РАМАКРИШНА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Рамакришна
Гададхар Чаттопадхьяя, 1834/36–1886), индийский бенгальский мистик, страстный поклонник (бхакта) Великой Матери, одновременно исходивший из убеждения (основанного на мистическом опыте) в единстве всех религий. Его учение, в котором главная роль отведена веданте, образует ядро Миссии Рамакришны, международного движения, введенного Вивеканандой (ум. 1902) во Всемирный конгресс религий в Чикаго (1893).

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

РАМАКРИШНА

род. 20 февр. 1834, Камарпукар, Бенгалия - ум. 16 авг. 1886, Калькутта) - инд. мыслитель и религиозный реформатор. Популярную форму веданты (Шанкары) он объявил сверхфилософией, к которой сводятся все религии мира и в которой их формы молитвы получают свое завершение и гармонию. По Рамакришне, главное требование религиозной этики не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Его ученик Вивекананда (1862-1902) основал миссию для распространения идей Рамакришны в Индии и Америке.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РАМАКРИШНА
Гададхар Чаттер-джи, 1836-1886) реформатор индуизма. Развил идеи вишишты-адвайты, признающей реальность посюстороннего мира, рассматривающей его как часть абсолюта -брахмана. Опираясь на идеалистич. учение веданты о бессмертии души, проповедовал равенство людей. Отстаивал идеи улучшения миря путем ликвидации рслкг. различий. Обществ, деятельность Р. понимал как всеобщую заботу о «духовном совершенствовании». Хотя проповедь Р. носила характер пассивного протеста, она призывала к нац. единству.

Источник: Атеистический словарь

Рамакришна
одна из ведущих фигур индийского возрождения Х1Хв. Он получил подготовку в традициях классического индийского мистицизма, но ушел далеко за пределы индийской духовной практики, пережив просветление в такой форме, которая включала и дуализм, и нондуализм. Рамакришна был женат, однако при этом утверждал, что вел «жизнь абсолютного отречения», не имея сексуальных контактов. Его жена Сарада была известна под именем Святая Матерь; и была признана святой. Рамакришна не придерживался традиционных для священников пищи и табу и говорил о своем чувстве отождествления с Иисусом из Назарета и Аллахом. Один из самых известных его учеников - Свами Вивекананда.

Источник: Новые религиозные движения.

РАМАКРИШНА
(Ramakrishna) — индийский святой; р. 20. 2. 1834 (Камарпукур, Бенгалия) — ум. 16. 8. 1886 (Калькутта); популярную форму веданты, разработанную Шанкарой, он объявил сверхфилософией, к которой сводятся все религии мира и в которой их формы молитвы получают свое завершение и гармонию. Его ученик Вивекананда ( 1862—1902) основал миссию для распространения идей Рамакришны в Индии и Америке. Тексты: The Gospel of Ramakrishna, 1907; Ramakrishna — Worte des Meisters, 1949; Werke, 1963.
R. Rolland. La vie de R., Paris, 1929, dt. 1930; O. Wolff. Indiens Beitrag zum neuen Menschenbild, 1957; S. Lemaître. R. in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, 1963; H. Bückle. Dialog mit dem Osten, 1965; C. Isherwood. R. and His Disciples. London, 1965; H. Torwesten. R. und Christus oder das Paradox der Inkarnation, 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РАМАКРИШНА
(монашеское имя; настоящее имя Гададхар Чэттерджи) (1836 - 1886) - индийский религиозный мыслитель, общественный деятель, реформатор индуизма. Брахман, затем аскет, увлекшийся ведантой, стремившийся обрести свое единство с Абсолютом, хорошо знакомый с мусульманской и христианской мистикой, создал свое учение о духовном родстве всех религий, близкое пантеизму («все живое есть Бог»). Считал, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия. В качестве главного требования религиозной этики выдвигал не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Имел огромный авторитет и МНОГИМИ почитался как святой. Оказал большое влияние на идеологию индуизма нового времени и национальное движение. Непосредственный продолжатель его учения Вивекананда основал миссию для распространения идей Рамакришны в Индии и Америке.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Рамакришна
(настоящее имя — Гададхар Чаттерджи) (1834—86) — общественный деятель Индии середины 19 в., реформатор индуизма. Р. выступал с проповедью единой всечеловеческой религии, философские предпосылки к-рой взяты из веданты и шакти-тантры. Он пытался примирить различные школы веданты, представив их в виде различных ступеней йогического духовного опыта. Признавая высшим началом бытия лишенный внутренних различий абсолют Шанкары (ниргуна брахман), он в то же время выступал против концепции иллюзорности мира, отстаивал важность общественной деятельности. Последняя понималась им весьма узко и сводилась в основном к филантропии и заботе о всеобщем «духовном совершенствовании». В последнем Р. видел ключ к преодолению бедствий железного века (кали-юга) , характеризующегося всевластием денег, засильем иноземных поработителей и т. д. В его высказываниях о кали-юге яркие обличения последствий англ. колониального господства сочетаются с наивным убеждением в возрождение науки посредством веры. Проповедь Р. не выходила за рамки пассивного протеста против колониальных порядков. Все же его пропаганда единой религии в условиях тогдашней Индии с ее многочисленными религиозными сектами и вероучениями, являвшимися пережитками феодальной идеологии, звучала как своеобразный призыв к национальному единству.

