разделение христ. церкви на зап. и вост., христианства - на православие и католицизм. В основе Р. ц. лежали глубокие соц.-экономич. и поли-тнч. противоречия между зап.-европ. и визант. феодалами, борьба за верховенство в церкви и за церк. доходы между римск. папами и константиноп. патриархами. Разделение Римск. империи на Зап. и Вост. (кон. 4 в.) привело к образованию 2 религ. центров: в Риме и в Константинополе, между к-рыми к 7 в. выявились различия в догматике, обрядах, организации. Особенно обострились противоречия между ними во вт. пол. 9 в. из-за стремления римск. папы и константиноп. патриарха к господству над церковью Болгарии, принявшей христианство, и из-за споров о филиокве. Традиционно Датой Р. ц. считается 1054, когда углублявшиеся разногласия привели к rowy, что папа Лев IX и патриарх Кируларий предали друг друга анафеме. В 1965 на II Вати кан. соборе папа Павел VI и константиноп. патриарх Афинагор I объявили о своем решении «предать забвению» анафемы 1054. Это решение явилось результатом совр. экуменич. устремлений христ. церквей.
РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ
РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ
Источник: Атеистический словарь
РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕИ
раскол христ-ва на католицизм и православие, обусловленный различиями в социально-экономич., обществ.-политич. н религ.-церк. жизни западной и восточной частей бывшей Рим. империи. Его предпосылкой было разделение в 4 в. некогда единой Рим. империи на Западную и Восточную (Византию) и появление в каждой из них самостоят. религ. центров, претендовавших на доминирующее положение в христ. мире. Конфликты между патриархами Рима и Константинополя (старой и новой столицы Рим. империи) внешне выглядели как религ. споры, но имели под собой экономия, и политич. основания: притязания на те или иные территории, стремление к расширению сфер своего влияния и т. п. Настаивая на своем преимуществе, каждый из этих церк. центров отказывался от согласованных действий, стал по-разному толковать важнейшие положения христ. вероучения, вносить свои коррективы в обрядность, на свой лад перестраивать уклад церк. жизни. Постепенно расхождения между ними приобрели остроту противоречий, нашедших выражение, в частности, в спорах о филиокве. Назревал разрыв. Поводом к нему послужили территор. притязания папы рим. Льва IX, к-рые отверг константиноп. патриарх Михаил Кирулларий. В 1054 они взаимно анафематствовали друг друга, что и стало датой разделения церквей; западная получила название римско-католической, а восточная - греко-кафолической, или православной (ордотоксальной). Взаимное проклятие глав западной и восточной церквей продержалось до 1965, когда папа рим. Павел VI встретился в Стамбуле с константиноп. патриархом Афинагором I, после чего они объявили о своем решении «предать забвению» анафемы 1054. Но различия между католицизмом и православием настолько закрепились в сознании и укладе жизни членов данных конфессий, что снятие анафемы осталось чисто символич. жестом, ничего не изменившим во взаимной конфронтации католиков и православных, к-рая продолжается поныне и не имеет тенденции к ослаблению.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ
схизма (греч. schisma - раскол) - офиц. разрыв в июле 1054 между вост. (константиноп.) и зап. (римской) христ. церквами. Хотя до этого момента формально считалось, что существует единая вселенская христ. церковь, фактически в теч. уже неск. столетий обе церкви были разобщены. Начало их разобщению было положено при разделе Римской империи в конце IV - нач. V в. и создании наряду с Римом религ. центра в Константинополе. Между Римом и Константинополем началась длит. борьба за преобладание в церкви. Не было единства церкви на протяжении мн. десятилетий V и VI вв., во время вторжений «варваров» и возникновения в Южн. и Зап. Европе «варварских» королевств. Серьезные конфликты между обоими церквами стали возникать с VIII в. по поводу поддержки, оказанной папой иконопочитателям.
