РАНГ-ТОНГ

Найдено 1 определение
РАНГ-ТОНГ
(тиб. rang stong, пустота самости) — один из подходов тибетских мыслителей к учению о пустотности. Согласно ему, внутри нас, в том числе у будд и бодхисаттв, нет никакой самостоятельной сущности (нихсвабхава), нет вечной души (анатман) и вообще никакой неизменной природы. В Индии это истолкование развивалось прасангика-мадхьями- ками в полемических трактатах и подразумевало полное отрицание любой сущности без утверждения чего бы то ни было вместо неё. Согласно махаянским сутрам, prakrti- sunyata– (тиб. rang bzhin stong pa nyid), природа всех дхармо-частиц как содействующих бытию, так и несодействующих ему, не сотворена ни учениками Будды (шравака), ни просветлёнными одиночками (пратьека-будда), ни высокопросветлёнными существами (бодхисаттвами-махасаттвами), ни Истинносущими (татхагата), ни достойными нирваны (архат), ни Подлинно просветлёнными буддами; и в силу такой природы [всё] природное пусто. Согласно комментатору Нагарджуны Чандракирти («Мадхьямака-аватара», VI, 198–199), Р.-т. (пракрити-шуньята) является одним из 20 положений единого списка, и под природой здесь понимается «коренной источник» (тиб. rang bzhin nyid du bsnyad pa), или сущность всех источников существования. Р.-т. имел большое значение в средневековой полемике тибетских школ, особенно в его противопоставлении подходу шен-тонг, который защищала школа джонанг (а позднее — кагью и ньингма) в спорах с гелук и сакья.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.