метод получения знания, представляющий собой мысленное моделирование, логический вывод или заключения из имеющихся данных.
Рассуждение
Рассуждение
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
Рассуждение
1) цепь умозаключений, изложенных устно или письменно в последовательной форме; 2) ряд суждений, последовательно вытекающих друг из друга.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Рассуждение
Умозаключение или, чаще, последовательная серия умозаключений. Рассуждать значит устанавливать истину (если рассуждение верно) посредством выстраивания упорядоченной цепочки других истин. На это можно возразить, что даже верное рассуждение может приводить лишь к установлению вероятности, а то и невозможности правильного решения. Отвечая на это возражение, отмечу, что рассуждение бывает верным только в том случае, когда показывает, что эта вероятность или невозможность истинны. Особенно это замечание важно для философии. Высказывания типа «Вероятно, что мы можем познать что‑то» или «Невозможно, чтобы мы могли познать все» суть истинные высказывания, к которым можно прийти путем рассуждения.
Источник: Философский словарь.
рассуждение
РАССУЖДЕНИЕ — в эпистемологии, методологии науки и исследованиях по компьютерному моделированию интеллектуальных процессов понимается как целенаправленная мыслительная деятельность, состоящая в постановке познавательно значимого вопроса и поиске ответа на него посредством построения одного или нескольких умозаключений. С Р. ассоциируется его предметная область (универсум) — сравнительно неширокий круг явлений (процессов, ситуаций), имеющих прямое отношение к поиску ответа на поставленный вопрос. Относительно предметной области субъект Р. обычно располагает знанием некоторого количества ее фактов и законов. Целью Р. является получение ответа на вопрос, которым оно инициируется и направляется. Полученный ответ составляет продукт, или конечный результат, Р. Им может быть изменение истинностного значения некоторого высказывания (напр., признание высказывания, ранее бывшего правдоподобным, в качестве истинного), установление причины исследуемого явления, построение прогноза и т.п. Р. естественно относить в целом к осознаваемой мыслительной деятельности, хотя отдельные его компоненты и этапы могут реализовываться на интуитивном уровне. Оно нередко содержит элементы логической и методологической рефлексии и сопряжено с внутренним диалогом, обусловленным наличием противоречий в системе знаний субъекта, ошибочно избранной стратегии мыслительного поиска, получением результата, неадекватного цели Р. Основные компоненты и этапы Р. таковы: постановка вопроса (что необходимо выяснить, получить?) -> актуализация (припоминание) имеющихся знаний об универсуме Р.: припоминание твердо установленных фактов и законов об универсуме - формирование компонентного состава умозаключения: подбор его логической схемы, посылок и заключения, ориентируясь на цель Р. -> выведение заключения из посылок -> формулировка ответа на поставленный вопрос. В зависимости от типа вопроса множество Р. обычно подразделяют на аргументацию, объяснение и прогнозирование. Аргументативные Р. делятся на доказательство, опровержение и частичное обоснование (верифицирование). Доказательство направляется вопросом: «В силу каких высказываний Г, ранее признанных рассуждающим, с необходимостью будет истинно другое высказывание В?»; реализуется построением дедуктивного вывода высказывания В (заключения) из Г (посылок). Опровержение направляется вопросом: «В силу каких признанных ранее высказываний Г с необходимостью будет ложным высказывание 5?»; реализуется построением дедуктивного вывода из Г отрицания высказывания В. Верифицирующее Р. направляется вопросом: «Какое эмпирическое следствие Е гипотезы Я, подтвержденное опытным путем, может повысить степень правдоподобия этой гипотезы?»; реализуется построением индуктивного вывода (по типу обратной дедукции), одна посылка которого указывает, что Е — есть часть эмпирического содержания Я, другая подтверждает наличие Е у исследуемого объекта, а заключение констатирует возросшую степень правдоподобия Я. Объяснительное Р. направляется вопросом: «Какая причина обусловила возникновение ситуации q?»; реализуется построением дедуктивного вывода высказывания q из посылок, содержащих, по крайней мере, один из законов науки. Прогностическое Р. направляется вопросом: «Следует ли ожидать ситуации q в будущем?»; реализуется построением такого же вывода, что и при объяснении ситуации q. В любом Р. ответ на вопрос находится посредством умозаключения, что и обусловливает специфику Р. как способа получения выводного знания. Однако ошибочно полагать, что умозаключение, обычно понимаемое как «готовая» последовательность посылок и заключения, — это и есть аргументация, объяснение или прогнозирование. Умозаключение выстраивается, т.