RATIO

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

RATIO
лат.) - разум, рассудок, основа; ratio cognoscendi - основа познания; ratio essendi - основа бытия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

RATIO (reason, nature, relation, principle, ground, argument, definition, criterion)
разум, природа, отношение, принцип, основание, довод, определение, критерий; часто использовалось как синоним интеллекта и как оппозиция вере; подразделяется на спекулятивный и практический. По Фоме Аквинскому, «разум понимается в двух смыслах: разумом называется то, что имеет место в разумном, а именно сам акт разума, сила или способность, существующая в разуме; но иногда разум понимается как интенция или как то, относительно чего она дает дефиниции вещей, так как разум есть дефиниция, или еще он называется аргументацией» (Thomas Aquinas. In lib. I Sent. d. 33, q. 1, a. 1 ad. 3). По Фоме, существуют три акта разума: 1) деятельность интеллектуального мышления, нераздельного и несоставного, благодаря которому вещь понимается сущностно, как она есть (предмет «Категорий»); 2) сравнивающая и составляющая деятельность интеллекта, благодаря которой осуществляется действие определения истинности или ложности (предмет «Об истолковании»); 3) действие разума, согласно которому существует собственно разум, т. е. выяснение происхождения одних вещей от других. Так, знание одной вещи дает ключ к познанию других вещей, до этого момента неизвестных (предмет книг по логике). Разум как интенция может означать определение вещи. Поскольку разум может давать определения, он используется для определения конечных, формальных и других причин. Разум как способность души является третьей силой души, использующей вегетативную и чувственную силы как своих слуг. Ср. FIDES.

Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
248.75 кб

Информационная система ratio кафедры философии и логики

Хизанишвили Д. В.
Читать PDF
65.71 кб

Принцип ratio в оценке человеческих потребностей

Туев Василий Афанасьевич
Рассмотрена система потребностей личности. Исследована деятельностная концепция развития потребностей личности. Выявлены проблемы, возникающие в процессе целенаправленного формирования потребностей личности.
Читать PDF
502.59 кб

«Зло рациональности»: влияние концепта «Ratio» на формирование социального дискурса

Рассадин С. В.
Рассматривается становление новоевропейского социально -философского дискурса.
Читать PDF
131.86 кб

Religio: присутствие ratio в сакрализованной философии Посидония Апамейского

Хазина А. В.
Рассматривается проблема становления различных типов рациональности в античном философском дискурсе на примере философско-религиозных взглядов представителя Средней Стои Посидония.
Читать PDF
547.42 кб

Несдержанный Логос: к вопросу о возможности восприятия отечественной культуры в режиме ratio-aesthet

Кребель И. А.
Работа нацелена на прояснение жизненных оснований отечественной культуры. За основание взят Логос, рациональность.
Читать PDF
88.74 кб

2008. 01. 047. Хазина А. В. Religio: присутствие ratio в сакрализованной философии Посидония Апамейс

Хлебников Г. В.
Читать PDF
85.29 кб

97. 01. 029. Тулмин С. Рациональность и разумность: от предложений к высказываниям. Toulmin S. ratio

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
208.65 кб

2010. 04. 007. Мерфи Б. Рационализм и эмпиризм: будет ли когда-нибудь конец дебатам? Мurphy B. ratio

Малакаева А.
Читать PDF
360.06 кб

Война и социальный порядок: ultima ratio или conditio humana?(Гоббс - Клаузевиц - Шмитт - Фуко)

Кильдюшов О.В.
Рассматривая эвристические проблемы, связанные с прояснением роли войны в процессах (вос)производства и трансформации социального порядка, О.В.
Читать PDF
849.27 кб

Ultima ratio deorum

Халапсис А.В.
Цель статьи заключается в исследовании роли, которое «чудесное» то есть, все, выходящее за рамки «естественного» играет в мировоззрении западного человека. Методология.

Похожие термины:

  • RATIO AETERNA

    вечный разум; по Августину, вечный разум - это вечные божественные истины, по образу которых сотворены вещи и которые являются выше нашего понимания.
  • RATIO REI

    сущность вещи; формальная причина вещи состоит из ее определения или сущностных свойств, как они нам представляются, т. е. в абстрагировании от конкретных условий; объективная причина вещи - это то
  • RATIO SEMINALIS

    разумные основания, заложенные Богом в начале акта творения, реализованные в мирских вещах в соответствующее время и при соответствующих обстоятельствах.