Источник: Философский словарь. 1963

РАМАКРИШНА
монашеское имя; наст. имя - Гададхар Чаттерджи) (18.2.1836, Камарпукур - 16.8.1886, Калькутта), инд. мыслитель и религиозный реформатор. В юности был индуистским жрецом. Выступил с проповедью «спасения Индии» через обра­щение к духовно-религ. опыту человечества. Считая, что все религии истинны и представляют собой «различ­ные пути к одному и тому же богу», Р. проповедовал единую духовную всечеловеч. религию, безразличную к конкретным проявлениям. Филос. основа этой рели­гии Р.- идеи веданты и тантризма; Р. старался объе­динить воззрения различных школ веданты (адвайта-веданта, двайта - см. Мадхва, Вишиштаадвайта), представляя их в виде различных ступеней постиже­ния первичной реальности. Признавая в качестве этой реальности брахмана, лишенного внутр. различий (кон­цепция Шанкары), Р. отвергал т. зр. Шанкары об иллю­зорности эмпирич. мира: по Р., эмпирич. мир столь же реален, как и брахман, возникая из него в результате эволюции. Это вело Р. к провозглашению своего рода пантеизма («все живое есть бог») и, в частности, возможности полного тождества брахмана и человека. Путем к реализации божеств. начала Р. считал практич. вы­полнение религ.-этич. предписаний, составляющее, по его мнению, сущность духовной религии; содержа­щийся в них идеал отречения идентичен у Р. с исполне­нием своих обязанностей. Жизнь Р. явилась примером воплощения проповедуемых им принципов; взгляды Р. оказали значит. влияние на идеологию индуизма но­вого времени, став существ. компонентом идеологии инд. национализма. Непосредств. продолжателем Р. был Вивекананда.

Источник: Советский философский словарь

РАМАКРИШНА
(Гададхар Чаттопадхьяя, 1836-1886) выдающийся индийский мистик, религиозный учитель. Родился в брахманской семье, недалеко от Калькутты. С юношеских лет служил в качестве помощника жреца в храме богини Копи в Дакшинешваре, около Калькутты. Был чрезвычайно ревностен в своем служении ей, доходя даже до экстаза и потери сознания. Позже ушел из храма, жил как аскет, а также как тантрический практик. Познакомился с адвайта-&длнтой принял отречение от мира. Углубляя духовные поиски, Р. пропускал сквозь себя мир других религий, созерцал Бога в «форме» Христа, Мухаммада, Будды, Кришны. Постепенно растет известность Р., к нему в Дакшинешвар стекаются паломники, а потом и ученики, которые и присвоили ему почетный титул «Парамаханса», дававшийся самым святым подвижникам. Умер Р. от рака горла, во время одного из своих экстазов. Р. органично совместил в своем учении традиционный индуизм с новыми духовными веяниями. Не отвергая никакие способы богопочитания и богопознания, он отводил им разные ступени на лестнице общего духовного пути. Бог пребывает везде, есть он и в сердце человека, однако тот не видит его из-за майи. Майя двойственна. С одной стороны, это авидья-майя («пелена незнания»), или страсти человеческие и различающий ум — именно такая майя уводит человека от Бога; с другой — это видья-майя, или разные способы богопознания (медитация, молитвы, отречение и т. д.). Эта майя лучше первой, поскольку помогает человеку избавляться от авидьи, но она становится ненужной, когда человеческая индивидуальность растворяется в неописуемом Брахмане. Р. использовал также понятие «дайя», или сострадание, помогающее увидеть Бога в каждом живом существе. Цель человеческой жизни — познание Бога, для чего необходимо избавиться от внешнего «я». Когда такое эгоистическое «я» растворяется в самадхи9 остается «я» сокровенное, сохраняющее связь с божественным источником. Для Р. важен именно личный мистический опыт, никакое книжное знание он не приемлет. Р. отрицал кастовые ограничения, не верил в фатальность кармы, сомневался в переселении душ, полагал, что богопознание доступно любому. Р. уважал и все виды йоги, особенно выделяя среди них бхакти-йогу. Идеи Р. оказали мощное влияние на неоиндуистские движения, личность его вызывала интерес у Л. Толстого, Р. Роллана, Н. Рериха, М. Ганди, Дж. Неру. Р. был учителем Свами Вивекананды. Идеи Р. распространяет в настоящее время Миссия Рамакришны.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

