РАСИЗМ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАСИЗМ
идея превосходства одной расы над другой, сопровождающееся предрассудками. Расизм может быть использован для оправдания дискриминации или геноцида (например, известные факты геноцида в нацистской Германии).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Расизм
совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неполноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванные к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

РАСИЗМ
реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам. Р. сводит общественную сущность людей к их биологическим, расовым признакам, произвольно разделяя расы на “высшие” и “низшие”, что противоречит научной традиции нового времени. В фашистской Германии Р. стал официальной идеологией, служил оправданию агрессивных войн, массового уничтожения людей. В совр. мире политика, основанная на Р., вызывает резкое осуждение со стороны прогрессивных сил планеты как противоречащая принципам гуманизма и демократии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Расизм
реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам. Несостоятельность Р. заключается в сведении общественной сущности людей к их биологическим, расовым признакам, в произвольном разделении рас на «высшие» и «низшие». В фашистской Германии Р. стал официальной теорией, служил оправданию агрессивных войн, массового уничтожения людей. Р. усиленно насаждается в США для «обоснования» претензий американских монополий на мировое господство. Быстрое развитие ранее отсталых народов, особенно в социалистических странах, отсутствие между ними расового антагонизма доказали полную несостоятельность Р.

Источник: Философский словарь. 1963

РАСИЗМ
идея о том, что 1) существует несколько человеческих рас; 2) они неравны; 3) высшие расы имеют право повелевать низшими расами. В действительности, с биологической точки зрения (открыто единство генетических основ всех рас), понятие человеческой расы остается крайне неопределенным: цвет кожи, форма лица – явные морфологические характеристики, но биологически они плохо различимы. Даже если предположить, что существуют различные расы, критерии физической силы или умственных способностей (измеряемых с помощью тестов) не выявляют систематического различия Таким образом, расизм не имеет никакого научного обоснования (биологического или психологического) и является нравственным заблуждением. Решить проблему расизма можно лишь в масштабе всего общества: оно должно стать более свободным и не оказывать давления на индивидуума.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

РАСИЗМ
одна из форм возврата к племенным локальным ценностям, предпосылка и результат антимедиации, попытка затормазить,повернуть вспять усиление либеральных ценностей, повернуть назад либеральную цивилизацию(Фашизм). Р. выступает как обращение биологической исключительности своей общности, к биологическому фетишизму, что делает различия между "мы" и "они" абсолютными и непреодолимыми. Р.
стимулируется в условиях сочетания роста национального самосознания и роста дискомфортного состояния, возможно как реакция на модернизацию, развитие либерализма, ответственность за которые возлагаются на другие народы. Р. может выступать в форме манихейства, в форме борьбы с мировым злом (Антисемитизм). Р.
чреват дезинтеграцией, конфликтами, войнами как с другими народами, так в первую очередь с несогласными внутри. Р. как форма манихейского расчленения общества может в определенной ситуации инверсионным образом быть заменен классовым членением общества (Классовая борьба) и наоборот.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Расизм
«Я не расистка, – как‑то сказала мне моя бабушка. И, подумав, добавила: – В конце концов, они же не виноваты, что родились черными!» Ей было уже за восемьдесят, в детстве она возилась с нами гораздо больше родителей и любила нас больше всего на свете. Признаюсь, мне недостало смелости объяснить ей, как следовало бы, что ее неприятие расизма основано… на чисто расистских убеждениях.
В другой раз она же заявила: «Не люблю немцев. Они все расисты». Та же логика рассуждения, в основе которой – антинемецкий расизм.
Что такое расизм? Это теория, согласно которой ценность индивидуума определяется его принадлежностью к биологической или предполагаемо биологической группе. Расистское мышление остается заложником тела, напоминая варварский материализм. Бей чужих! – вот его логика.
Но неужели это действительно материализм? Вряд ли. Дело в том, что расизм рассматривает тело не столько в качестве причины, обусловливающей ту или иную психическую или духовную ценность, сколько в качестве знака. Так, белый или черный цвет кожи символизирует здесь белизну или черноту души. Скорее это близко к спиритуализму в его самой поверхностной форме. Расизм – герменевтика кожных покровов.
Почти всегда он приобретает также характер массового злобного нарциссизма. Так что имеется сразу две причины (нарциссизм и злобность), чтобы бороться с расизмом.

