Против эгалитаризма Р. выступали также аль-Фараби и, очевидно, Маймонид, к-рый возражал и против вытекающей из онтологии Р. мысли о том, что в мире больше зла, нежели добра, и что человеч. жизнь является злом и наказанием. Соч.: Ep?tre de B?r?ni contenant le r?pertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakar?y? ar-R?z?, publ. par P. Kraus, P., 1936; Abi Bakr Muhammadi fillii Zachariae Raghensis (Razis). Opera philosophica fragmentague supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. 1, Cahirae, 1939; см. также книгу: У. И. Каримов, Неизвестные соч. ар-Рази, "Книга тайны тайн". [Исследов., пер. и коммент.], Таш., 1957; Al-Sirat al-falsafiya, by Muhammad ibn Zakariya al-Razi, ed. by P. Kraus, Tehran, 1964. Лит.: Ибн аби Усейбаа, Табакат ал-апиба, Каир, 1882; Ташкепри-заде, Мавзуат ал-улум, Стамбул, 1895-96; Pines S., Beitr?ge zur islamischen Atomenlehre, В., 1936, S. 34-93; Kraus P., Pines S., Al-R?z?, Ab? Bakr Muhammad b. Zakar ?y?, в кн.: Encyclop?die de l´Islam, Livraison 54, Leyde-P., 1936; Pines S., Razi critique de Galien, в кн.: Actes du Septi?me Congr?s International d´histoire de Sciences, J?rusalem, 1953, p. 480-87; Nasir-e Kho-sraw, Le livre r?unissant les deux sagesses..., ?d. par H. Corbin et M. Mo´In, P., 1953 (Etude pr?liminaire, p. 128-44); ?ines S., What was original in Arabic science?, в кн.: Scientifique change, N. Y., 1963, p. 193-97. A. Бертельс. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.