РАМАНА Махариши
Рамана Махариши
считается одним из величайших индийских святых XXв. Когда ему было двадцать, Махариши поселился в окрестностях Мадраса и оставался там до самой смерти. Мудрец утверждал, что действительно пережил сущность Атмана и Брахмана так, как об этом учит традиция Веданты индийской философии.
Источник: Новые религиозные движения.
РАМАНА Махариши (Венкатарамана Аияр)
(1879—1950) — духовный учитель, йог, создатель оригинальной филос. концепции на основе адвайта-веданты. Родился в Тричуле (штат Тамилнад). В 17 лет в состоянии самадхи испытал духовное озарение и осознал независимость своего "Я " от тела. В том же году приехал в город Тируваннамалай рядом с горой Аруначала, местом древнего шиваитского культа, и поселился на ее склоне навсегда. Необыкновенность личности Р., его духовная сила, простые и убедительные поучения привлекали многих. Его стали называть Бхагаваном ("Господом"), Махарйши ("Великим учителем"). За год до смерти он основал ашрам, ныне пользующийся широкой известностью.
"Философия самопознания" Р. базируется на анализе присущего каждому человеку ощущения своего "Я" , на самовопрошании ("Кто я?", "Чт о такое я?" и т. п.), постижении отличия эмпирического "Я-эго" от абсолютного "Я" , т. е. Атмана, на самоотречении от мира. Последнее понималось Р. как чисто внутренняя процедура, не обязательно связанная с обретением статуса санньясина.
А. Дубянский
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
РАМАНА МАХАРИШИ
(МахгСрши) (Венкатарамана Айяр, 1878-1950) — знаменитый южноиндийский духовный наставник. Родился недалеко от Мадурай (Тамилнад), в семье адвоката. В 16-летнем возрасте, стремясь избавиться от страха смерти, спонтанно вошел в состояние глубочайшего сосредоточения и постиг высшее Я (Атман). Эта самореализация произошла без многолетней духовной подготовки, обычной в подобных случаях, и без руководства со стороны гуру. Чуть позже он ушел из дома и стал отшельником на священной шиваитской горе Аруначала, практикуя непрерывное созерцание Я. Постепенно вокруг него сложился круг последователей, образовавших ашрам (Раманашрам, существует до сих пор) и давших ему титулы БхагаваНу Махариши (великий святой). Мировоззрение Р. М. в целом находится в русле идей недуалистической веданты. Единственная реальность — это Я, Атман, отличный от всего внешнего. Мир и индивидуальность ирреальны. «Я есмь» — первичная интуиция, понятная каждому. Для того чтобы проникнуть к первоистоку реальности, следует очистить Я от всех неверных привязок его к действию, мышлению, волению и т. п. Основным методом выступает атмавичара, или самоисследование, состоящее в интенсивном сосредоточении на внутреннем чувстве. При появлении различающих мыслей всегда следует задаваться вопросом «кто я?». Переживание чистого Я стирает кармические следы (васаны) и в конце концов приводит к окончательному освобождению. Индивидуальное сознание (ложное «я», ахам) растворяется в Атмане. Истинное Я не имеет точной пространственной локализации, но в познавательных целях удобно представлять его в правой части груди («правостороннее сердце»), Р. М. не отрицал иных способов постижения реальности, но считал их менее эффективными. Всякое просветление происходит только изнутри, поэтому он почти никогда не говорил о Боге или Абсолюте как о чем-то внешнем по отношению к человеку. Р. полагал, что атмавичару можно практиковать всегда и везде. Сам Р. М. не считал свое учение чем-то уникальным и не воспринимал его как религию. Последователи Р. М. есть в разных странах мира, в том числе в России.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм