РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
Разделение власти
принцип, согласно которому государственную власть осуществляют три независимые ветви власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная. Разделение властей – одна из основ правового государства. Для того чтобы ни одна из ветвей власти не обладала большими полномочиями, в законодательстве предусмотрены т.н. сдержки и противовесы, регламентация функций.
Разделение властей
учение о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею Р. в. выдвинул Локк, позднее она были развита Монтескье. Учение о Р. в. служило идейному обоснованию союза буржуазии и дворянства, ограничению абсолютизма путем сосредоточения законодательной власти в руках буржуазных представительных учреждений. В буржуазном государстве Р. в. носит чисто формальный характер, в ряде случаев используется для оправдания «сильной» президентской, исполнительной власти.
Источник: Философский словарь. 1963
Разделение властей
принцип организации и реализации государственной власти, препятствующий концентрации всей полноты власти в руках одного или группы лиц, ведущей к установлению авторитарного или деспотического режима.
Принцип Р.В. требует четкого разграничения компетенции трех основных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти должна ограничивать другие.
В то же время, принцип Р.В. предполагает единство государственного механизма, субсидиарность (взаимодополнительность) в отношениях ветвей власти.
Принцип Р.В. применяется и по отношению к взаимодействию центральной власти с региональной (местной) – «вертикальное» разделение властей.
Принцип Р.В. требует четкого разграничения компетенции трех основных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти должна ограничивать другие.
В то же время, принцип Р.В. предполагает единство государственного механизма, субсидиарность (взаимодополнительность) в отношениях ветвей власти.
Принцип Р.В. применяется и по отношению к взаимодействию центральной власти с региональной (местной) – «вертикальное» разделение властей.
Источник: Философия права, словарь-минимум
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
независимость друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властей. Р. в. - либеральный принцип, несовместимый с синкретическим принципом "все во всем", с принципом чрезвычайных связей, с принцип шаха, перерастающего в мат, с синкретическим государством. Р. в. - предпосылка организационной революции, возможность постоянного подчинения организационных связей новым задачам: создания, ликвидации, изменения и т.д. различных сообществ.
Р. в. Возможно лишь на основе плюрализма и диалога и находит свое полное выражение в условиях либеральной цивилизации и либерального идеала.
традиционной цивилизации-фактор усиления предпосылок либеральной цивилизации. В промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, попытки заложить основы Р. в. Вступают в конфликт с основами интеграции расколотого общества. Попытка утвердить Р. в. на последнем этапе глобального периода - проявление накопившегося остаточного дискомфортного состояния, вызванного дезорганизацией, отказом от общих принципов нравственного идеала соответствующего глобального модифицированного инверсионного цикла. Борьба за Р. в. - составной элемент развития соборно-либерального идеала.
Р. в. Возможно лишь на основе плюрализма и диалога и находит свое полное выражение в условиях либеральной цивилизации и либерального идеала.
традиционной цивилизации-фактор усиления предпосылок либеральной цивилизации. В промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, попытки заложить основы Р. в. Вступают в конфликт с основами интеграции расколотого общества. Попытка утвердить Р. в. на последнем этапе глобального периода - проявление накопившегося остаточного дискомфортного состояния, вызванного дезорганизацией, отказом от общих принципов нравственного идеала соответствующего глобального модифицированного инверсионного цикла. Борьба за Р. в. - составной элемент развития соборно-либерального идеала.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
Разделение властей
принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную на практике имеет смысл только в том случае, если имеется четвертая власть, стоящая над ними и способная в любой момент поставить “зарвавшуюся” ветвь на место. Представление, что эти власти в состоянии "уравновешивать друг друга" - не более, чем иллюзия. На деле четвертая стабилизирующая сила существует всегда: теневое правительство, внешнее управление (марионеточные государства), внешнее давление (общая опасность, стабилизирующая отношения всех ветвей, направляя их действия в общее русло). При отсутствии четвертой силы имеющие место равновесия являются либо мнимыми (результатом пропаганды), либо временными.
Пресса (средства массовой информации) является инструментом тех или иных сил - служанкой, но властью не является даже в переносном смысле этого слова. Пресса и не должна быть властью, так как подбор кадров в этом институте идет "случайным образом” и ничем не контролируется (имеется в виду, что, при отсутствии жесткого контроля со стороны общества и государства, за прессой могут стоять любые силы: мафиозные структуры, спецслужбы других государств, партии, церковь и прочие). С учетом того, что общество является информационной системой, бесконтрольность прессы представляется самоубийственной для последнего.
Ассоциативный блок.
