РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Разделение власти
принцип, согласно которому государственную власть осуществляют три независимые ветви власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная. Разделение властей – одна из основ правового государства. Для того чтобы ни одна из ветвей власти не обладала большими полномочиями, в законодательстве предусмотрены т.н. сдержки и противовесы, регламентация функций.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Разделение властей
учение о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею Р. в. выдвинул Локк, позднее она были развита Монтескье. Учение о Р. в. служило идейному обоснованию союза буржуазии и дворянства, ограничению абсолютизма путем сосредоточения законодательной власти в руках буржуазных представительных учреждений. В буржуазном государстве Р. в. носит чисто формальный характер, в ряде случаев используется для оправдания «сильной» президентской, исполнительной власти.

Источник: Философский словарь. 1963

Разделение властей
принцип организации и реализации государственной власти, препятствующий концентрации всей полноты власти в руках одного или группы лиц, ведущей к установлению авторитарного или деспотического режима.
Принцип Р.В. требует четкого разграничения компетенции трех основных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти должна ограничивать другие.
В то же время, принцип Р.В. предполагает единство государственного механизма, субсидиарность (взаимодополнительность) в отношениях ветвей власти.
Принцип Р.В. применяется и по отношению к взаимодействию центральной власти с региональной (местной) – «вертикальное» разделение властей.

Источник: Философия права, словарь-минимум

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
независимость друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властей. Р. в. - либеральный принцип, несовместимый с синкретическим принципом "все во всем", с принципом чрезвычайных связей, с принцип шаха, перерастающего в мат, с синкретическим государством. Р. в. - предпосылка организационной революции, возможность постоянного подчинения организационных связей новым задачам: создания, ликвидации, изменения и т.д. различных сообществ.
Р. в. Возможно лишь на основе плюрализма и диалога и находит свое полное выражение в условиях либеральной цивилизации и либерального идеала.
традиционной цивилизации-фактор усиления предпосылок либеральной цивилизации. В промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, попытки заложить основы Р. в. Вступают в конфликт с основами интеграции расколотого общества. Попытка утвердить Р. в. на последнем этапе глобального периода - проявление накопившегося остаточного дискомфортного состояния, вызванного дезорганизацией, отказом от общих принципов нравственного идеала соответствующего глобального модифицированного инверсионного цикла. Борьба за Р. в. - составной элемент развития соборно-либерального идеала.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Разделение властей
принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную на практике имеет смысл только в том случае, если имеется четвертая власть, стоящая над ними и способная в любой момент поставить “зарвавшуюся” ветвь на место. Представление, что эти власти в состоянии "уравновешивать друг друга" - не более, чем иллюзия. На деле четвертая стабилизирующая сила существует всегда: теневое правительство, внешнее управление (марионеточные государства), внешнее давление (общая опасность, стабилизирующая отношения всех ветвей, направляя их действия в общее русло). При отсутствии четвертой силы имеющие место равновесия являются либо мнимыми (результатом пропаганды), либо временными.
Пресса (средства массовой информации) является инструментом тех или иных сил - служанкой, но властью не является даже в переносном смысле этого слова. Пресса и не должна быть властью, так как подбор кадров в этом институте идет "случайным образом” и ничем не контролируется (имеется в виду, что, при отсутствии жесткого контроля со стороны общества и государства, за прессой могут стоять любые силы: мафиозные структуры, спецслужбы других государств, партии, церковь и прочие). С учетом того, что общество является информационной системой, бесконтрольность прессы представляется самоубийственной для последнего.
Ассоциативный блок.
Представляется, что официальные институты власти (парламент, конгресс, суд, президент) являются, скорее всего, ширмой для каких-то сил и кланов реально управляющих странами и миром, представители которых, кстати, вполне могут быть кооптированы в массы легальных политических деятелей.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
принцип построения и функционирования государственного управления в современных демократических государствах, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений. Впервые в классической форме идея разделения властей сформулирована Ш. Монтескье в книге «О духе законов» (1748).
Автор предупреждал, что самой большой опасностью, порождающей деспотизм и бесправие, является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо чтобы одна власть сдерживала другую. Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью.
При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в одних руках. Одновременно разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции. В федеративных и конфедеративных государствах роль контрвласти по отношению к центру выполняют властные инстанции субъектов федерации (конфедерации).
В системе разделения властей главенствующее положение принадлежит парламенту (см. Парламентаризм), поскольку именно законодательная власть обладает правом определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями. В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на законодательные акты или требовать их доработки. В свою очередь парламент способен отменить или затормозить решения исполнительной власти.
Все исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с парламентом: отчитываться перед ним, а если речь идет о парламентских республиках, то даже получать от парламента мандат на осуществление своих функций. Парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинения против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности (процедура импичмента), если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам.
Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности исполнительной и законодательной власти, арбитром в случае возникновения каких-либо противоречий между ними, выступает судебная власть. Без независимой судебной власти невозможно разделение властей. В большинстве стран надзор за соблюдением Конституции, за соответствием актов законодательной и исполнительной власти основным ее положениям возлагается на специально созданное, организационно обособленное судебное учреждение. Во Франции это Конституционный совет, в ФРГ — Федеральный конституционный суд, в США — Верховный суд, в России — Конституционный суд. Эти институты следят за правомочностью действий президента и парламента, за соответствием Конституции международным договорам и соглашениям, разрешают споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Сюда могут обращаться политические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с решениями государственных органов или видят в них угрозу нарушения Основного закона государства.
Проверка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит логическим разрешением системы сдержек и противовесов, призванной стоять на страже конституционной демократии.
И. А. Василенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
195.17 кб

