Распутство

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Распутство
«Веселым желанием» называл распутство Ален, имея в виду половую распущенность, и видел в ней «предостережение смеха против страстей». Впрочем, распутство подразумевает и некую долю сознательного упрощения, что позволяет противопоставить его одновременно серьезному отношению к жизни и лицемерию. Распутство кратковременно, как любое желание и любое веселье, иначе оно превращается в одержимость и из предостережения против страстей переходит в очередную страсть.

Источник: Философский словарь.

РАСПУТСТВО
характеристика поведения и состояние души, возникающее при необузданной жажде чувственного, гл.о. сексуального, удовольствия. По Аристотелю, Р. следует отличать от невоздержности, хотя предметом как Р., так и невоздержности может быть одно и то же: невоздержный превышает меру, но, возможно, случайно и впоследствии готов раскаяться в этом; однако в сознательной и целенаправленной невоздержности проявляется именно Р.; распутник не способен к раскаянию. Р. следует отличать и от изнеженности (как и се разновидностей - избалованности или ребячливости): изнеженный не может или не силится противиться тому, чему принято противиться, не говоря уже о том, чтобы противостоять этому, но только из-за слабости воли, малодушия или неблагоразумия. Далее, по Аристотелю, Р. заключается не в том, чем наслаждается индивид и что именно творит, но в том, как он относится к наслаждению. Напр., занятие проституцией может не быть Р., если мотивируется необходимостью заработка или даже своекорыстием; но пользование услугами проститутки — распутно, ибо мотивировано сладострастным влечением, сознательно избираемым и удовлетворяемым за плату. Эти принципиальные различия сохраняются и в эллинистической и христианской мысли, в к-рой поразному указывается на уместность разделения нравственных прегрешений, вызываемых стремлением к наслаждениям. Одни вызваны всего лишь незнанием и недосмотром, когда люди в удовлетворении своих как необходимых, так и не необходимых потребностей увлекаются без меры и оказываются по неопытности в плену пламенных страстей. К этому относится предостережение ап. Павла: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Другие же выражаются в том, что люди предаются излишествам и сладострастию, понимая свою необузданность, видя возможный вред и оправдывая себя так или иначе; последнее и представляет собой Р. Особенным выражением Р. является разврат, в к-ром индивид не просто не знает меры, но стремится к разнообразию и изощренности в ее превышении, соединенном с особыми, порой эстетически изощренными формами человеческих взаимоотношений, непременно предполагающих вовлечение распутником путем соблазнения или совращения других людей в качестве партнеров или жертв в процесс удовлетворения собственной страсти. Образное отражение Р. получило в искусстве: таковы Дон Жуан Мольера, племянник Рамо Д.Дидро, Свидригайлов и Федор Карамазов Ф.М.Достоевского; галерея распутников представлена в произведениях Д. де Сада (см. «Философия в будуаре», Садизм). Как выражение эгоистического своеволия Р. является крайне негативной формой гедонизма, при к-рой понимание жизни как поиска удовольствий легко обращается в поиск удовольствий, разрушающих жизнь, представленной ли традициями и нормами, обеспечивающими стабильность и безопасность сообщества, или отдельными индивидами, используемыми в качестве средства для утоления неистовой страсти. Противоположностью Р. как порока является стойкость перед плотскими соблазнами и целомудрие как добродетель воздержания. Лит.: Аристотель. Никомахова этика [VII, 8—10] // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Батай Ж. Сад и обычный человек // Маркиз дс Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. С. 89-116; Дидро Л. Опыт о достоинстве или добродетели // Дидро Д. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1986. С. 138.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001