РАМ МОХАН РОЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

РАМ МОХАН РОЙ

Известный индийский реформатор, который переехал в 1833 г. в Англию и там скончался.


Источник: Теософский словарь

Рам Мохан Рой

1772-1833) - инд. обществ, деятель, религ. реформатор, идеолог неоиндуизма. Р. Р. критиковал ортодокс. индуизм за его политеизм, идолопоклонство, кастовое деление, самосожжение вдов и т. п., развивал идею равенства людей перед единым богом, к-рого представлял неперсонифицированным универсумом. Р. Р. разработал религ.-филос. систему, в к-рой объединил элементы индуизма, ислама и христианства.

Источник: Атеистический словарь

РАМ МОХАН РОЙ

(22 мая 1772 – 1833), – инд. религ. и социальный реформатор, идеолог неоиндуизма, основоположник светского образования и бенг. нац. лит-ры. Религ.-филос. взгляды Р. сформулированы в трактатах "Дар монотеистам", "В защиту индусского теизма", комментариях к "Краткому изложению Веданты", предисловии и комментариях "Упанишад" и других др.-инд. текстах. Р. выступил как критик индусской ортодоксии (хотя и признавал непогрешимость Вед) с ее политеизмом, идолопоклонством и религ. неравноправием. Р. развил идею рациональной, последовательно монотеистич. религии, в к-рой синтезировались элементы индуизма, ислама и нек-рых этич. принципов евангелич. христианства. В основе этой религ. системы – представление о едином неперсонифицированном божестве, управляющем универсумом и являющемся его единств. первопричиной. Но филос. позиции Р. не были последовательны: вступая в противоречие с развиваемой им объективно-идеалистич. концепцией, Р. утверждал несотворимость материального мира; он заявлял, что нематериальное божество не "могло быть материальной причиной" атомов (ану), из к-рых состоит материя. Р. выражает уверенность в существовании природных закономерностей и причинных связей, к-рые познаваемы. Философия и религия, согласно Р., должны служить социальному идеалу – преобразованию действительности на основе разума и справедливости. Он выражал сочувств. отношение к зап.-европ. революц. движениям и был глубоко убежден в том, что "народные движения" в конечном счете одержат победу над "врагами свободы, приверженцами самодержавия". Борьба Р. против индусской реакции, проповедь единобожия и религ. универсализма, выступление против кастового неравноправия и разделения людей, против дикости ср.-век. традиций способствовали пробуждению нац. самосознания инд. народа. Соч.: The English work, Allahabad, 1906. Лит.: Комаров Э. H., Рам Мохан Рай – просветитель и провозвестник нац. движения Индии, в сб.: Общественно-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962, с. 5–65; Singh J., Rammohum Roy, v. 1, Bombay, 1958; Collet S. D., The life and letters of raja Rammohum Roy, Calcutta, 1962. С. Кедрова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.