РАМАКРИШНА
монашеское имя; в миру – Гададхар Чаттерджи) (20 февр. 1834 – 16 авг. 1886) – представитель неоиндуизма, проповедник гуманистич. идей и обществ. деятель Индии. Его мировоззрение формировалось под влиянием крупнейших мировых религий, представленных в Индии; а также в процессе длит. занятий практикой мистицизма по принципам йоги. Р. считал себя последователем абс. идеализма веданты, однако признавал реальность материального мира, пытаясь тем самым как-то объединить абс. монизм (адвайта) Шанкары и огранич. монизм (вишиштадвайта) Рамануджи. Р. значителен своим практич. учением, к-рое он излагал в форме устных проповедей и притч. Р. утверждал, что для возрождения Индии и всего человечества необходимо прежде всего распространение религ. духа, к-рый является единств. фундаментом социальной жизни. Высшей целью земной жизни человека Р. считал постижение бога через безграничную к нему любовь и преданность (бхакти), осуществляющееся не путем аскетич. отречения от мира, а через выполнение каждым человеком своих земных обязанностей. В условиях тогдашней Индии это истолковывалось как необходимость участия в обществ. переустройстве, в нац.-освободит. движении. Служение богу, согласно Р., совпадает со служением своему ближнему, ибо бог – в каждом человеке, и все равны перед богом. Т.о., Р. выступал против кастового и нац. неравноправия. Гуманизм Р. получил дальнейшее развитие в его проповеди единения религий: все они имеют одну и ту же сущность, ведут к одной и той же цели, а боги каждой религии являются лишь различными именами одного и того же абс. духа, одной и той же духовной субстанции. Призыв к религ. солидарности содействовал ослаблению характерного для Индии религ.-общинного фанатизма. Идеи Р. способствовали пробуждению нац. самосознания инд. народа, объединению различных социальных и религ. слоев инд. общества. Благодаря проповедям Р. идеология инд. национализма с самого своего зарождения приобрела религ. характер. Среди мн. учеников и последователей Р. самым выдающимся является Вивекананда. Основанное им об-во "Миссия Рамакришны" (1897) остается и поныне одним из гл. центров религ. активности в Индии. Лит.: Ольденбург С. Ф., Совр. индийский святой, "Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1900, ч. 329, июнь; Мюллер М., Шри Рамакришна Парамагамза. Его жизнь и учение, пер. с англ., М., 1913; Рамакришна Б. Ш., Правозвестие Р., СПБ, 1914; ?оллан Р., Жизнь Р., Соч., т. 19, М., 1936; Nirvedananda S.,Sri Ramakrishna and spiritual renaissance, Calcutta, 1940; Gambhirananda S. (publ.), Life of Sri Ramakrishna, Calcutta, 1955; его же, History of the Ramakrishna math and mission, Calcutta, 1957; Ramakrishna 1836–1886. Memoirs of Ramakrishna. Comp. by S. Abhedananda, 2 ed., Calcutta, 1957; Das A. C., A modern incarnation of God. A commentary on the life and teaching of Sri Ramakrishna, Calcutta, 1958; Lemaitre S., Ramakrishna et la vitalit? de l´indouisme, P., 1959; Nehru J., Sri Ramakrishna and Swami Vivekanadda, 3 ed., Calcutta, 1960; Usha ?. ?., A Ramakrishna vedanta wordbook, Hollywood, 1962. H. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • МИССИЯ РАМАКРИШНЫ

            религиозно-общественная орг-ция, создана в 1897 Свами Вивеканандой. Штаб-квартира в Белуре под Калькуттой (см. БЕЛУР-МАТХ). В соответствии со взглядами своего основателя, опирается на монаше