Источник: Философский словарь.

РАСИЗМ
доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представлений, что человеческий род не является единым, но состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархически соподчиненных между собой (см. Раса).
В социально-психологическом плане расизм связан с ксенофобией (ненавистью и страхом) перед чужими; но если ксенофобия носит спонтанный характер, то расизм притязает на теоретическую обоснованность, апеллируя к науке (антропологии, генетике и др.). То обстоятельство, что современное знание о человеке дезавуировало «расовые теории» как ненаучные, не мешает развитию расизма как идеологии.
В социально-философском плане расизм связан с абсолютизацией и натурализацией различий в расовых таксономиях. Фиксируя внимание на действительных фенотипических различиях между большими человеческими группами (цвет кожи, густота волосяного покрова, форма носа, разрез глаз и т. д.), расизм интерпретирует эти различия в качестве источника социокультурных различий. Между внешним обликом той или иной группы людей — их «расовой» принадлежностью — и их «цивилизационной» принадлежностью расистская доктрина устанавливает отношения детерминации: предполагается, что тот или иной антропологический тип с необходимостью выражает себя в строго определенных социальных и культурных формах.
Идеология расизма возникла в эпоху великих географических открытий. Неравномерность социально-экономического развития в различных частях суши, приведшая на рубеже 15— 16 вв. к колонизации одними народами других, была закреплена и искусственно поддерживалась на протяжении столетий. Институционализация господства — прежде всего

Источник: Новая философская энциклопедия

РАСИЗМ
идея о том, что 1) существует несколько человеческих рас; 2) они не равны; 3) высшие расы имеют право повелевать низшими расами. В действительности, с биологической точки зрения, понятие человеческой расы остается крайне неопределенным: цвет кожи, форма лица — явные морфологические характеристики, но биологически они плохо различимы. Даже если предположить, что существуют различные расы, критерии физической силы или умственных способностей (измеряемых с помощью тестов) не выявляют систематического различия. Например, если представители индустриальных наций обладают более слабой конституцией, чем представители африканских наций, и наоборот, если у последних культура менее распространена, чем у первых, это никак не влияет на физические и психологические возможности ни тех ни других. С другой стороны, различия в характерах, например, традиционное противопоставление рационализма «белого» человека интуитивизму и великодушию «черного», или искренности этих двух кошачьей гибкости и скрытности «желтого», нисколько не относятся к иерархии ценностей. Различия в характерах не должны становиться причиной вражды рас, но должны быть источником познания: понимая другого, человек любой расы начинает лучше понимать самого себя и может извлечь для себя урок, как изменить свою жизнь. Что касается расистских принципов господства, эксплуатации (сегрегация, когда лишь одна раса обладает всей полнотой политической и экономической власти) и даже уничтожения некоторых рас (что и было совершено американцами в Северной Америке в отношении индейцев, немцами — в отношении евреев во время второй мировой войны), то здесь попирается этический принцип. Таким образом, расизм не имеет никакого научного обоснования (биологического или психологического) и является нравственным заблуждением. Как возникает расизм? Американские психологи (Д. Доллард, Левин и Уайт) исследовали появление расистских настроений у своих соотечественников. Они выявили, что расизм развивается во всяком авторитарном обществе, когда на людей оказывается давление (например, манифестации любви в Соединенных Штатах, которые были жестоко подавлены, а также малейшая задержка движения на дороге или когда «думают не так, как все» и т.д.). В таких обществах у людей непроизвольно возникает агрессивность, которая обращается против национальных меньшинств, например, против негров в Соединенных Штатах или против евреев при гитлеровском режиме. Решить проблему расизма можно лишь в масштабе всего общества: оно должно стать более свободным и не оказывать давления на индивидуума.

Источник: Философский словарь

РАСИЗМ
антинаучная, реакционная система взглядов, согласно к-рым народы якобы в корне различны по своей «природе», подразделяясь на «высшие», призванные руководить и управлять, и «низшие», неспособные к историческому творчеству. Вместе с тем Р.— также противоправная политическая практика, преследующая цель разделения народов исключительно по расовому признаку, прямого подавления и угнетения тех из «их, к-рые в силу сложившихся условий оказались в поло- женин слаборазвитых и неполноправных. Расисты лживо утверждают, что различные расы изначально неравноценны по своей одаренности, что существуют «полноценные» и «неполноценные» расы и нации. Этим расисты пытаются оправдать проводимую ими расовую дискриминацию внутри своей страны и агрессивную, захватническую, грабительскую, колониальную и неоколониальную политику в отношении народов др. стран (см. Неоколониализм).
Теория и практика Р. тесно связаны с фашистской идеологией и политикой. Фашистская Германия, взявшая на вооружение «теорию» Р., развязала 2-ю мировую войну, в ходе к-рой она стремилась установить мировое господство т. н. «высшей германской расы». В совр. условиях реакционные буржуазные социологи, на словах отказываясь от нек-рых постулатов биорасизма, проповедуют концепцию т. н. психорасизма — о якобы психологической неподготовленности отсталых народов к самостоятельному развитию. Р. противостоит марксистско- ленинское учение о нациях, марксистское расоведение, отрицающие существенное влияние биорасовых различий на социальное развитие человечества. Р. не только чужд теории и практике социалистических национальных отношений, но и является вызовом мировой прогрессивной общественности. В Декларации о расе и расовых предрассудках, принятой на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, говорится, что «различия в достижениях разных народов объясняются исключительно географическими, историческими, политическими, экономическими, социальными и культурными факторами». Убедительным и наглядным опровержением реакционных измышлений Р„ является опыт развития народов СССР. Нации и народности бывших отсталых колониальных окраин царской России после победы Великой Октябрьской социалистической революции на короткий срок совершили гигантский скачок в своем развитии — пришли к социализму, минуя капиталистическую стадию, добились больших успехов в экономической, социальной и культурной областях. В СССР осуществлено подлинное равноправие всех рас и наций, закрепленное в Конституции СССР. Однако это не исключает необходимости учета в работе по воспитанию трудящихся в духе интернационализма и советского патриотизма этнорасовых различий, а также особенностей многонационального состава населения страны»

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

РАСИЗМ
совокупность антинауч. реакц. теорий, согласно к-рым все явления в жизни и развитии общества обусловлены биологическими (расовыми) особенностями людей. В основу развития общества идеологи Р. кладут вымышленную борьбу рас. Р. сознательно смешивает естественноисторич. и социальные различия людей. Тем самым такая биологич. категория, как раса, наделяется несвойственными ей социальными чертами, а такие социальные категории, как класс, нация, язык и культура, биологизируются. Р. утверждает, будто человеч. расы биологически и психически неравноценны, что существуют т.н. "высшие" расы, способные к достижению вершин культуры и цивилизации, и "низшие" расы, неспособные к культурному прогрессу. Р. возник в рабовладельч. обществе (хотя тогда не существовало еще термина "раса"). Господа и рабы рассматривались как принципиально различные "породы" людей. В эпоху первонач. накопления и начала колониальной экспансии (16–17 вв.) сложилась "теория" неравноценности человеч. рас, служившая обоснованием колониализма. С выделением антропологии в самостоят. науку (сер. 19 в.) и разработкой детальной классификации человеч. рас идеологи Р. пытаются, вопреки науч. данным, связать расы с языками и, в частности, найти расу, являющуюся "носителем" индоевроп. языков (франц. социолог Гобино и др.). В основе совр. Р. лежит т.н. социальный дарвинизм, извращающий учение Дарвина путем перенесения установленных им биологич. законов (естеств. отбор и борьба за существование) на человеч. общество. Эта теория, названная расистами "антропосоциологией" (Л. Вольтман, Аммон, Лапуж, X. Чемберлен и др.), служит обоснованием колониализма и эксплуатации. В эпоху империализма наиболее острые формы приобретают герм. и англо-амер. Р. В конце 19 – нач. 20 вв. герм. расисты заимствовали теорию Гобино о превосходстве "германской" расы над всеми народами мира. Герм. фашизм возвел Р. в офиц. идеологию, служившую обоснованием чудовищных злодеяний. В США и Англии Р. возник во 2-й пол. 19 в. Совр. поборники Р. в этих странах, также базирующиеся на социальном дарвинизме, мальтузианстве и евгенике, выдвигают идею превосходства англо-амер. расы над всеми народами мира (У. Фогт, Хантингтон, Хутон). Расовые предрассудки в США используют в своих целях реакц. политич. деятели. В последние десятилетия в США и др. империалистич. странах получила широкое распространение реакц. теория т.н. психологич. Р. (психорасизма), идеологи к-рого стремятся доказать психологиич. неравноценность народов и рас. Теоретики психорасизма (Кардинер, Р. Бенедикт и др.) утверждают, что каждый народ имеет свою "структуру характера", и "среднюю психику", к-рые передаются от поколения к поколению путем воспитания и определяют его культурный облик. Согласно этим концепциям, народ с "плохой" психикой может изменить ее лишь при условии "помощи" со стороны народа, обладающего "хорошей" психикой. Культурная отсталость нек-рых народов внеевроп. стран объясняется не их биологич. (расовыми) особенностями, как утверждают идеологи Р., а гл. обр. гнетом колонизаторов, задержавших прогрессивное развитие порабощенных народов. Реакц. идеология Р. опровергается не только теоретически, но и практикой социалистич. стран, где ранее отсталые народы достигли невиданного расцвета своей культуры, а также успехами народов, освободившихся от колониального гнета. Лит.: Демиденко А. И., Расизм на службе империализма, М., 1954; Нестурх М. Ф., Человеческие расы, 2 изд., М., 1958; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г., Антропология, [2 изд.], М., 1963; Против расизма. [Сб. ст.], М., 1966. М. Урысон. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РАСИЗМ