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Виталий Гаврилович Пахомов
На основе анализа работ Дж. Лильберна, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж.
Читать PDF
200.06 кб

Проблема разделения властей в контексте философии власти А. А. Зиновьева

Катышевцева Е.В.
Читать PDF
262.70 кб

Влияние региональных политических режимов на устойчивость разделения властей

Романенко Вероника Борисовна
В статье анализируется организация региональной власти, в которой доминирует исполнительная власть. Это доминирование подтверждается статусом главы исполнительной власти, являющимся высшим должностным лицом субъекта федерации.
Читать PDF
357.31 кб

Разделенная исполнительная власть и демократизация в полупрезидентских системах

Элджи Роберт, Макменамин Иан
Статья посвящена изучению влияния разделенной исполнительной власти (ситуации, при которой президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям) на процесс демократизации в полупрезидентских системах.
Читать PDF
110.88 кб

Формирование новых региональных центров власти в США и проблема разделенного правления

Лапшина И. К.
В статье рассматривается вопрос о возрастании значения Юга и Запада как новых центров власти в США послевоенного периода и роли данного фактора в укреплении позиций республиканской партии на президентских выборах.
Читать PDF
220.96 кб

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ РАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)

Ковшикова Елена Владимировна, Шиндряева Ирина Викторовна
В статье исследуются конфликты разделения полномочий в органах исполнительной власти Российской Федерации, подробно анализируются коммуникативно -документационные аспекты конфликта.
Читать PDF
366.19 кб

Теория самостоятельного мандата и принцип разделения властей на примере Скандинавских стран

Кулакова Т. А.
The Scandinavian model of the society, economy and the state reflects the form of the interaction of executive and legislative branches of authority.
Читать PDF
253.35 кб

Разделение властей и пространственное развитие России: политический проект С. Б. Переслегина

Кузнецов Игорь Иванович
В статье анализируется проект совершенствования российской модели разделения властей, представленный в работах С.Б. Переслегина.
Читать PDF
657.74 кб

Суверенитет и власть в теории федерализма:от разделения и отрицания до триномиального компромисса

Юсупов Артур Маратович
Современная теория федерализма полна нерешенных проблем и противоречий, корни которых, как правило, уходят в концепцию суверенитета.
Читать PDF
662.74 кб

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Санжаревский Игорь Иванович, Александров Артём Романович
В статье проводится ретроспективный анализ местного самоуправления в системе разделения публичной власти, в России начиная от эпохи Древнерусского государства до положения дел в Российской Федерации.
Читать PDF
109.54 кб

2008. 02. 024. Спур М. , Крутов А. «Власть воды» в разделенной Центральной Азии. Spoor M. , Krutov A

Блохин Л. Ф.
Читать PDF
70.16 кб

Рецензия на монографию: кузнецов И. И. Политические механизмы разделения властей в современной Росси

Фомин Олег Николаевич
Читать PDF
326.79 кб

Разделение властей в неопатримониальной системе современной России: этапы и особенности формирования

Дунямалыев Теймур Баширович
В статье с помощью системного, институционального и исторического методов анализируется специфика осуществления принципа разделения властей в неопатримониальной политической системе России, а также выделяются этапы формирования ин
Читать PDF
317.47 кб

Совершенствование системы разделения властей в контексте философских проблем социального управления

Журакулов Фуркат Норйигитович
В статье рассматриваются некоторые социально-философские проблемы становления, функционирования и развития триады законодательной, судебной и исполнительной властей в условиях демократизации страны.