РАЙТ Артур
РАЙТ (Wrieht) Артур
1913 - 1976. Синолог, проф. Иельского ун-та. При весьма широком круге науч. и педагогич. интересов (политология, философия, история, религиоведение, культура Китая) гл. место в его исследованиях занимает проблема места и роли буддизма в кит. духовной жизни, философии и культуре. Его докт. дис. "Фо Тудэн: биография" (1948), посвященная жизнеописанию инд. проповедника (ум. 349), стала эталоном исслед. житийной литры кит. буддизма с конкретно-историч. т. зр. Разработка этой темы продолжена Р. в ст. "Биография и агиография" (1954) о памятнике кит. буд. агиографии "Гао сэн чжуань". Р. предложил схему периодизации буд. проникновения в культуру Китая: 1) 65 - 317, "пер. подготовления"; 2)317 - 589, "пер. доместикации", т.е. включения буд. мировоззрения и религии в местную духовную среду; 3) 589 - 900, "пер. принятия и независимого развития"; 4) после 900, "пер. присвоения", когда буддизм становится непосредств. частью собственно кит. духовной культуры ("Буддизм и кит. культура: фазы взаимодействия", 1957). Конкретизируя эту схему, Р. в ряде соч. указал, в каких кругах, классах и группах буддизм нашел отклик, отметил сложности периодизации, связанные с определением границ переходных периодов, рассмотрел возможности более дробного и конкретного членения процесса адаптации буддизма к кит. почве. Влияние указ, схемы прослеживается в известной монографии Е. Цюрхера "Буд. завоевание Китая" (1959), в исследованиях, посвященных эпохе Тан (618 - 906), напр, в выпущенном Р. совм. с Д. Твитчетом сб. "Перспективы Танского времени" (1973) о политич. практике, установлениях, учреждениях, лит-ре и духовной жизни Китая в указ. пер. Посвятил спец. работу проблеме борьбы против буддизма в кит. культуре с традиц. идеологич., религ. и политич. позиций ("Фу И и неприятие буддизма", 1951); эта тема была продолжена в зап. синологии исследованиями антибуд. выступлений Хань Юя и др. гос. деятелей и идеологов эпохи Тан. В ст. "Кит. яз. и иностр. идеи" (1953) рассмотрел понятийный инструментарий кит. культуры, предоставив для последующих сравнительных исследований европ. и кит. философии значительный методологич. материал. Предложил применительно к Китаю употреблять выражение "история мысли", а не термин "история философии", к-рый возник на зап. почве и не соответствует природе и "иерархии проблем", рассматривавшихся кит. мыслителями. Р. выступил в качестве ред.-издателя ряда получивших междунар. известность науч. сб-ков: "Кит. цивилизация и бюрократия" (1964), продолжающего направление исследований Э. Балаша; "Конф. личности" (совм. с Д. Твитчетом, 1962) и др. *The Chinese Language and Foreign Ideas. // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953; Confucianism and Chinese Civilisation (ed.). Stanf., 1975; Studies in Chinese Buddhism. New Haven - L., 1990; "Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао con чжуань). Пер. с кит. М.Е. Ермакова. Т. 1. М., 1991. С. 12, 14, 29. П.М. Кожин