Существуют два расистских и два антирасистских предрассудка. Из предрассудков первого типа наиболее известен следующий: высшие и низшие расы не просто существуют (что, видимо, соответствует действительности), но мы также знаем, какая из них высшая, а какая низшая (это — вздор, ибо ничего подобного мы знать не можем). Второй предрассудок, связанный с первым и особенно популярный в Германии в тридцатые годы и позже, состоит в том, что высшей расой должна считаться нордическая. Однако известно, что доля этой расы среди немцев невелика, она даже ниже, чем среди польских евреев. Ложность этого утверждения подмечена в остроте, появившейся примерно в 1935 году: настоящий немец должен быть блондином, как брюнет Гитлер, красавцем, как уродец Геббельс, стройным, как толстяк Геринг, и он должен носить такую же фамилию, как теоретик гитлеризма Розенберг.
Имеются предрассудки противоположного толка. Первый из них состоит в убеждении, что человеческие расы либо вообще не существуют, либо между ними нет никакой разницы. Второй относит к расизму любую неприязнь к иностранцам, даже если они принадлежат к одной и той же расе,— например, неприязнь швейцарцев к итальянцам,— а также любой патриотизм.
Конечно, расы существуют, хотя и не те, которые часто имеются в виду. Так, например, нет единой белой расы, известно несколько белокожих рас. Точно так же нет черной расы, а среди людей с черным цветом кожи встречаются как самые красивые из известных нам рас (зулусы), так и расы безобразные с эстетической точки зрения. Но из того факта, что человеческие расы существуют, вовсе не следует, что мы о них все знаем; рьяные антирасисты после второй мировой войны крайне затруднили и даже сделали невозможными любые исследования человеческих рас. Мы даже не знаем, как правильно определять расы; так, группы крови не совпадают с морфологическими группами. Еще меньше мы знаем о том, какая из рас высшая, а какая низшая. Но мы убеждены, что все утверждения расистов являются следствием предрассудка. К примеру, нет никакого смысла в разговорах о какой-то «еврейской расе», которой на самом деле вообще не существует, как это было доказано проводившимися после войны исследованиями польских антропологов. Согласно другому предрассудку, например, немцы и поляки — это две разные расы, хотя немало немцев носят польские фамилии (фамилии двух лидеров немецких реваншистов — Гупка и Чая), и наоборот, у многих поляков фамилии немецкие.
Несмотря на это, в тридцатые годы немцы были настолько охвачены этим суеверием, что ради него уничтожили миллионы людей: евреев, поляков, цыган и других. Расизм — яркий пример того, к чему может привести суеверие, если его не пресечь вовремя.
В настоящее время расизм, хотя и господствует в некоторых отсталых странах (особенно африканских), утратил свою былую популярность. Зато распространены антирасистские предрассудки: отрицание того, что расы вообще существуют, и отождествление ксенофобии (неприязни к иностранцам) и даже патриотизма с расизмом. Дело дошло до того, что расистом объявляют всякого, кто осмелится заявить, что он предпочитает соотечественника иностранцу.
Отличительной чертой расизма является и то, что очень трудно обнаружить какую-то реальную потребность, которая лежала бы в его основе, как это имеет место в случае других суеверий. Видимо, расизм — это просто продукт творчества литераторов и политиков, выдумавших его для обоснования национализма, т. е. за расизмом всегда стоят националистические предрассудки. Основа же антирасистских заблуждений ясна: это гуманистический предрассудок, согласно которому человек настолько отличается от животных, что законы природы ему не писаны.
См.: гуманизм, национализм, патриотизм, равенство.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

РАСИЗМ
совокупность антинауч. концепций, основу к-рых составляют положения о физич. и психич. не­равноценности человеч. рас и о решающем влиянии ра­совых различий на историю и культуру общества. Для всех разновидностей Р. характерны человеконенавистнич. идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из к-рых первые якобы являются единств. создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению вы­сокой культуры и обречены быть объектами эксплуата­ции.
Представления о природном неравенстве рас воз­никли в рабовладельч. обществе. В средние века ут­верждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное нера­венство. В 16-18 вв., когда европ. гос-ва впервые захватили колонии, Р. служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индей­цев Америки, африканцев, мн. народов Юж. Азии, Австралии и Океании.
В сер. 19 в. появились первые обобщающие «труды» по Р. В соч. «Опыт о неравенстве человеч. рас» («Essai sur linegalite des races Jiumainos», t. l - 4, 1853-55) Гобино объявил «высшей» расой светловоло­сых и голубоглазых арийцев, к-рых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившихся в наиболее «чистом» виде среди аристократии герм. народов. Теория Гобино, осн. на неправомерном отож­дествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем мн. расистских концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в кн. «Типы человечества» («Types of man­kind», 1865) пытались доказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно пе­реплелись с социальным дарвинизмом (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, X. Чемберлен и О. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).
В своих построениях социал-дарвинисты широко ис­пользовали мальтузианство, а также положения евге­ники для обоснования превосходства наследств. свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися. Все эти утверждения получили распространение в эпоху империализма в Великобритании, Германии и США.
После 1-й мировой войны гл. обр. в Германии в реакц. кругах приобрел популярность «нордич. миф» о превосходстве над всеми другими расами сев., или нордийской, расы, якобы связанной генетически с на­родами, говорящими на герм. языках. Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа, пропа­гандировался в сочинениях мн. нем. лжеученых, от­кровенно поддержавших нацизм (X. Гюнтер и др.). В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р. стал офиц. идеологией фашизма.
Разгром фашизма нанес Р. и его кровавой практике сокрушит. удар. После 2-й мировой войны сторонники Р. пытаются использовать тесты умств. способностей разных расовых групп с целью «доказать» их психич. неравноценность (амер. психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.). В действительности результаты те­стов предопределяются не расовой принадлежностью исследуемых, но их социальным положением, условия­ми труда и быта.
Р. используется в совр. капиталистич. странах (осо­бенно в ЮАР) для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, а во многих случаях и геноцида. В США усиливается борьба с теорией и практикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев. Антинауч. миф о существовании единой мировой еврейской нации взят на вооружение сиониз­мом.
Фактич. материалы, накопленные различными обществ.и естеств. науками, антропологией, этногра­фией и др. дисциплинами, изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Все морфологич. и физиологич. признаки, по к-рым выделяются расы, малосущественны для общей биологич. эволюции и историч. развития человечества.
История, опыт свидетельствует, что социально-экономич. и культурный процесс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР, на­роды к-рого расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции о существова­нии «высших» и «низших» рас и о расовой обусловлен­ности историч. процесса. Против Р. свидетельствуют также экономич. и культурные успехи др. социалистич. гос-в, развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Аме­рики, население к-рых принадлежит к разным расам и всевозможным смешанным и переходным группам между ними. Борьба с Р.- неотъемлемая часть политич. и идеологич. борьбы между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими класса­ми и трудящимися, между империалистами и народа­ми, недавно завоевавшими гос. самостоятельность.