Визант. ими. Лев III в связи с этим изъял из-под супрематии папы Иллирию, Калабрию и Сицилию. Примерно тогда же папство получило офиц. признание своего церк. верховенства со стороны франкских королей и папа стал единовластным повелителем Папской области, отданной ему франкским короле*м. С сер. IX в. конфликт между церквами углубился при столкновении их интересов в подвергавшихся христианизации слав, странах. В XI в. набеги норманнов в Южн. Италию, подвластную Византии, привели к усилению там влияния папства и визант. император в поисках способа сохранения за собой Южн. Италии готов был уступить папе супрематию над ней за посредничество в привлечении к союзу с Византией герм. императора. Он, однако, встретил оппозицию со стороны патриарха Михаила Керуллария.
Патриарх закрыл церкви и монастыри в Византии, организованные по зап. образцу, возобновил полемику с зап. церковью по догматич. и литургич. вопросам. Притязания обеих сторон быстро привели их к разрыву и взаимному преданию анафеме, Т. о., в основе Р. ц. лежали социально-полит. причины: различив путей развития стран Зап. и Вост. Европы, интересы разл. феод. группировок, а также борьба за власть и влияние и тем самым за увеличение церк. доходов и богатств. Акту Р. ц. способствовало также то, что в Византии и на Западе в силу особенностей их истор. развития, сложились освященные обычаем различия в церк. догматике, в орг-ции церкви, в богослужении и т. н. Так, римская церковь признавала исхождение «св. духа» «от отца и сына» (см. Филиокве), восточная же - «от отца» (через сына); на Западе миряне причащались только хлебом, на Востоке - хлебом и вином; позже зап. священникам не разрешалось быть в браке (принцип целибата), вост. церковь этого не запрещала и т. п. Существенными были отличия в положении самих папы и патриарха и подчиненных им епископов. Зап. церковь была богаче, более централизованной и более независимой политически, чем восточная. Догматич., организац. и богослужебные разногласия никогда не были подлинной причиной конфликтов и раскола между христ. церквами, но они неизменно выдвигались на первый план при каждом столкновении как теоретич. обоснование взаимных претензий. Со времени Р. ц. за зап. церковью постепенно закрепилось название католической, за восточной - название православной (см. Католицизм, Православие).
Визант. ими. Лев III в связи с этим изъял из-под супрематии папы Иллирию, Калабрию и Сицилию. Примерно тогда же папство получило офиц. признание своего церк. верховенства со стороны франкских королей и папа стал единовластным повелителем Папской области, отданной ему франкским короле*м. С сер. IX в. конфликт между церквами углубился при столкновении их интересов в подвергавшихся христианизации слав, странах. В XI в. набеги норманнов в Южн. Италию, подвластную Византии, привели к усилению там влияния папства и визант. император в поисках способа сохранения за собой Южн. Италии готов был уступить папе супрематию над ней за посредничество в привлечении к союзу с Византией герм. императора. Он, однако, встретил оппозицию со стороны патриарха Михаила Керуллария.
Патриарх закрыл церкви и монастыри в Византии, организованные по зап. образцу, возобновил полемику с зап. церковью по догматич. и литургич. вопросам. Притязания обеих сторон быстро привели их к разрыву и взаимному преданию анафеме, Т. о., в основе Р. ц. лежали социально-полит. причины: различив путей развития стран Зап. и Вост. Европы, интересы разл. феод. группировок, а также борьба за власть и влияние и тем самым за увеличение церк. доходов и богатств. Акту Р. ц. способствовало также то, что в Византии и на Западе в силу особенностей их истор. развития, сложились освященные обычаем различия в церк. догматике, в орг-ции церкви, в богослужении и т. н. Так, римская церковь признавала исхождение «св. духа» «от отца и сына» (см. Филиокве), восточная же - «от отца» (через сына); на Западе миряне причащались только хлебом, на Востоке - хлебом и вином; позже зап. священникам не разрешалось быть в браке (принцип целибата), вост. церковь этого не запрещала и т. п. Существенными были отличия в положении самих папы и патриарха и подчиненных им епископов. Зап. церковь была богаче, более централизованной и более независимой политически, чем восточная. Догматич., организац. и богослужебные разногласия никогда не были подлинной причиной конфликтов и раскола между христ. церквами, но они неизменно выдвигались на первый план при каждом столкновении как теоретич. обоснование взаимных претензий. Со времени Р. ц. за зап. церковью постепенно закрепилось название католической, за восточной - название православной (см. Католицизм, Православие).