е. подбираются его логическая схема, посылки и заключение, и этот процесс трудно поддается алгоритмизации и формализации. Он зависит от цели и условий решаемой задачи, которые, наряду с умозаключением, составляют «механизм» Р. В качестве самостоятельных полезно также выделять квалификационные и вычислительные Р. Первые направляются вопросом: «К какому из таксонов (классов) некоторой научной классификации принадлежит исследуемый объект?» Для ответа на него рассуждающий обращается к семиотическим законоподобным зависимостям, позволяющим при обнаружении у объекта а определенного комплекса признаков Q отнести этот объект к соответствующему таксону Г. Реализуется построением дедуктивного вывода, одна из посылок которого выражает указанную зависимость, а вторая констатирует наличие у исследуемого объекта признаков Q. Применяется во всех науках. Цель вычислительного Р. состоит в выделении из некоторого множества исследуемых объектов одного, индивидуальные характеристики которого заранее заданы условиями задачи. Оно предполагает построение дедуктивного вывода, одна из посылок которого имеет следующее логическое содержание: «Любой объект, имеющий идентификационный признак S, является тем же, что и объект а». Вычислительные Р. широко применяются в историческом, искусствоведческом, следственно-розыскном исследованиях, а также в математике (например, вычисление корней уравнения). Осмысление риторических и логических средств аргументации началось уже в философии Древнего Китая и Древней Индии, у древнегреческих мыслителей Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля. Всплеск интереса к проблемам аргументации приходится на 60-е гг. прошлого столетия и отражен в трудах X. Перельмана, Г. Джонстона, Дж. Пасмора. В нашей стране исследованиями по аргументации успешно занимались СИ. Поварнин, Г. А. Брутян, А.П. Алексеев, А.А. Ивин. Объяснение как методологическая процедура стало предметом специальных исследований в 19 в. в работах О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля. В 20 в. эта проблема разрабатывалась Р. Карнапом, К. Гемпелем, К. Поппером, У Дреем. Значительный вклад в теорию научного объяснения внесли отечественные философы Е.П. Никитин, Д.П. Горский, Е.К. Войшвилло, А.А. Печенкин. В трудах логиков и методологов Львовско-Варшавской школы Я. Лукасевича, Т. Котарбинского, Т. Чежовского и К. Айдукевича был сформулирован подход, согласно которому обоснование (аргументация), объяснение, прогнозирование и некоторые другие методологические процедуры рассматривались как разновидности общей модели научного Р., не редуцируемого к умозаключению (выводу). По мнению К. Айдукевича, понятию Р. необходимо придать такой широкий объем, чтобы в него входили процессы решения мыслительных задач и проблем любого рода, лишь бы в этом решении использовался вывод одних высказываний из других. Создание общей теории научных Р. позволит объединить и унифицировать исследования важнейших процедур получения выводного знания, будет способствовать устранению разрыва между гносеологическим, логическим и психологическим учениями о Р. Е.А. Кроткое Лит.: Аристотель. Первая и вторая аналитика. М., 1952; Перельман X. Новая риторика: трактат об аргументации // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987; Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений: опыт анализа мыслительных актов. М., 1989; Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991; Финн В.К. Интеллектуальные системы: проблемы их развития и социальные последствия // Будущее искусственного интеллекта. М., 1991; Еемерен Ф. ван, Гроотендорст Аргументация, коммуникации и ошибки. СПб., 1992; Никитин Е.П., Никитина А.Г. Эмпиризм и функциональный анализ науки // Философия науки. Вып. 2. Гносеологические и методологические проблемы. М., 1996; ГемпельК.Г. Логика объяснения. М, 1998; Войшвилло Е.К, Дегтярев М.Г. Логика. М., 2001; Пованин СИ. Спор: теория и практика спора. М., 2002; Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2005; Кроткое Е.А. Диагностическое познание. Белгород, 2006; Ajdukiewicz К. Klasyfjkacja rozumowan // Ajdukiewicz К. Jezyk j poznanie. Warszawa, 1965.