РАВЕССОН-МОЛЬЕН Феликс

Найдено 1 определение
РАВЕССОН-МОЛЬЕН Феликс
(1813, Намюр, – 1900, Париж) – философ-спиритуалист, историк искусства. Окончил в Париже коллеж Роллена. В 1838 защитил докторскую диссертацию «О привычке» и вскоре занял должность генерального инспектора публичных библиотек; с 1852 – генеральный инспектор высшего образования. Кавалер ордена Почетного легиона (1862). Член Академии моральных и политических наук (1881); членкорреспондент Академий Кана, Брюсселя и Берлина. В философии Р.-М. продолжил традицию французского спиритуализма, восходящего к идеям Мен де Бирана. Испытал влияние Аристотеля, Плотина, Г.В. Лейбница, а также Ф.В. Шеллинга, чьи лекции об отношениях природы и духа прослушал в Мюнхене. Влияние Шеллинга заметно в фундаментальном труде Р.-М. «Опыт о “Метафизике” Аристотеля» (т. 1 – 1837; т. 2 – 1846), который знаменовал собой важнейший этап в развитии аристотелеведения во Франции XIX в. «Спиритуалитический реализм» Р.-М. опирается на исследование – методом интроспекции – внутреннего опыта, фактов сознания, из чего по аналогии делается вывод и о природе внешней реальности. Подчеркивая мысль Мен де Бирана о том, что душа открывает в себе не только феномены, но само свое существо, собственную причинность в форме чувства усилия, Р.-М. развил волюнтаристический аспект его концепции: непроизвольная спонтанность, свободная воля, «непосредственное самообусловливание» предстали у него как наиболее существенный, творческий элемент действительности. Один из важнейших фактов опыта Р.-М., как и Биран, видел в привычке, трактуя ее гораздо шире, чем его предшественник. Именно развитие привычки в глубине внутренней жизни сознания позволяет по аналогии понять процессы, происходящие в природе. Р.-М. прослеживает действие «двойного закона привычки» (снижение восприимчивости и одновременное возрастание спонтанности, совершенствование действия) на всех уровнях иерархии органического мира, в частности на уровне мышления, и показывает, как привычка, способствуя развитию двигательной активности, вносит свой вклад в постепенное одухотворение материи, но вместе с тем, переводя от рефлективности к спонтанности, «замораживает» духовное. Р.-М. усматривает в привычке не только границу, разделяющую волю и природу, но и посредника между духом и материей, открывающего индивиду их неразрывную связь. В работе «Современная философия» (1840) Р.-М., критикуя понимание субстанции как пассивного субстрата качеств, обосновывает идею о субстанциальности духовного начала мира, которое познается субъектом, обращающимся к собственному сознанию, как активная сущность, любовь. В «Докладе о философии во Франции XIX века» (1867) Р.-М. излагает свою концепцию спиритуалистического реализма, характеризуя ее как «третий путь» в философии, позволяющий преодолеть изъяны материализма и идеализма. Здесь развивается идея о том, что вся реальность, от физико-химических явлений до высших человеческих способностей, движима универсальной спонтанностью, источником которой является Бог – средоточие единства, чистой активности и любви. Природа – это иерархически организованное целое, где каждая более высокая ступень представляет собой конечную причину, цель для предшествующей. Материя есть рассеяние духа, низший его уровень; в ней действует не абсолютная, а относительная необходимость, имеющая своим основанием спонтанность, свободу. В конечном счете все в универсуме добровольно подчиняется – в силу стремления к совершенству, благу и красоте – божественному Провидению, но на разных уровнях мировой иерархии это стремление наталкивается на границы, свойственные конкретной частной форме существования. В «Философском завещании», изданном после смерти Р.-М., представлена концепция «героической философии», основанная на идее о нисходящем в мир первоначале – истоке жизни – которое дарует частицу себя миру, являя тем самым наивысший образец для героев, избранных личностей. Героическая, т.е. спиритуалистическая, философия, противостоит «мелкой», или «плебейской», философии, к которой Р.-М. относит материалистические учения. Идеи Р.-М. оказали сильное влияние на Ж. Лашелье и А. Бергсона.
Соч.: Essai sur la métaphysique d’Aristote. P., 1837–1846 (1953); Philosophie contemporaine // Revue des Deux Mondes. 1840. T. 24; Rapport sur le stoïcisme. P., 1851; La Venus de Milo. P., 1862; Morale et métaphysique // Revue de métaphysique et de morale. 1893. T. 1; Testament philosophique et fragments. P., 1935; De l’habitude. La philosophie en France au XIX-е siècle. P., 1984; L’art et les systèmes grecs. P., 1985. Лит.: Бергсон, А. Жизнь и творчество Равессона // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М., 2010; Блауберг, И.И. Истоки бергсонизма. Философия Феликса Равессона. М., 2014; Boutroux, E. La philosophie de Felix Ravaisson // Revue de métaphysique et de morale. 1900. T. 8. № 6; Dopp, J. Ravaisson. La formation de sa pensée d’après des documents inédits. Louvain, 1933; Cazeneuve, J. Ravaisson et les médecins animistes et vitalistes. P., 1957; Janicaud, D. Une généalogie du spiritualisme française. Aux sources du bergsonisme: Ravaisson et la métaphysique. La Haye, 1969; Laruelle, F. Phénomène et difference. Essai sur l’ontologie de Ravaisson. P., 1971; Beaufret, J. Notes sur la philosophie en France au XIX-е siècle. P., 1984; Etudes sur F.Ravaisson. De l’habitude / Sous la direction de J.-M. Le Lannou. P., 1999; Le Lannou, J.-M. Le vocabulaire de Ravaisson. P., 2002; Guibert, G. Félix Ravaisson. D’une philosophie première à la philosophie de la révélation de Schelling. P., 2006.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.