Источник: Советский философский словарь

Расизм 
психология, идеология и социальная практика, основывающаяся на антинаучных человеконенавистнических представлениях и идеях о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости и даже необходимости господства «высших» рас над «низшими». Расизм и национализм — взаимосвязанные, однопорядковые явления. Они питают и усиливают друг друга. Идеологи расизма, объявляя расовые и национальные различия вечными, «обосновывают» антинаучные концепции об их якобы решающем влиянии на развитие общества и его культуры, о «правомерности» национального и расового гнета, империалистической экспансии, колонизации целых стран, даже ценой истребления (геноцида) их народов. Расизм сводит сущность человека к биологии и определяет достоинства или пороки людей и целых народов по их биологическому происхождению, по таким внешним признакам, как, например, форма лица и головы, носа и губ, или цвету кожи, волос и глаз. Разоблачая такой подход, К. Маркс писал: «...сущность „особой личности“ составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а еесоциальное качество...» (т. 1, с. 242). Расизм, возникший еще в рабовладельческом обществе, служил для обоснования «естественного» господства рабовладельцев над рабами, в средние века — «знати голубой крови» над «чернью», т. е. эксплуатируемыми массами, а начиная с эпохи первоначального накопления капитала — для оправдания захвата и беспощадной эксплуатации колоний и продолжающейся до сих пор практики геноцида индейцев Америки, негров Африки, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании. В эпоху капитализма расизм использует социал-дарвинизм, мальтузианство, евгенику. Взаимодействие расизма и этих концепций нашло наиболее опасное проявление в фашизме и сионизме, а также в апартеиде (например, расовой сегрегации в ЮАР), порожденных монополистическим капиталом. Эти и другие разновидности расизма используются для обоснования различных националистических концепций, для разжигания национальной вражды, конфликтов, истребительных войн. Так, немецкий фашизм использовал в качестве одного из основных аргументов для оправдания своей агрессии тезис о германской расе как «высшей». Развязав вторую мировую войну, он пытался реализовать свою бредовую идею установления мирового порядка «нации господ». Сионизм же, обосновывая лживую и реакционную концепцию «всемирной еврейской нации», исходит из того, что евреи всего мира составляют особую, богом избранную единую экстерриториальную нацию, имеющую особые права на «обетованную землю». Сионизм и фашизм роднят одна и та же человеконенавистническая идеология и политика расизма и милитаризма. Примечательно, что и фашизм и сионизм используют как питательную почву для своей реакционной идеологии и политики другую разновидность расизма — антисемитизм, хотя и в противоположных целях: фашизм — для консолидации, например, всех немцев против евреев (как и других национальностей), а сионизм — для консолидации всех евреев в мифическую «всемирную еврейскую нацию», противопоставляя ее всем неевреям. Расизм антинаучен и реакционен во всех своих проявлениях. Современная антропологическая наука твердо установила, что все человеческие расы представляют собой подразделения единого вида — человека. Этому выводу не противоречат ни моноцентристская, ни полицентристская гипотезы расогенеза. Если последняя получит подтверждение на основе антропологических исследований, новых археологических находок, то все равно речь будет идти о возникновении в разное время и в различных местах человека, качественно принципиально отличного от животных. Ошибочным является не допущение полицентризма в расогенезе, а допущение абсолютно самостоятельной линии образования каждой из рас, ибо нет чистых линий расообразования. В расогенезе главное — его адаптивный характер. Если говорить о первоначальных расовых стволах человечества, то, во-первых, их надо искать не в различных типах древних людей, а в различных природных зонах и, во-вторых, не забывать, что линии от этих стволов идут не прямо и не параллельно друг другу, а происходит беспрерывное смешанное расообразование. В пользу таких взглядов говорит и популяционная концепция расообразования, согласно которой раса представляет собой не простую сумму индивидуумов с тождественной морфологией, а популяцию, состав которой определяется исторически сложившимися взаимоотношениями вида и условий внешней среды в разных местах обитания. Развитие рас шло под влиянием природных и общественно-экономических факторов. Антропологи и этнографы отмечают, что расовые признаки людей изменяются не только в результате метисации (иногда тройной и более сложной, например негров, европейцев и индейцев в Латинской Америке), но и вообще под влиянием новой среды, новых общественных условий. В разных странах зафиксирована акселерация — ускорение роста и полового созревания, что объясняется усложнением социальной среды человека. С акселерацией ученые связывают и такие наблюдаемые процессы изменчивости, как так наз. «брахицефализация» — расширение и округление формы головы, постепенное изменение черепного показателя (отношение ширины головы к длине), а также так наз. «грацилизация» — уменьшение ширины лица, массивности черепа, массивности и толщины костей. В мире капитализма не исчезает, а, наоборот, усиливается расизм, пропитывающий собой национализм, шовинизм любого толка, вплоть до нацистского. Появился даже «научный расизм». В США широко практикуются тесты (испытания) на выявление так наз. коэффициента интеллекта (IQ). При составлении этих тестов процветают субъективизм и произвол. Манипуляция их результатами позволяет империалистам «обосновать» политику выкачивания дополнительных сверхприбылей из цветных и других эксплуатируемых слоев населения. Большинство современных расистов, не находя для своих измышлений опоры в биологии и физиологии телесного строения людей разных рас, все чаще прибегают к психорасизму. «Скверну» третируемой расы или нации пытаются найти в ее «особой морали», «особом психическом складе». Наука, однако, и здесь разоблачает расистов. Прогресс человечества свидетельствует, что уровень культурного развития, язык, психика, национальная принадлежность людей не зависят от их расовой принадлежности. Доказательством того, что социально-экономический и культурный прогресс народов обусловлен их социальным строем, а не расовым составом, являются успехи советского народа и народов других социалистических стран, а также развивающихся стран с социалистической ориентацией. Все прогрессивное человечество борется против позорной идеологии и социальной практики расизма. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой подтверждает твердую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости трудового человечества. В авангарде этой борьбы идут народы, строящие самое справедливое, коммунистическое общество, в котором нет места каким-либо проявлениям расизма.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
94.61 кб

2002. 04. 015. Гарсиядж. Л. А. Расизм и расистский дис-курс. Garcia J. L. A. racism and the racial d

Сокулер З. А.
Читать PDF
443.84 кб

Реанимация расизма: истоки и вариации

Скворцов Л. В.

Похожие термины:

  • Биологический расизм

    одна из форм расизма, появившаяся в XIX в., адепты которой утверждали, что между биологическими и культурными различиями людей существует прямая связь. Впервые это понятие использовал французский а
  • Видовой Расизм

    Расизм в оценке взаимоотношений между видами. Сторонники этого подхода считают, что не все животные, включая человека, должны пользоваться равными правами, в том числе правом на достоинство. Само