Представляется, что официальные институты власти (парламент, конгресс, суд, президент) являются, скорее всего, ширмой для каких-то сил и кланов реально управляющих странами и миром, представители которых, кстати, вполне могут быть кооптированы в массы легальных политических деятелей.
Пресса (средства массовой информации) является инструментом тех или иных сил - служанкой, но властью не является даже в переносном смысле этого слова. Пресса и не должна быть властью, так как подбор кадров в этом институте идет "случайным образом” и ничем не контролируется (имеется в виду, что, при отсутствии жесткого контроля со стороны общества и государства, за прессой могут стоять любые силы: мафиозные структуры, спецслужбы других государств, партии, церковь и прочие). С учетом того, что общество является информационной системой, бесконтрольность прессы представляется самоубийственной для последнего.
Ассоциативный блок.
Представляется, что официальные институты власти (парламент, конгресс, суд, президент) являются, скорее всего, ширмой для каких-то сил и кланов реально управляющих странами и миром, представители которых, кстати, вполне могут быть кооптированы в массы легальных политических деятелей.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
принцип построения и функционирования государственного управления в современных демократических государствах, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений. Впервые в классической форме идея разделения властей сформулирована Ш. Монтескье в книге «О духе законов» (1748).
Автор предупреждал, что самой большой опасностью, порождающей деспотизм и бесправие, является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо чтобы одна власть сдерживала другую. Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью.
При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в одних руках. Одновременно разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции. В федеративных и конфедеративных государствах роль контрвласти по отношению к центру выполняют властные инстанции субъектов федерации (конфедерации).
В системе разделения властей главенствующее положение принадлежит парламенту (см. Парламентаризм), поскольку именно законодательная власть обладает правом определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями. В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на законодательные акты или требовать их доработки. В свою очередь парламент способен отменить или затормозить решения исполнительной власти.
Все исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с парламентом: отчитываться перед ним, а если речь идет о парламентских республиках, то даже получать от парламента мандат на осуществление своих функций. Парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинения против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности (процедура импичмента), если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам.
Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности исполнительной и законодательной власти, арбитром в случае возникновения каких-либо противоречий между ними, выступает судебная власть. Без независимой судебной власти невозможно разделение властей. В большинстве стран надзор за соблюдением Конституции, за соответствием актов законодательной и исполнительной власти основным ее положениям возлагается на специально созданное, организационно обособленное судебное учреждение. Во Франции это Конституционный совет, в ФРГ — Федеральный конституционный суд, в США — Верховный суд, в России — Конституционный суд. Эти институты следят за правомочностью действий президента и парламента, за соответствием Конституции международным договорам и соглашениям, разрешают споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Сюда могут обращаться политические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с решениями государственных органов или видят в них угрозу нарушения Основного закона государства.
Проверка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит логическим разрешением системы сдержек и противовесов, призванной стоять на страже конституционной демократии.
И. А. Василенко
Автор предупреждал, что самой большой опасностью, порождающей деспотизм и бесправие, является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо чтобы одна власть сдерживала другую. Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью.
При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в одних руках. Одновременно разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции. В федеративных и конфедеративных государствах роль контрвласти по отношению к центру выполняют властные инстанции субъектов федерации (конфедерации).
В системе разделения властей главенствующее положение принадлежит парламенту (см. Парламентаризм), поскольку именно законодательная власть обладает правом определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями. В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на законодательные акты или требовать их доработки. В свою очередь парламент способен отменить или затормозить решения исполнительной власти.
Все исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с парламентом: отчитываться перед ним, а если речь идет о парламентских республиках, то даже получать от парламента мандат на осуществление своих функций. Парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинения против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности (процедура импичмента), если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам.
Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности исполнительной и законодательной власти, арбитром в случае возникновения каких-либо противоречий между ними, выступает судебная власть. Без независимой судебной власти невозможно разделение властей. В большинстве стран надзор за соблюдением Конституции, за соответствием актов законодательной и исполнительной власти основным ее положениям возлагается на специально созданное, организационно обособленное судебное учреждение. Во Франции это Конституционный совет, в ФРГ — Федеральный конституционный суд, в США — Верховный суд, в России — Конституционный суд. Эти институты следят за правомочностью действий президента и парламента, за соответствием Конституции международным договорам и соглашениям, разрешают споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Сюда могут обращаться политические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с решениями государственных органов или видят в них угрозу нарушения Основного закона государства.
Проверка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит логическим разрешением системы сдержек и противовесов, призванной стоять на страже конституционной демократии.
И. А. Василенко
Источник: Новая философская энциклопедия